Исторический материализм и теория научного коммунизма.
Глава вторая
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Общая социологическая теория.Уровни социологического познания.
Системанаучного познания марксистской социологии обладает сложной структурой, отражающей различные типы и уровни исследования социальной действительности. Теоретический и прикладной аспекты изучения общественной жизни присутствуют здесь в неразрывном единстве.
Особое место в структуре социологического знания нанимает исторический материализм. С одной стороны, он является философской теорией общества, ас другой – общей социологической теорией. Философское содержание исторического материализма, диалектико-материалистическое понимание истории – раскрывается в философии марксизма, специально-научное, собственно социологическое – в марксистской социологии. Будучи социально-философской теорией общества, исторический материализм опосредует связь философии со всеми социальными и гуманитарными науками, Будучи общей социологической теорией, исторический материализм в то же время является общей теоретической и методологической основой всех других социальных, и гуманитарных наук.
Исторический материализм как общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории входят в состав теоретического уровня знания.
Как общая социологическая теория, исторический материализм изучает взаимодействие различных сторон общественно-экономических формаций: производительныхсил и производственных отношений, производственных и социально-классовых отношений, базиса и надстройки, экономики и политики, социально-классовых отношений и форм общественного сознания, форм общественного сознания и социально-политической организации общества и т. д. при определяющем значении стороны экономической.
Предметом исследования общей социологической, теории выступает общество в целом с присущими ему законами развития и функционирования. Сформулированные в общей социологической теории законы и категории отражают существенные и необходимые связи между важнейшими структурными компонентами общества: экономикой, политикой и идеологией.
Специальные социологические теории изучают формы проявления и механизмы действия в отдельных сферах жизни общества общих и специфических законов, характерных для данной общественно-экономической формации иди данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах.
Предметом специальных социологических теорий являются относительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, закономерности их развития и функционирования.
Специальные теории выполняют роль переходных звеньев от общей социологической теории к Эмпирическим социологическим исследованиям, проводимым в различных областях социальной действительности. Знания, полученные в результате, эмпирических социологических исследований, составляютэмпирический уровень социологического знания, служат эмпирической базой специальных социологических теорий и обеспечивают связь общей социологической теории с живой действительностью. Указанные уровни образуют вертикальный срез социологического познания.
Горизонтальный срез образует большое число отраслевых социологий, которые изучают отдельные сферы жизнедеятельности общества. Необходимость дифференциации социологии на отдельные отрасли обусловлена многообразием социальных явлений и процессов, в обществе относительно самостоятельных сфер материальной и духовной жизни.
Основные отрасли социологической науки определяются спецификой этой науки, рассматривающей общество в его целостности, в органической взаимосвязи экономической, социальной, политической, идеологической сторон его жизнедеятельности. При исследовании различных сторон и сфер жизнедеятельности общества социология выделяет свой специфический аспект. Социологический подход к отдельным сторонам общественной жизни и их сферам отличается от подхода частных общественных наук своей комплексностью. Это означает, во-первых, что люди, участники событий в любой сфере общественной жизни рассматриваются социологией как носители всей совокупности общественных отношений; во-вторых, что деятельность людей исследуется как единство объективных и субъективных факторов. С одной стороны, социология учитывает объективные условия человеческого существования, объективные общественные отношения в которые включена личность, объективные потребности диктующие основные направления и цели ее деятельности. С другой стороны, она призвана исследовать субъективные факторы, мотивы, установки и ценностные ориентации людей. Это характерно для всех уровней социологического знания.
Общая социологическая теория и материалистическое понимание истории.
Общая социологическая теория рассматривает любое социальное явление как элемент социальной целостности. В ее рамках формируются основные методологические установки изучения данного социального явления или процесса, которые конкретизируются на уровне специальных социологических теорий. Ценность ее состоит в том, что она дает возможность соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым и тем самым научно объяснить их, выявить их подлинный генезис, структуру и функцию.
Подход к пониманию общества с позиций общей социологической теории марксизма – это, прежде всего подход материалистический. Материалистическое понимание истории выводит социальные явления и их изменения не из божественного начала или абсолютной идеи, как религия и объективный идеализм, не из сознания и воли отдельных личностей, как субъективный идеализм, а из реальных условий жизнедеятельности реального общественного человека. Не сознание определяет жизнь, а жизнь сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительности жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание1.
Одновременно историко-материалистический подход к обществу, к социальной действительности есть подход диалектический. В качестве материалистического понимания истории исторический материализм выступает как научная методология познания и объяснения явлений и процессов общественной жизни в их закономерной взаимосвязи и взаимозависимости, как способ обнаружения источников общественных процессов в их внутренних объективных диалектических противоречиях.
Историко-материалистический подход предполагает рассмотрение общества как целостного социального организма, выявление общего в мировой истории и специфического для данного ее этапа; анализ разнообразных социальных явлений и процессов в определенном социально-историческом контексте соответственно их собственной природе.
Только через анализ конкретно-исторических ступеней развития общества (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) можно постичь его реальную сущность, через исследование отношений и действий реальных личностей конкретной эпохи – выявить действительную природу человека и через познание определенных исторических процессов – вскрыть общие закономерности социального процесса.
Исторический материализм и теория научного коммунизма.
Конкретно-исторический анализ, применяемый к исследованию социальных явлений и процессов коммунистической общественно-экономической формации, наряду с историческим материализмом как общей социологической теорией включает теорию научного коммунизма.
Теория научного коммунизма созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, развитая в новых исторических условиях и примененная на практике Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими партиями, есть теоретическая основа социологических исследований любых явлений, процессов и сфер жизнедеятельности социалистического общества. Эта теория, изучающая закономерности перехода от капитализма к коммунизму и закономерности развития коммунистической общественно-экономической формации, есть одновременно и самостоятельная наука, и необходимая теоретическая основа социологических исследований развитого социалистического общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|