Сделай Сам Свою Работу на 5

Базовые принципы раннего воспитания





Чем лучше знаешь способы учения/познания маленького ребёнка, тем легче помочь ему развиваться.  
Педагогические работники (воспитатели, в первую очередь) должны иметь основной целью всестороннее развития ребенка, его уникальности. Сформулированные нами принципы, представляют собой важнейшие положения/посылки для педагогических работников в плане принятия решений относительно взаимоотношений с детьми и их семьями, способов организации контекстов и практик воспитания, в том числе игровой деятельности.
Принцип признания ребенка как цельной натуры (целостной личности) Личностно-ориентированное воспитание ребёнка, важнейший и общепринятый принцип современного образования, предполагает, в частности, непрерывное/постоянное внимание со стороны педагогических работников к познанию и индивидуальности ребёнка, адаптированию образовательных программ к особенностям детей раннего возраста. В этом контексте, признание целостности личности ребёнка, со своими чертами, потребностями, способностями, потенциалом, находящимися в постоянных взаимосвязях, выступает важнейшим условием формирования специфическими средствами гармонично развитой личности. Такой подход, в первую очередь, предполагает, признание уникальности каждого ребёнка, личности формирующийся во взаимосвязи её духовной, физической, познавательной и социальной сторон, каждая из которых в равной мере значима и может выступать целью раннего воспитания. Как следствие, учебные программы для детей 1-7 лет, должны включать в своё содержание не только когнитивную компоненту, но и такие компоненты как: аффективное и психомоторное развитие, но таким образом, что бы развития каждой стороны личности было взаимосвязано. Развития одной черты личности должно поддерживать и мотивировать развитие другой (других) в рамках вариативных учебных ситуаций. Таким образом, например, деятельность, имеющая основной целью решение познавательных задач, может включать в себе и задачи формирования моральных качеств ребёнка. При этом, важнейшая роль отводится гибкости и творчеству воспитателя. Целостный характер личности ребёнка определяется и его индивидуальными потребностями в познании и формировании, считающимися в современной педагогике, отправной точкой процесса воспитания/педагогического воздействия. В современной педагогике, в противовес традиционной педагогике дошкольного воспитания, потребности дошкольника не классифицируются только на базовые, физиологические или связанные с защитой или уходом за ребёнком, а рассматриваются значительно шире: аффективные (любовь, чувство собственного «я», и т.д.), познавательные, действенные, личностного утверждения и др. Каждая из этих потребностей у каждого ребёнка проявляется по-разному и в разные периоды. Это нужно знать, понимать и интерпретировать с точки зрения их взаимосвязи и взаимозависимости, а также с точки зрения методологии воспитания детей раннего возраста. Ребёнок всегда находится в той или иной культурной, социальной или семейной среде, в рамках которой формируются мотивы, отношения, убеждения, ценности, выступающие впоследствии определяющими при усвоении образовательных программ. Ребёнок приходит в детский сад со значимым социо-культурным опытом, который затем развивается и расширяется. Поэтому первоначальное и постоянное усилие познать ребёнка, которого воспитатель должен/обязан направить в правильное русо развития, необходимо расширять в плане установления взаимосвязей с другими важными для ребёнка данными. Признание ребёнка в качестве субъекта воспитания открывает новые пути диверсификации и индивидуализации воспитательного процесса.  
Принцип обеспечения прав ребёнка Адаптирование общих норм, которые бы регулировали, процесс раннего воспитания предполагает идентификацию ряда положений из таких международных документов как: → Конвенция прав ребёнка (сентябрь, 1990) → Декларация международной конференции «Образование для всех» (Жомтьен, Тайланд, 1990) →Саламанская Декларация (об обеспечение качества образования для всех, 1994) Обобщая указанные документы можно выделить следующие их важные положения:
  • Обеспечение равных возможностей воспитания и гармонического развития индивидуального потенциала каждого ребёнка, независимо от пола, расы, религии, языка, специальных потребностях;
  • Обеспечение помощи и ухода за ребёнком со стороны взрослых, семьи, общества, социальных служб;
  • Обеспечение уважения ребенка, обеспечивающего его право на свободное выражение и принятие решений.
Кроме указанных документов международного значения, представляющих собой источник разработки фундаментальных прав ребёнка, и на которые необходимо опираться в рамках воспитательного процесса, существуют и другие перспективы и подходы к правам ребёнка, а именно, усвоение фундаментальных ценностей общества, развитие личностных ценностей, воспитание уважения к правам других, и к собственному «я», толерантность, сотрудничество, уверенность, порядочность, старательность, получения удовольствие от труда. Признание указанных ценностей, как важнейших для воспитательного процесса, означает и право ребёнка на эти ценности. Уважения прав ребёнка не реализуется автоматически, без определенных обязанностей со стороны взрослых или ответственных структур. Право ребёнка в самом строгом смысле этого слова, это обязанности воспитателей. Именно воспитатели призваны обеспечить права детей в детском саду, подключая к этому процессу всех детей, а также других участников образовательного процесса. Примеры: 1. Право ребёнка:быть услышанным и иметь возможность выразить своё мнение. Это право предполагает и обязанности: · Для ребёнка: говорить и слушать, не монополизировать дискуссию; · Для воспитателя: стимулировать общение, координировать коллективную дискуссию, формировать коммуникативные умения. 2. Право ребёнка:воспитываться в дружеской, благоприятной, положительной атмосфере, в которой его поддерживают и мотивируют. Данное право предполагает такие обязанности как: · Для ребёнка: сотрудничать и участвовать в деятельности, уважать правила поведения, быть благодарным; · Для воспитателя: создавать адекватную атмосферу для воспитания, поддерживать хорошие, уважительные, стимулирующие отношения с ребёнком.
Принцип содействия/посредничества в учебном процессе Данный принцип предполагает вариативность формирующих эффектов в психофизическом плане, благодаря посредническому влиянию взрослого и познавательному контексту, направленному на усвоения реальности и максимального развития индивидуальных возможностей ребёнка. Этот принцип находит обоснование в последних исследованиях психологов относительно изменяемости когнитивных структур, определяемых как личностные способности, которые могут модифицироваться и развиваться под влиянием внешнего опыта посредником стимулов, а не только через непосредственное сообщение информации. Таким образом, представители социальной и когнитивной психологии из Женевы обосновали значимость социального аспекта в развитии ребёнка, о чём писал и J. Piaget, подчеркивая, что «когнитивное развитие не происходит в силу простого взаимодействия ребёнка с обществом/миром, а через посредничество социального взаимодействия с одним или несколькими людьми7. Материалы, проэкспериментированные указанными авторами, выступают значимыми указаниями для организации воспитания: преодоление эгоцентризма посредством коллективных задач и создание когнитивного или социально- когнитивного конфликта для ребёнка, смешанных групп для учения: неконсервативный ребёнок - консервативный ребёнок в рамках одного и того же возраста. Модель когнитивного развития ребёнка по J. Piaget была развита теорией усвоения когнитивных умений, предложенной R. Fisher (1980). В данной теории внешний фактор когнитивного развития - это контекст (опыт образовательной среды и индивидуальные генетические структуры), в котором происходит учения и развитие способностей. Для R. Fisher, каждый ребёнок развивается по разному, различные контексты способствуют формированию различных способностей. К данной теории можно добавить и исследования R. Feuerstein8, в которых подчеркивается роль взрослого (родитель, воспитатель) в качестве посредника учения ребёнка и организатора его учения, доказывая при этом, что, познание является более эффективным, если увеличивается качество/количество участия в этом процессе посредников (родителя, воспитателя). В свою очередь, известный русский психолог Л. Выготский, признаёт значимость посредничества/участия для более качественного познания, в своей теории о зонах развития. На самом деле, влияние зоны ближайшего развития на ребёнка возможно только через участия взрослого и элементов образовательного контекста в этом процессе. Выводы. Контролируемая вариативность посреднических факторов, имеющих место в любом образовательном действии: контекст, взрослый, социальное взаимодействие могут ускорить/перегнать развитие тех или иных компонентов, считающимися специфическими только для данного возраста. Задача воспитателя состоит в том, чтобы осознать формирующую ценность указанных факторов и в соответствии с ними осуществлять воспитательный процесс.
Принцип дифференциации и индивидуализации Дифференциация и индивидуализация предполагают: - раннюю идентификацию детей с различными отклонениями, особенно с теми отношениями, которые приведут впоследствии к школьной неуспеваемости; - внедрение куррикулумных программ, реализующих принцип дифференциации и индивидуализации, и которые позволили бы предупредить появления социальных проблем, причин, приводящих к неуспеваемости или к недостаточному развитию отдельных способностей; - применение комплексных социальных, медицинских, психопедагогических действий, которые дублируют дифференцированное образовательное влияние на детей; - обеспечение образовательного влияния в раннем возрасте с целью преодоления трудностей и, соответственно, развития специальных способностей в рамках толерантной и гибкой воспитательной среды, характерной для детских дошкольных учреждений; - обеспечение равных шансов на индивидуальное развитие детей и их подготовка к социальной и школьной интеграции. Дифференциация и индивидуализация должны стать, постоянной заботой воспитателей на протяжении всего воспитательного процесса, проявляясь/отражаясь в планировании, организации и реализации учебной деятельности. Дифференциация и индивидуализация (куррикулумный план) предполагают комплекс системных действий воспитателя, имеющих целью установление индивидуальных потребностей ребёнка или группы детей и создание обучающего контекста, обеспечивающего реализацию выявленных потребностей.   В этом смысле, предлагаем практиковать куррикулумную дифференциацию, предполагающую адаптацию содержания воспитания, дидактических процессов (стратегии) психологического окружения, ресурсов к планируемым результатам воспитания. Дифференциация и индивидуализация не ограничиваются установления взаимосвязей между воспитательными воздействиями и индивидуальными особенностями детей. Они предполагают, в первую очередь, активизацию и максимальную реализацию реального потенциала ребёнка, ускоряя тем самым его развитие. Это означает, что дифференцированная педагогическая деятельность должна быть ориентирована на «зону ближайшего развития». Признавая идею, что дидактические методы позволяют в той или иной степени ускорить развития детей10, дифференциация и индивидуализация представляют собой побудительную силу этого развития.  
Игровой принцип обучения Игра - основная деятельность детей 1-7 лет, посредством которой они развиваются естественно. Все типы игр должны использоваться в воспитательском процессе.  
Принцип интегрированного подхода к куррикулуму На раннем этапе воспитания межпредметность выступает как необходимость, определяемая естественными потребностями ребёнка взаимодействовать с окружающей средой (физической или социальной), познания и овладения этой средой. Такой подход может быть реализован только в условиях межпредметного куррикулума. При разработке такого куррикулума необходимо знать, что естественное учение ребёнка – это не простое усвоения научных знаний, а интегрирование информации, умений, отношений в рамках определенных тем, контекстов реальной жизни. Интегрированное освоение реальности позволяет ребёнку соприкасаться с различными областями знаний и человеческой деятельности, отраженными в учебных программах в соответствии с окружающей реальностью и обеспечивающих усвоение понятий и закономерностей, приёмов работы и инструментов познания реальности. Также, межпредметный подход к раннему воспитанию, позволяет принимать во внимания познавательные запросы и интересы маленьких детей. Выделяются, обычно, две функции межпредметного подхода: функция организации познания – интегрирования знаний в определенную информационную систему, что позволяет обеспечить более прочное их усвоение в силу имеющихся логических связей; и формирующая функция – обеспечивающая формирования учебных/познавательных умении, в том числе творческих, которые в последствии будут интегрированы в личностный стиль познания.  
Принцип разнообразия учебных ситуаций и контекстов Данный принцип подчеркивает значимость предложенных куррикулумом и воспитателем учебных ситуаций и контекстов, которые бы активно и в рамках различных аспектов включали детей в учебную деятельность. Нужно иметь в виду, что в течение дня ребёнок включается не только в решении учёбных задач; он кроме того кушает, спит, ходит в туалет и т.д. Чем вариативнее учебные контексты (в рамках учебных задач, физических упражнений, способов взаимодействия с другими и т.д.), тем значимее учебный опыт детей. Вместе с тем, вариативность контекстов позволяет переносить знания и умения из одной ситуации в другую, реализуя, тем самым, взаимосвязи и различные отношения между ними.  
Принцип сменяемости организационных форм деятельности и учебных стратегий Сменяемость организационных форм и дидактических стратегий представляет собой принцип, имеющий тесные связи с предыдущими. Учение реализуется посредством индивидуальных, парных или групповых заданий/задач (используется и взаимообучения). Каждая из названых форм имеет свои преимущества и свои недостатки. При этом важно, чтобы они использовались адекватно, в зависимости от индивидуальных особенностей детей, целей, содержания и этапа реализации программы дня. Смена стратегий обучения имеет в своей основе возрастные и индивидуальные особенности детей (для одних детей определенные стратегии могут быть более эффективными), типологию целей и предложенного содержания.  
Принцип сотрудничества/партнёрства с семьей и обществом (определенными общественными структурами) Установления естественных партнёрских отношений между воспитателем и семьей является необходимостью. Именно партнерство обеспечивает последовательность и адекватность воспитательного действия; семью необходимо считать активным партнёром и не рассматривать её как субъект, воспринимающий информацию воспитателя о прогрессе своего ребёнка. Вместе с тем, важным является понимание ценности раннего воспитания детей для общества и его участия в обеспечении равных возможностей на воспитание, развитие и уход за каждым ребёнком, независимо от успешности/неуспеваемости жизненного старта. Все названые принципы сформулированы на основе изучения современных подходов к развитию и познанию детей раннего возраста, а также, положений образовательных политик на международном уровне. Мы убеждены, что опора на указанные нормы/положения, поможет осуществлять процесс раннего воспитания в соответствии с ними и на другом качественном уровне, не исключая при этом использования самых последних научных данных психологии развития и дошкольной педагогики.  

 



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.