|
Факторы, определяющие рост и развитие ребенка
Первый семинар
Вопросы для обсуждения:
Развитие ребенка. Основные понятия и термины
Права маленьких детей
Области развития
Раннее детство. Почему оно так значимо?
Уход за ребенком,важнейший фактор его оптимального развития.
| | Уход за ребенкомпредставляет собой единство действий, осуществляемых родителями, воспитателями, медиками, общественными структурами, обеспечивающими здоровье, питание, психосоциальное и умственное развития ребенка.
| Понятие «уход»тесно связано с понятием «развитие»
Уходза ребенком означает ответ на его фундаментальные запросы в рамках:
- Защиты
- Питания
- Медицинской помощи
- Любви и отношений
- Взаимодействий и стимулирования
- Безопасности.
| | Уход –это больше чем «помыть» или «покормить», это единство практик/действий родителей, воспитателей, медиков и общественных структур, направленных на защиту и обеспечение здоровья, питания, развития и воспитания ребенка. Как следствие, уход за ребенкомпредставляет собой ключевой фактор успешного развития ребенка.
Потребности ребенка не изолированы друг от друга, они проявляются, зачастую, одновременно и требуют сейминутного удовлетворения. Очень часто, когда ребенок ещё очень маленький, родители с ним почти не общаются, дают ему пустышку и воспринимает ребенка как объект. Даже если родители удовлетворяют все остальные важные потребности ребенка – в случае необходимости идут с ним к врачу, обеспечивают безопасность и т.д. – дети, в последствии, сами себя могут воспринимать в качестве «объекта», безинициативного, с трудом интегрирующимся в общество.
Как следствие благоприятная среда, в которой развивается ребенок, сможет удовлетворить в то же время все его потребности.
Основные действия по уходу за ребенком: обеспечение безопасности, предоставление жилья, обеспечение одеждой, едой, предупреждения и лечения от болезни, общение и стимулирование, игры, социализация детей.
| Рост и развитие
Для понимания роста и правильного развития ребенка абсолютно необходима знания физиологии и патологии этого возраста.
|
| Рост ребенка – понятие, относящееся к специфическим изменениям физического плана. Например, увеличение количества клеток или увеличение их объема ведёт к увеличению роста, веса, длины рук, ног, а также к изменению формы тела ребенка. Таким образом, такие изменения могут быть легко замерены.
Рост ребенка, также означает биологическую дифференциацию, трансформацию, организацию, взросление и прогресс. Человек растёт на протяжении всей жизни, в силу того, что отжившие или мертвые клетки заменяются новыми. Самый высокий ритм роста имеют дети в первый год жизни: в этот период они утраивают свой вес и удваивают свой рост в сравнении с таковым на время рождения. Понятно, что отклонение роста в этот период очень опасны для дальнейшего развития ребенка. На следующем этапе раннего дошкольного возраста динамика роста ребенка несколько снижается. В подростковом возрасте ритм роста снова снижается.
| Рост и развитие – процессы взаимодополняемые
Часто эти понятье воспринимаются как синонимы, хотя они обозначают различные аспекты, указывают на различные характеристики.
|
| Развитие определяется, как увеличение или изменение простых форм в более сложные, конкретные. Это процесс управляемый, непрерывный, в рамках которого ребенок усваивает новые, более обширные знания, более вариативное поведение и разнообразные умение, хотя модель развития для всех детей, в общем, едина, ритм их развития различен. Ритм и качество развития ребенка связаны с физиологической зрелостью нервной и мускульной системой ребенка. Наследственные факторы и факторы среды, также влияют на ритм и качество развития ребенка. Все указанные факторы призваны обеспечить дифференциацию столь значимую для развития ребенка.
| Какие могут быть последствия?
Новорожденные и грудные дети, имеющие в своем развитии проблемы физического, поведенческого или познавательного планов: это дети, рожденные раньше времени, дети с маленьким весом, дети, не кормленные грудью и т.д.
|
| Процесс роста и/или развития может быть:
- Типичным/нормальным – предполагает усвоение некоторых умений и определенных поведенческих моделей в предсказуемом ритме и последовательности. В категорию «типичный» включаются и незначительные различия, и простые несоответствия (например, дети первого года жизни, которые научились ходить без того, чтобы ползать).
- Атипичным– характеризует детей, которые развиваются, с отклонением в развитии или характеризуются неполным развитием в сравнении с нормальным типом развития.
Дети с задержкой в развитии могут проявлять себе также, как деть маленького возраста в той или иной области.
Отклонения в развитии предполагают наличие одного элемента, который отличается от такого, характерного для нормального развития.
Анормальное развитие в одном или нескольких областях может иметь (или не иметь) отрицательное влияние на развитие и усвоение умений из других областей.
Существует много причин анормального/атипичного развития: генетические, плохое питание, болезни, лимитированные возможностей в познании (проблемы слуха, зрения, движения, умственные недостатки и т.д.)
| Внимание!
Ранее установление проблем и своевременные их разрешение, имеет зачастую, критическое значение для данных детей.
|
| Каждая проблема или неясная ситуация, возникшие в связи с ростом и развитием ребенка должны обсуждаться со специалистами (медиком, психологом, ит.д.), которые в каждом конкретном случае предложат необходимые рекомендации.
|
Права маленьких детей
ü Физическая безопасность
|
| ü Поддержка чувства собственной ценности
| ü Питание и адекватная медицинская помощь
|
| ü Возможность самовыражения
| ü Комплексная вакцинация
|
| ü Стимулирование творчества.
| ü Наличие хотя бы одного взрослого, к которому был бы привязан ребенок
|
|
| ü Наличие взрослого, который мог бы понимать и отвечать на запросы ребенка
|
|
| ü Предметы, которые он мог бы наблюдать, трогать, обонять, слушать, пробовать
|
|
| ü Необходимость воспринимать мир вокруг себе
|
|
| ü Стимулировать способность в говорении и понимании
|
|
| ü Помощь в обладании новыми двигательными умениями, умениями в общении и рефлексии
|
|
| ü Возможность выбора и ответственности
|
|
| ü Поддержка в развитии самоконтроля и реализации «проектов»
|
|
|
Доклад UNICEF „Situaţia copiilor în lume: Copilăria timpurie”, 2007
Другие права и
обязанности
| | ü Право воспитываться в такой среде, в который ребенок был защищен физически и эмоционально.
| детей,
| | ü Право доступа к образовательным средствам
| включенных
| | ü Право иметь воспитателя и поддержку
| в воспитательный
| | ü Право на компетентного воспитателя
| процесс
| | ü Право на уважение и корректное отношение
| | | ü Право на участие в воспитательском процессе
| | | ü Право на социальную помощь в случае необходимости
| | | ü Право на конфиденциальность
| | | ü Право на защиту от насилья
| | | ü Право на защиту от неоправданных запретов
| | | ü Право на понимание важности усвоенных знаний
| | | ü Право на учение с интересом и удовольствием
| | | ü Право на игру и релаксацию
| | | ü Ответственность делить с другими материалы и существующее оборудование
| | | ü Ответственность в использовании оборудования, избегая его возможных поломок
| | | ü Ответственность в сотрудничестве
| | | ü Ответственность в отношениях
| | | ü Ответственность в общение
| | | ü Ответственность в принятии точки зрения других
| | | ü Ответственность в собственных действиях и их последствиях
|
По Porte, Louis, Student behavior, Theory and Practice for teachers, Allen and co., 1996
Области развития
Существует много способов классификации областей развития. Самая известная классификация (по Блуму) включает три области:
- Психомоторную
- Когнитивную (познавательную)
- Социо-эмоциональную
| | Концепция, согласно которой ребенок рассматривается как единое целое, имеет в своей основе принцип взаимосвязанного участия всех областей в развитии ребенка. Ни один из аспектов развития не может проявятся самостоятельно. Вместе с тем, все умения, какими бы простыми или сложными ни были, они отражают общую взаимозависимость. Данные три области влияют на центрированность элементов нормального развития ребенка и предопределяют его эволюцию на протяжении процесса непрерывного развития.
Понимание важности каждой области развития помогает в создание «портрета» ребёнка, так необходимого для оценивания различных его характеристик, и, в первую очередь, познавательных и поведенческих. Динамика развития ребёнка в разных областях может быть различной: один ребенок может, очень рано научится ходить, в то время как говорить, он начнет значительно позднее. Развитие каждой области зависит от существующих стимулов и познавательных возможностей, предоставленных окружающей средой.
| Рост и физическое развитие
| | Физический рост –имеет строго индивидуальные характеристики, проявляющиеся в изменении форм и объема всего тела или его отдельных элементов. Физическое развитие ребенка выступает индикатором здоровья и общего состояния ребенка. То, что другие области/компоненты развиваются, эффективно в большой степени зависит от уровня физического развития ребенка.
Психомоторное развитие предполагает умение ребенка двигаться и контролировать различные части своего тела. Сложные моторные движения включают в себя использование больших групп мышц. Например, ходьба, бег, прыжки, плавание, толкание или передвижение предметов. Простые/утонченные психомоторные движение/умения включают в себе конструирование из кубиков, застегивание пуговиц, использование карандаша при рисовании или - ручки при письме.
| Когнитивное развитие
| | Область когнитивного развития включает в себе все психические процессы и приобретения ребенка в плане восприятия, представлений, умений и компетенций.
Развитие восприятия относится к комплексному использованию информации, полученной/приобретенной посредством слуха, зрения, тактильного чувства, обоняния, вкуса и т.д.
Восприятие - это ощущение или комбинация ощущений, используемых при отборе специфических аспектов из окружающей среды (цвет, объём, форма, звуки, вкус, духи и т.д.) с целью идентификации важных деталей или особенностей, которым необходимо уделить внимание. Основы системы восприятия закладываются на момент рождения. Посредством опыта, учения и взросления, восприятие развивается как процесс приобретения и переработки информации, в том числе и в целях установления её идентичности и различия.
Восприятие – основа познания.
Когнитивное развитие это непрерывный процесс взаимодействия ребенка с людьми, предметами, его участие в различных мероприятиях, событиях, имеющих место в окружающем мире. Когнитивные процессы включают в себя такие умственные действия как: интерпретация, разделение, классификация, запоминание информации. У дошкольников когнитивные процессы включает также умения воспринимать, оценивать идеи, размышлять, разрешать проблемы, понимать правила и новые понятия, предвидеть и наглядно представлять образы.
Развитие речи. Язык может быть определен как система знаков, посредством которых осуществляется общение (устное, письменное). Естественное развитие речи имеет секвенциальный характер. Развитие языка и речи предопределяется общим развитием ребенка: когнитивным, социальным, психомоторным. Развития речи зависит также от аудируемом количестве речи. Другими словами, развитие речи ребёнка зависит от качества и количества речевых стимулов/мотивов.
| Эмоциональное и социальное развитие
| | Эмоциональное и социальное развития ребенка имеет в своей основе ощущения и восприятия собственного «я», а также отношения с другими. Сюда относятся: поведение и реакции ребенка в процессе игр или других действии, его связь с родителями или другими взрослыми. Другие фундаментальные аспекты эмоционального и социального развития связаны со специфическими гендерными ролями, самостоятельностью, моралью, уверенностью в себе, признанием правил и т.д.
Эмоциональное развитие. Часто этот тип развития называют личностным развитием, являющимся важнейшим для раннего становления ребенка. Эмоции ребенка становятся разнообразнее в зависимости от его реакции на различные события. На раннем этапе развития у ребенка появляются следующие отношения: способность воспринимать и выражать чувства, понимать чувства других, способность реагировать на изменение, способность мыслить, понимать и получать радость/удовольствие от ощущения, оценивать собственную значимость. Более того, ребенок уже на самом раннем этапе своего развития осознаёт свою социальную принадлежность.
Социальное развитие или социализация ребенка начинается с первых дней жизни ребенка посредством взаимодействия с родителями и другими членами семьи. Взаимодействие с другими и есть социальное развитие ребенка. Дети проявляют различные умения социального общения уже с первых лет жизни. Они учатся радоваться тому, что находятся в компании других людей, учатся быть уверенными в себе. В отношениях с другими людьми, дети учатся различным формам сотрудничества, выражению несогласья и сочувствия, общению и утверждению в группе/коллективе; дети учатся быть членами группы, активно участвовать в её жизни, адаптироваться к ожиданием других членов группы, соблюдать и уважать права других. Кроме того, дети учатся выражать тем или иным образом свои чувства/эмоции в соответствии с признанными ценностями.
|
Факторы, определяющие рост и развитие ребенка
Рост и развитие ребенка, в большой степени, определяются генетическими факторами, унаследованными от обоих родителей, посредством двух групп генов, функционирующих независимо, но влияющих на ритм и возможности роста и, в первую очередь, скелета. Кроме того, на различие роста и развития ребенка определенным образом влияет и его щитовидная железа.
В принципе, существует множество факторов, которые могут влиять на нормальное развитие детей. Вместе с тем, это зависит от сопротивляемости организма, наследственности, уровня становления нервной системы, силы и длительности влияния этих факторов.
Небольшой вес на период рождения, неадекватное питание, плохой уход, потеря веса, в силу частых и повторяющихся заболеваний, инфекции, нарушение его прав и целый ряд других факторов приводят к задержке роста ребенка в сравнении с другими детьми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|