По критерию стоимости в матричной форме.
Транспортная задача.
Вопрос 21, 22. Постановка транспортной задачи
по критерию стоимости в матричной форме.
Рассмотрим простейший вариант модели транспортной задачи (ТЗ), когда речь идет о рациональной перевозке некоторого однородного продукта от производителя к потребителям; при этом имеется баланс между суммарным спросом потребителей и возможностями поставщиков по их удовлетворению. Причем потребителям безразлично, из каких пунктов производства будет поступать продукция, лишь бы их заявки были полностью удовлетворены. Так как от схемы прикрепления потребителей к поставщикам существенно зависит объем транспортной работы, возникает задача о наиболее рацио-нальном прикреплении, правильном направлении перевозок грузов, при котором потреб-ности полностью удовлетворяются, вся продукция от поставщиков вывозиться, а затраты на транспортировку минимальны.
Транспортную задачу можно сформулировать следующим образом, представив ее в виде таблицы, которую называют распределительной. Распределительную таблицу назы-вают иногда табличнойили матричной моделью ТЗ.
Поставщики
| Потребители
| Запас груза, ai
| B1
| B2
| …
| Bn
| A1
| c11
x11
| c12
x12
|
…
| c1n
x1n
| a1
| A2
| c12
x12
| c22
x22
|
…
| c2n
x2n
| a2
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| Am
| cm1
xm1
| cm2
xm2
|
…
| cmn
xmn
| am
| Потребность в грузе, bj
| b1
| b2
| …
| bn
|
|
В m пунктах отправления A1, …, Am сосредоточен однородный груз в количествах соответственно a1, …, am единиц. Имеющийся груз необходимо доставить потребителям B1, …, Bn, спрос которых выражается величинами b1, …, bn единиц. Известна стоимость cij перевозки единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Удельные транспортные издержки (расходы) записывают в форме матрицы , которую называют матрицей тарифов. Требуется спланировать перевозки, т.е. указать, сколько единиц груза должно быть отправлено от i-го поставщика j-му потребителю, так, чтобы максимально удовлетворить спрос потребителей и чтобы суммарные транспортные затраты на перевозки были при этом минимальными. Рассмотрим простейший случай, когда суммарные запасы поставщиков равны суммарным потребностям
Для составления математической модели задачи введем переменные xij , обозначающие количество единиц груза, которые необходимо доставить из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Все эти переменные можно записать в виде матрицы , которая будет называться матрицей перевозок:
.
Цель транспортной задачи – минимизировать общие затраты на реализацию плана перевозок, которые можно представить целевой функцией:
. (17.1.1.)
Переменные должны удовлетворять следующим условиям:
1) ограничения по запасам:
(17.1.2.)
2) ограничения по потребностям:
(17.1.3.)
3) условия неотрицательности:
xij ³0 . (17.1.4.)
где cij – стоимость перевозки единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения;
- количество груза, сосредоточенного в пункте ;
- количество груза, необходимое для доставки потребителю .
Если план перевозок удовлетворяет ограничениям (17.1.2) – (17.1.4.), то такой план называется допустимым. Допустимый план перевозок, доставляющий минимум целевой функции называется оптимальным. В следующей теореме, которую примем без доказательства, введем критерий существования допустимого плана.
Теорема 17.1. (о существовании допустимого плана).
Для того чтобы ТЗ имела допустимые планы, необходимо и достаточно выпол-нение равенства
(17.1.5.)
Модель ТЗ называется закрытой, если суммарный объем груза, имеющегося у поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т.е. выполняется равенство
.
Если для ТЗ выполняется одно из условий:
или ,
то модель задачи называется открытой.
Для разрешимости ТЗ с открытой моделью необходимо преобразовать ее в закры-тую. Так, при выполнении условия необходимо ввести фиктивный -й пункт назначения , т.е. в матрице задачи предусматривается дополнительный столбец. Спрос фиктивного потребителя полагают равным небалансу, т.е. , а все тарифы – одинаковыми, чаще всего равными нулю .
Аналогично при выполнении условия вводится фиктивный поставщик , у которого запас груза равен , а тарифы дополнительной строки распределительной таблицы равны нулю, т.е. .
При преобразовании открытой задачи в закрытую целевая функция не меняется, так как все слагаемые, соответствующие дополнительным перевозкам, равны нулю.
Вопрос 23. Построение исходного опорного плана.
Построение опорных планов, а также преобразование их проводят непосредственно в распределительной таблице. Если в плане перевозок переменная равна некоторому числу , то это число записывают в соответствующую клетку и считают ее занятой (или базисной), если же , то клетку оставляют свободной. При этом число занятых клеток должно быть равно , а остальные клеток будут свободными.
Для построения начального опорного плана в распределительной таблице исполь-зуют такие правила и методы, как правило «северно-западного угла», правило «мини-мального элемента», метод Фогеля.
Существует несколько методов составления исходного опорного плана. Самый простой из них – метод «северо-западного угла». Исходные данные примера (затраты на перевозку единицы продукции от каждого поставщики к каждому потребителю) приведены в верхних правых углах таблицы 2.5.1.
Таблица 2.5.1
Опорный план решения транспортной задачи, составленный методом «северо-западного угла»
| | Запасы поставщиков
| Потребности потребителей
| | B1=100
| B2=200
| B3=50
| B4=252
| B5=77
| | A1=127
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | A2=152
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | A3=225
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | A4=175
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
Метод наименьшего элемента состоит в заполнении клеток, начиная с тех, в которых стоят наименьшие затраты на перевозку (см. табл. 2.5.1). В данном случае минимальную стоимость имеют перевозки по каналу А4-В2 – 8 у.д.е. Ставим в эту клетку максимально возможное количество перевозок – 175 (т.к. возможности А4=175). Следующие по затратам на перевозку каналы А4-В5 и А4-В4. Однако, возможности А4 уже исчерпаны, поэтому далее заполняется клетка, соответствующая каналу А2-В4, в которую ставим 152 единицы груза (А2=152). Далее заполняем клетку А2-В2. Сюда можно поставить только 25, т.к. второму потребителю требуется 200, а 175 он уже получает от А4.
Следующие по затратам перевозки по каналу А2-В4 – 11 у.д.е. В эту клетку можно поставить только 127 единиц продукции, т.к. А2=152, а он уже поставил 25 единиц потребителю В2.
Канал А2-В5 и А3-В2 не рассматриваем, т.к. возможности А2 уже исчерпаны, а потребности В2 полностью удовлетворены. Поэтому затем заполняется клетка, соответствующая каналу А3-В3(затраты на перевозку – 42 у.д.е.)
В дальнейшем транспортная таблица заполняется аналогично.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|