Тема 1. Понятие, принципы, система и история уголовно-исполнительного права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.ОД.6 «Уголовно-исполнительное право»
Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Курс – 4
Семестр – 8
Всего часов – 106
Лекции – 14 час.
Практические занятия – 44 час.
Самостоятельная работа – 48 час.
Форма отчетности: зачет – 8 семестр.
Смоленск 2015
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация бакалав) доцентом кафедры права к.ю.н. М.Г. Фроловым.
Программа одобрена на заседании кафедры
от «___» _сентября________2015 года, протокол № 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели освоения учебной дисциплины…………………………………………4
2.Место учебной дисциплины в структуре ООП………………………………7
3. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………...8
4. Программа курса………………………………………………………………19
5. Лекции…………………………………………………………………………26
6. Практические занятия………………………………………………………...28
7. Самостоятельная работа студента…………………………………………...36
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и аттестации
по итогам освоения дисциплины………………………………………………39
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебной дисциплины……………………………………………………………42
10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины………….52
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины.
Учитывая, что объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм и решение вопросов обеспечения законности и правопорядка, бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» в рамках изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» готовится к следующим видам профессиональной деятельности, которые можно разделить на нижеследующие основные категории:
- нормотворческая
- правоприменительная
- правоохранительная
- экспертно-консультационная
- педагогическая
Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» даёт обучающемуся необходимый багаж базисных знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее успешное овладение отдельными специализированными предметами и дисциплинами в сфере борьбы с преступностью, а также применение полученных знаний на практике.
При похождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов – будущих бакалавров.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент.
В соответствии с п. 4.4. Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "Бакалавр") учащийся должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- нормотворческая деятельность
- участие в подготовке нормативно-правовых актов
- правоприменительная деятельность
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализаций правовых норм
- составление юридических документов
- правоохранительная деятельность
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства
- охрана общественного порядка
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности
- консультирование по вопросам права
- осуществление правовой экспертизы документов
- педагогическая деятельность
- преподавание правовых дисциплин
- осуществление правового воспитания
Знание теоретических основ и научных представлений об исполнении, отбывании уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, исправительном и ресоциальном воздействии позволит учащимся приобрести и развить способности самостоятельно оценивать конкретные задачи, и, используя теоретические навыки и умения, анализировать различные юридические ситуации, искать наиболее оптимальные пути их разрешения.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)
Преподавание учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право» ставит своей главной целью овладение учащимися теоретическими знаниями и определенными правоприменительными навыками в области правового регулирования исполнения уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, оказания на осужденного исправительного, ресоциального воздействия, необходимыми для профессиональной деятельности.
Последовательное освоение ключевых понятий и категорий уголовно-исполнительного права дает понимание смысла пенальной политики государства, формирует у учащихся ответственное гражданское отношение к проблемам и вопросам в сфере пенологии и профессиональные навыки работы в уголовно-исполнительной сфере.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "Бакалавр"), а также в результате изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
Кроме того, выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- в педагогической деятельности:
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» относится к профессиональному циклу основных образовательных программ.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке студентов по специальности 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464, и документами СмолГУ дисциплина «Уголовно-исполнительное право» является дисциплиной профессионального цикла (Б.3.В.ОД.6).
Изучение курса «Уголовно-исполнительное право» позволит студентам лучше понимать меры уголовного наказания и иные меры уголовно-правового характера, средства исправительного и ресоциального воздействия, ориентироваться в действующем законодательстве в сфере борьбы с преступностью.
«Уголовно-исполнительное право» совместно с иными уголовно-правовыми дисциплинами, и рядом других, специализированных учебных дисциплин, образуют группу наук уголовно-правового цикла, которая обеспечивает теоретическое знание и понимание сущности пенальной политики государства как составной части политики государства в сфере борьбы с преступностью, без освоения которой невозможно предметное изучение отраслевых уголовно-правовых дисциплин, а также применение действующего законодательства на практике.
Уголовно-исполнительное правовыступает в качестве процедурной отрасли, в результате изучения которой раскрывается процесс исполнения, отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, исправительного и ресоциального воздействия.
Уголовно-исполнительное право имеет междисциплинарный характер. Структура и содержание учебной дисциплины отражает уровень разработки отдельных предметов и тем специальных юридических и иных дисциплин – уголовное право, уголовный процесс, криминология.
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины.
Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминология».
Приступая к изучению курса «Уголовно-исполнительное право», обучающийся должен:
- знать: об уголовном наказании, иных мерах уголовно-правового характера и отдельных уголовно-процессуальных мер пресечения, их видах, содержании и целях; о порядке и условиях назначения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера; о процедуре исполнения приговора суда; о личности преступника, мерах предупреждения преступности, средствах исправления, перевоспитания личности преступника;
- уметь: оперировать необходимым логическим аппаратом, разбираться и понимать пенологические термины и понятия; сопоставлять отдельные события и факты в их логической последовательности; выделять общие связи и зависимости на отдельных этапах назначения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера; применять на практике основные результаты пенологических теоретико-правовых исследований;
- владеть: пенологической терминологией; навыками работы с пенальными источниками, анализа судебной практики; разрешения пенологических проблем и др.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами.
Успешное освоение курса «Уголовно-исполнительное право» будет способствовать изучению других дисциплин уголовно-правового цикла, позволит заложить прочный фундамент для последующего их практического усвоения.
Применение знаний, приобретённых в результате изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право», создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала иных наук, юридической терминологии, без овладения которой невозможно глубокое и последовательное изучение предметов других отраслевых юридических дисциплин.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план для очной формы обучения:
№
| Разделы, темы учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| Лекции
| Практические
занятия
| СРС
|
| Общая часть
|
|
|
|
| 1.
| Понятие, принципы, система и история уголовно-исполнительного права
|
|
|
|
| 2.
| Уголовно-исполнительное законодательство РФ
|
|
|
|
| 3.
| Уголовно-исполнительная система
|
|
|
|
| 4.
| Правовое положение осужденных. Международные стандарты обращения с заключенными. Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
|
|
|
|
|
| Особенная часть
|
|
|
|
| 5.
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и исправительное воздействие на осужденных
|
|
|
|
| 6.
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ и исправительное воздействие на осужденных
|
|
|
|
| 7.
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста в отношении осужденных военнослужащих, содержания в дисциплинарной воинской части и исправительное воздействие на осужденных
| -
|
|
|
| 8.
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни
|
|
|
|
| 9.
| Исправительное воздействие на осужденных к лишению свободы
|
|
|
|
| 10.
| Исполнение и отбывание иных мер уголовно-правового характера и исправительное воздействие на осужденных
| -
|
|
|
| 11.
| Помощь осужденным, освобождаемым и освобожденным от отбывания наказания, контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
| -
|
|
|
| 12.
| Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового характера в зарубежных странах
| -
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
Форма контроля – зачет
Тематический план для заочной формы обучения:
№
| Разделы, темы учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| Лекции
| Практические
занятия
| СРС
|
| Общая часть
|
|
|
|
|
| Понятие, принципы, система и история уголовно-исполнительного права
|
|
|
|
|
| Уголовно-исполнительное законодательство РФ
|
|
|
|
|
| Уголовно-исполнительная система
|
|
|
|
|
| Правовое положение осужденных. Международные стандарты обращения с заключенными
|
|
|
|
|
| Особенная часть
|
|
|
|
|
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и исправительное воздействие на осужденных
|
|
|
|
|
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ и исправительное воздействие на осужденных
|
|
|
|
|
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста в отношении осужденных военнослужащих, содержания в дисциплинарной воинской части и исправительное воздействие на осужденных
|
|
|
|
|
| Исполнение и отбывание уголовных наказаний в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни
|
|
|
|
|
| Исправительное воздействие на осужденных к лишению свободы
|
|
|
|
|
| Исполнение и отбывание иных мер уголовно-правового характера и исправительное воздействие на осужденных
|
|
|
|
|
| Помощь осужденным, освобождаемым и освобожденным от отбывания наказания, контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
|
|
|
|
|
| Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового характера в зарубежных странах
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
Форма контроля – зачет
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|