Сделай Сам Свою Работу на 5

Начало научной эпиграфики.

Греческая эпиграфика.

Предметом изучения являются надписи, сделанные на твердом носителе.

1) Лапидарные надписи – вырезаны на камне. Наиб. важные тексты офиц. хар-ра.

2) Граффити. Процарапанные на керамике, камне, штукатурке. Надписи частного хар-ра, бытовые.

Бывает смесь - лапидарные надписи+ граффити.

3) Надписи на металле. Процарапаны специальными стилями. Вотивные надписи, нек. частные письма. Таблички заклятия – чаще всего свинец, иногда бронза. Таблички заклятий помещали в высохший колодец, т.к. считалось, что он дает доступ в загр. мир.

4) Надписи краской. Как правило на керамике. Если надпись большая, то наз-ся остракон.

5) Надписи на вазах. Делали или вазописцы, или керамисты. Подписаны персонажи или подпись мастера.

6) Керамические клейма. Наносились на амфоры до обжига. Обычно носят эмблему и имя/ук-ие должности магистратов. Иногда есть на черепице, мерных сосудах.

Малая эпиграфика: дипинти, граффити, клейма.

Для античной эпиграфики актуален полный учет источников.

К сер. 19 в. поток источников иссяк. Но есть, есть еще порох в пороховницах! Эпиграфика и папирология обеспечивают постоянный приток новых текстов.
Папирусы хорошо сохраняются только в Египте. Там их находят постоянно, каждый год. Недавно был найден пап. с Сафо. Основной их недостаток – локальная ограниченность. Эпиграфика этого недостатка не имеет. Камни, как ни странно, долговечны. Каждый год публик-ся 1.5-2 тыс. новых текстов. Это определило, что в сер. 19 в. эта дисциплина ст-ся центральной, а не вспомогательной.

В надписях в знач. большей степени проявляется разговорный язык. Во многих ант. полисах. в надписях исп-ся местный диалект. Надписи для изучения институтов. Главные сведения о правовых документах и законах. По религии эпиг-ка вообще главный источник. Благодаря эп-ке доходят и образцы совсем низовой словесности. Есть, например, Нимфейская стенка, испещренная всякими надписями – стишками сомнительного содержания и т.д. Но есть и всякая философия, кот. дошла только в эпиграфике.



Почему эпиграфисты крутые?

1) Они впервые интерпретируют текст;

2) Эти тексты зачастую сложны для понимания. Часто встречаются ненормативные формы и диалекты.

3) Чаще всего они имеют дело с фрагментами текста.

4) Для понимания текста эпиграфисту нужно обладать широкими истор. знаниями.

5) Каждая надпись имеет сама по себе двойную природу. Археологич.+ филологич. иссл-ие.

 

История эпиграфики.

Младенчество эпиграфики:

Начинается в Италии. Гуманисты. Собирание надписей. «Античные мраморы» привозились в Европы.

Основателем эпиграфики считается Ciriaco de Pizzicolli. Он посетил Парфенон до взрыва. Привозил копии надписей, кот. встречал. В возр-те 30 л. сам-но изучил латынь, отпр-ся в Константинополь и изучил там греческий, даже различал диалекты. Он создал 6титомный труд, кот. погиб в пожаре. Но копии найд. им надписей была распространены широко по Европе. Копии не всегда точны, но во многих случаях они явл-ся единственным источником. Просто собиратель без критического осмысления текстов.

С к. 16 в. надписи стали выделяться из общего числа «ант. мрамором». 1588 г. – первое издание надписей в Лейдене. Эп-ка выделилась как отд. дисциплина. Автор – Мартин Сметиус. 1603 г. – еще корпус. Выпустил Янус Грутер с указателями Скалигера. Корпус Moratoria. Эти корпуса включали и греч., и лат. надписи.

Появились первые «госуд.» собрания в ратушах. Одно из кр. СОБР-ий Британии принадл. графу Ховарду. Там был Паросский мрамор. Во вр. англ. рев-ии à Оксфорду.

С к. 17 в. начали снаряжать спец. экспедиции для поиска надписей. 1729-30 гг. – крупнейшая эксп. от Парижской академии, возгл. Фурмоном. Собрали ок. 1000 надписей. Надписи Фурмона были неточные + он их фальсифицировал и даже уничтожал.
Неск. позже инициированы эксп-ии и англичанами. Society of Diletanti – об-во любителей. В него принимались джент-ны, посетившие Италию. 1764-66 гг. – отправлен Ричард Чендлер. Очень добросовестный, сделал много надежных копий. Хорошо документировал обнар. надписи.

Де Шуазоль сов-л путеш-ие в Грецию, рез-ты изданы в книге «Красочное путеш-ие в Грецию». Принят в академию надписей, потом назначен послом в Константинополь. Иммигрировал в Россию, где его назначили през-ом Академии Худ-в, получил поместье в Литве. При Наполеоне вернулся во Францию и привез часть своей коллекции.

Его консул в Афинах – Фовель. Делал гипсовые слепки со многих греч. пам-ов.
Прим-но в это же время – начало эпигр. исслед. в России. Иван Бларамберг – 1ый директор и создатель Одесского эпиграфического музея. Кроме него – Е.Е. Кёлер. Он был первый, кто пытался составить корпус надписей Сев. Прич. Опубл. ок. 10 статей по надписям. Его научным противником был Петер фон Кёппен.
1882 г. – наконец книга по надписям СП. Дезирель четотам Рашет.

Начало научной эпиграфики.

Август Бёк. Стал профессором в Гейдельберге в возр-те 24 л.
1811 г. – создан унив-т в Берлине, там Бёк сразу получил кафедру. 1815 г. – Бёк предложил первый в истории Пруссии долгосрочный проект – Thesaurus Inscriptiones Graecarum. Надписи д.б. быть по регионам+комментарий+указатели. Всего издано 4 т. корпуса. Корпус охв-ет ок. 10 тыс. надписей. Бёк нах-ся в тесном контакте с другими учеными-эпиграфистами. Переписывался с Бларамбергом, кот. присылал ему надписи.

Бёк впервые сформулировал методич. треб-ия к работе с надписями – принцип личного знакомства с надписью.

В 3-4 тт. принимали уч-ие ученики Бёка И.Франц и А.Кирхофф.

В это время усиление связей с Грецией, знач-но больше экспедиций. Ф. Леба –на Пелопонессе. После обретения независ. Греции начали основывать в Греции свои научные центры: Фр. школа в Афинах.

В Грецию прибыл и Л. Росс. Он проводил систем. каталогизацию др-ей Греции. Открыт Афинский унив-т. Росс стал там первым ординарным профессором археологии.

МА: Самой крупной фигурой был Шарль Тексье.
40е гг. – большое пут-ие Леба.

После Бёка – его уч-к А. Кирхофф. Исследование по истории греческих алфавитов.
После завершения корпуса Бёка – что делать дальше? Бёк хотел издать доп-ия.
Кирхов инициировал новый корпус – CI Atticarum. Большую роль играл Ульрих Кёллер. Профессор в Страсбургском унив-те. Кёллер написал больше половины надписей в Корпусе. Еще одна фигура – Вильхельм Диттенбергер. Накатал Sylloge Inscriptionem Graecarum; Orientis Graeci Inscriptiones selectae. Оба сборника сохр-ют свое значение до сих пор. Корпус северо-греч. надписей.

После Кирхоффа – Виламовиц-Мёллендорф. Породил IG. Сформулировал и принципы издания, кот. сохр-ся до сих пор. Это стало единственным примером полного издания всех греч. надписей. 1 принцип – географический. Предполагалось, что издание МА надписей возьмет на себя Венская Академия. Там и правда вышел 1ый том Tituli Asiae Minoris.
2 прин. – региональный. 1-3 – Аттика, 4-6 – Пелопонесс, 7-9 – Ср. Греция, 10 – Сев. Прич. и т.д.
3 прин. – изучение оригиналов (автопсия). ВСЕ надписи.
4 прин. -
6 прин. – очень краткие комментарии, но обширные указатели.

Недостаток - почти полное отсутствие иллюстраций.

Хиллер фон Гетринген – надписи из Приены.
Его место занял Гюнтер Клаффенбах. Ему не повезло – Гитлер и война. ГДР тоже не способствовала. Проект IG актив-ся только после объединения Германии. Петер Херрманн – надписи из Милета. Клаус Халаф.

Важные публикации во Франции и Англии. Опубл. надписи из собрания Брит. музея. Франция: Греческие надписи, кас-ся римских дел. Ситуация изменилась после ПМВ. В 30е гг. французы издают надписи с терр-ии Сирии. Американцы начали раскопки афинской агоры, начали активно заниматься аттическими надписями. Публикация в к.30х гг. списка Фороса (?). + раскопки Коринфа. Публикация нач-сь с 31 г. и прод-ся до сих пор.

Monumenta Asiae Minoris Antiqua = MAMA.

После 2МВ – центр эпиграфики перемещается в Париж. Там Луи Робер, кр-ий эпиграфист 20 в. Автор 35 книг и 700 статей. Издал 13 т. Хелленика – моножурнал.

Эпиграфические Бюллетени. Необходимость ежегодно предост-ть инф-ию о выходящих надписях.
Луи Робер с женой вел эти бюллетени без перерыва. Задавал очень высокую планку для публикации эпигр. текстов.

SEG. Цель – собирать разрозненные издания и давать полную картинку эпигр. публикаций. Плекет и Строут с 78 г. – выпуски стали ежегодными и он стал покрывать все регионы.

В посл. 20 л. появились новые инструменты: напр-р, корпус на CD и в интернете. Недостаток – нет критического разбора.

Ф.Ф. Соколов: ряд статей об аттических надписях. Пользователь эпигр. публ-ий, но не их создатель.
1880 г. – добился от мин. обр-ия решения, чтобы 2 мол.ученых раз в 2 года отправлялись для обучения в Афины.
В.В. Латышев – основатель эпиграфики в России. 2 г. провел в Афинах. Подготовка 1 корпуса надписей Сев. Прич. 1885 – издание 1 т. (IOSP). Не создал своей школы L 2ой т. д.б. выйти в 17 г., но не срослось.
А.В. Никитский, Жебелев, Толстой.
После революции оживление только в 30хгг – Б.Н. Граков.

Ю.Г. Виноградов – ученик Гракова, занимался надписями Ольвии и Боспора. Опубликовал на выс. уровне много надписей, но так и не смог опубликовать надписи Ольвии.

Работа с надписями.

1) Первый принцип при работе с надписью – автопсия.

2) Второй – необходимость фиксации надписи.
Самый примитивный способ – рисунок/рукописная копия.
Затем эстампаж. Для этого исп-ся спец-ая бумага хорошего качества. Бывают силиконовые эстампажи.
Основной способ фиксации – фотография. Главное требование – косой свет и контрастность.

3) Объединение фрагментов. Почти все надписи фрагментированы.
Существуют даже «бродячие камни», кот. находятся в совершенно разных местах. При объединении должны совпадать толщина камня, хар-р обработки, размеры и формы букв и манера письма.

4) Дополнение фрагментированного текста. Технические приемы: арифметика (необходимо учитывать размеры камня). Для более менее надежного восстановления нужна хотя бы одна строка, чтобы понять, сколько букв входит в строку. Нужно учитывать наличие узких букв, прежде всего I. В Римскую эпоху нужно учитывать применение лигатур. Структура и форма надписи, формулы. Чем нестандартнее надпись, тем труднее её восстанавливать. При восст-ии стих-ий нужно учитывать метр. Exemple graciae (EG) – ради примера.

5) Анализ. Датировка?. Надписи, кот. исп-сь в постройках, даты стр-ва кот-ых нам известно. Еще: памятник, на кот. нанесена надпись. Керамика очень хорошо датируется. Содержание надписи – иногда содержат и датировку (по архонтам, по эре, уп-ие известного события или персонажа, просопография.) Затем форма и тип надписи.; язык (диалектный/койне); тип письма – палеография.

6) Публикация. Маюскульная копия (наиболее близко к тому, что на камне). Минускульная копия – преобразование в нормальный греческий текст с ударениями и придыханиями. Вопрос: прозаический текст или стихотворный.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.