Сделай Сам Свою Работу на 5

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ (1837 – 1887).

Трудно переоценить вклад Крамского в развитие отечественной живописи. Художник-мыслитель, критик, теоретик, выдающийся организатор художественной жизни, педагог, он сосредоточил в своей творческой деятельности многие лучшие черты демократической культуры России 2 половины 19 века.

Сын присаря из г. Острогожска Воронежской губернии, Крамской уже в ранние годы прошел суровую жизненную школу: был подмастерьем у иконописца, скитался по России, а затем работал в Петербурге ретушором у фотографов. Самобытный талант, глубокий ум, богатство жизненных впечатлений позволили ему уже в стенах Петербургской Академии художеств, куда Крамской поступил в 1857 г., стать лидером художественной молодежи, искавшей новые пути сближения живописи с жизнью. В 1863 г. произошел знаменитый «бунт четырнадцати», в результате которого ряд лучших учеников во главе с Крамским в знак протеста против бюрократической опеки отказались от участия в конкурсе на получение золотой медали, по условиям которого они должны были писать картину на заданный сюжет из скандинавской мифологии.

В 1865 г. участинки «бунта» основали петербургскую Артель художников.

В начале 1870-х годов Крамской принял самое активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, идейным руководителем, умом и совестью которого он оставалс долгие годы. В 1872 г. на 2- ой выставке Товарищества, была впрвые показана картина Крамского «ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ». В этой картине художник истолковывает «евангелие в современном смысле», воплощает мысли и чувства многих представителей русской интеллигенции того времени. Проблема выбора жизненного пути в обществе, тяжесть, но и необходимость вступления на путь следования велениям совести, истинно человеческого долга определили глубокий драматизм созданного Крамским образа.

Любимые модели Крамского-портретиста – «соль земли» - люди, ищущие истину, справедливость, достойно несущие звание Человека, не уступающие злу. К лучшим достижениям в русском искусстве относятся портреты писателей Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, собирателя и покровителя русской реалистической живописи П.М.Третьякова.



«ПОРТРЕТ Л.Н.ТОЛСТОГО» (1873 г.). Толстой на портрете крепок и силен. Такой человек может выпонять трудную крестьянскую работу: пахать, косить, колоть дрова. Но Толстой у Крамского силен не только телом. Это человек могучей мысли. В портрете поражает проницательный, всезнающий, всевидящий взгляд спокойных серо-голубых глаз. Толстой, как никто, умел понять человека, обнаружить в нем то, что и сам человек часто в себе не замечал, разгадать самые тонкие движения его души. Крамской сумел передать на портрете эту необыкновенную способность Толстого, великого человека, великого писателя. Репин говорил об этом портрете, что Крамской сумел выразить всю сущность «великого Льва».

Особую линию в портретном творчестве Крамского составляют образы представителей страдающего большинства народа - крестьян («Полесовщик», «Мина Моисеев»). Художник был не чужд лирической стихии, поэтическим началам бытия. В его творчестве нашли чуткое воплощение и чистота детской души (детские портреты), прелесть юности («Лунная ночь» 1880 г.), неизбывная скорбь матери потерявшей ребенка («Неутешное горе» 1884 г.). С большой симпатией запечатлел образы людей, способных проникнуться красотой и гармонией природы – пейзажиста И.И.Шишкина и одного из тончайших русских лириков А.Н.Майкова.

В то же время художник, мучительно остро ощущавший противоречия действительности, видел, что в современном ему обществе естественная красота человека часто теряет связь с добром и правдой, начинает граничить с бездушной и пошлой красивостью. Подобные размышления художника отразились в сложной и неоднозначном образе «НЕИЗВЕСТНОЙ» (1883 г.) – гордой, осознающей свое обаяние красавицы, бросающей вызов, но и причастной холодному и равнодушному миру города, где тепло и искренность в человеческих отношениях подменяются искусственностью и фальшью. Критики видят в портрете собирательный образ из произведений художественной литературы 2 пол. 19 века, прежде всего Толстого и Достоевского.

Нравственные искания, предопределившие художественный строй произведений И.Н. Крамского, сегодня так же близки и понятны, как и много лет назад.

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН (1844 – 1930).

Илья Ефимович Репин – центральная фигура русского демократического искусства 2-ой половины 19 века. Обостренное чувство современности, широта охвата жизненных явлений, внимание к сложным человеческим переживаниям – отличительные черты творчества этого художника. И.Е.Репин прежде всего создатель огромного количества портретов и жанровых полотен. Он родился на Украине в Харьковской губернии в г. Чугуеве. У украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. Но первым учителем считал Крамского И.Н., с которым познакомился в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Затем в 1983 г. поступил в Петербургскую Академию художеств и 1872г. завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира» за которую получил Большую золотую медаль. В 1873 г. Репин уезжает в пенсионерскую поездку во Францию. С середины 70-х годов, после возвращения из-за границы, начинается самый блестящий период творчества Репина. Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе. К концу 70-х к 80-м годам относятся и основные произведения Репина исторического жанра.

«ЦАРЕВНА СОФЬЯ» (1879 г.). В этой картине упрек Репину ставили за чрезмерное увлечение костюмами, хотя образ , «тигрицы в клетке», неукротимой, как ее державный брат, очень выразителен. Перегруженность сказалась даже в названии произведения «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки в прислуги 1698 году».

«ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН 16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА». (1881 – 1885). Отец ударил своего сына жезлом в висок, да так, что сын покатился и тут же стал истекать кровью. Минута, и отец в ужасе закричал , бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко-крепко рукой рану на виске, а кровь так и хлещет между пальцев, другой обхватил поперек талии, прижимает сына к себе и крепко-крепко целует голову своего сына. Все средства художественной выразительности использует Репин, чтобы воссоздать эту драматическую сцену. Образы столь жизненны и ярки, что ощущение во времени исчезает и превращается в палату Ивана Грозного, краски исчезают и превращаются в парчу кафтана, в ворс ковров, в кровь. Мрачное освещение, траурная симфония кроваво-красных и черных цветов картины,художник специально пишет сапоги царевича изумрудно-зеленого цвета, чтобы усилить звучание красного. Все подчеркивает разыгравшуюся трагедию.

«ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ» (1891 г.). Работа над запорожцами была начата еще в 1880 г., когда Репин в первый раз совершил поездку в Запорожье. Картина – настоящая «симфония смеха», гимн свободолюбию, находчивости, братству запорожцев. Это историческое полотно. Украинский историк Дмитрий Яворницкий, послуживший моделью для писаря, много помогал художнику в сброе материала. Композиционный центр картины – кошевой атаман Иван Серко. Вокруг него смех расходится волнами: от заразительно хохочущего седоусого казака до улыбающегося молодого красавца. В картине много разных типов и характеров, объединенных в монолит любовью к своей Сече, потому и нашли эти люди сразу точные слова в ответ на требование Махмуда Четвертого к нему в подчинение.

Репин обладал великолепным даром портретиста. Продолжая традиции Перова, Крамсого, Ге, он оставил нам образы знаменитых писателей, актеров, композиторов прославивших русскую культуру.

«ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА М.П.МУСОРГСКОГО» (1881 г.). Портрет этот одно из крупнейших произведений Репина. М.П.Мусоргский – один из самых крупных русских музыкантов. Создания его занимают великую страницу в истории не только отечественной музыкальной культуры, но и мировой. Репин многие годы был связан с Мусоргским дружбою и от всей души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. Последний раз художнику удалось увидеть композитора в начале марта 1881 г. в Москве. Модест Петрович был уже тяжело болен и находился в Николаевском военном госпитале. Репину удалось писать портрет всего четыре дня: 2,3,4,5 марта; после чего наступил последний смертельный период болезни. Репин представил композитора в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головою, что-то глубоко обдумывающего. Сходство черт лица и выражение поразительны. Из всех знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета. Еще не видев его, а только услышав, что Репин пишет портрет Мусоргского, его купил за глаза П.М.Третьяков.

Репину были подвластны почти все жанры (не пислал он только батальных сцен), все виды – живопись, графика, скульптура, он создал знаменитую школу живописцев, заявил о себе как теоретик искусства и незурядный писатель.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.