|
ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ (1757 – 1825).
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (1832 – 1898).
Государственная Третьяковская галерея – крупнейший, всемирно известный музей русского дореволюционного и многонационального советского искусства. Рождение галереи связано с именем московского коллекционера, выдающегося деятеля русской культуры Павла Михайловича Третьякова. Получив в наследство большое состояние Третьяков щедро расходовал его на приобретение картин. Его собирательская деятельность началась в 1856 г. Интерес к национальному искусству,эстетические взгляды коллекционера сложились под воздействием идеалов и убеждений русской демократической интеллигенции, главной идеей для которой была идея национальной культуры на основе реализма. Особенно подчеркивалось значение искусства в деле просвещения и нравственного воспитания народа. Еще в 1860 г. Третьяков сформулировал программу своей деятельности. Главную цель видел в создании в Москве общедоступного хадожественного музея «… не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие.»
Основу коллекции Третьякова составили работы прогрессивных художников, программой которых стало правдивое отражение русской жизни не только в ее поэтических сторонах, но и в самых острых противоречиях действительности.
В 1881 г. Третьяковская галере была открыта для всеобщего обозрения, а в 1892 г. П.М.Третьяков художественное собрание вместе со зданием в Лаврушинском переулке (арх. В.М.Васнецов) передал городу Москве. С этого времени музей получил название «Московская городская художественная галерея имени П.М. и С.М.Третьяковых».
Сегодня ГТГ один из ведущих музеев страны, который по своему культурному и художественному значению является учреждением, выполняющим общегосударственные просветительные функции.
ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ ( 1735 – 1822 ).
Однимиз величайших художников 18 века был Д.Г.Левицкицй. Он явилпример живописца редкого дара, стал зеркалом, мимо которого прошли действующие лица целой эпохи – философы, сильные мира сего, купцы, промышленники, военные, дипломаты, царедворцы, писатели, музыканты, светские львы и львицы; умные, глупые, чувственные, холодные, злые и добрые лица, так нвзываемого галанстного века.
Род Левицких был с Украины (Малороссии), старинный поповский род, замыкаемый отцом портретиста, лишь формально носившего рясу: гравер и иконописец он передал свое дело подмастерью-сыну. Есть еще одно имя в начале пути Левицкого – мастер А.П.Антропов, который в те годы в Киеве расписывал Андреевский собор, гениальную постройку гениального Растрелли. Антропов принял Левицкого в свою артель и обратил внимание на талант молодого человека. Придворный живописец принял активное участие в судьбе Левицкого и увез его в Петербург.
С рубежа 50 – 60 гг. начинается петербургская жизнь художника, навсегда отныне связанная с этим городом и с Академией художеств. С 1758 г. Левицкий учится в Академии, в 1770 заканчивает ее с золотой медалью, и затем долгие годы руководит в ней классом портретной живописи. Слава к Левицкому пришла также в 1770 г., когда на академической выставке экспонировались шесть его портретов, в том числе «Портрет Кокоринова». В 70-е годы художник создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Есть все основания полагать, что сама Екатерина П сделала Левицкому заказ на портреты.
«СМОЛЯНКИ»(1772-1776). Это парадные портреты, в которых художник раскрылся как виртуоз кисти. Левицкий написал портреты: Нелидовой – девушка (ей 15 лет) исполняет главную роль в опере Перголезе «Служанка-госпожа», которую разыгрывали воспитанницы института. Художник передал легкость движения, изящество жеста, скользящую, неуловимую грацию; Хованской и Хрущевой. Сразу видно, что они едва сдерживаются, чтобы на расхохотаться. Девочки разыгрывают пасторальную сценку. Левицкий пишет портреты трех лучших первых выпускниц института – Алымовой, Борщовой, Молчановой. Каждая из смолянок имеет свой облик, свой ярко выраженный характер, но вместе с тем их роднит то самое «непостижимо русское начало, которое трудно объяснить словами».
Именно Дмитрию Григорьевичу поручают написать портрет французского энциклопедиста Дидро, гостившего в России по приглашению императрицы Екатерины П. Дидро увез портрет во Францию и бережно хранил его всю жизнь.
«ПОРТРЕТ ДЕНИ ДИДРО». Левицкий схватил и передал самое главное в натуре Дидро. Без выходного парика, в расстегнутой рубахе французский просветитель выглядит совсем просто. Но стоит взглянуть на его высокий лоб, светящиеся умом глаза, живое лицо, чтобы почувствовать, как бодро и напряженно трудится его ум. Левицкий написал глубокого мыслителя и простого, незнатного человека, который желает другим людям добра.
«ПОРТРЕТЫ М.И.ДЬЯКОВОЙ». Дважды будет писать художник портрет Дьяковой. Первый, написанный в 1778 г., создает образ раскрывающейся жизни. И второй (1785 год) – уверенная в себе и знающая свои обязянности хозяйка известного литературного салона, мать добропорядочного семейства, спутница и советчица влиятельнейшего человека Н.А.Львова.
Пожалуй, никто в России не мог соперничать с Левицким в искусстве гармоничного сочетания красок, переливов, мягких тонов – любой из его портретов смотрится как драгоценность даже на стене нарядного дворцового зала.
«ПОРТРЕТ УРСУЛЫ МНИШЕК». (1782 г.) Урсула Мнишек – это серебро пудры и атласа, это прекрасное лицо с горящим румянцем, надменные дуги бровей и удивительные глаза, умные и глубокие, но не пускающие в душу. История Мнишек, племянницы польского короля Станислава, известна: отличавшаяся изрядными начитанностью и интеллектом , она увлекалась искусством и прекрасно рисовала, оставила весьма ироничные и полные великолепных портретных характеристик мемуары, где Екатерина П предстает «актеркою, ведущей свою роль на театре»; мемуарами исследователи пользуются и по сей день.
Закат славного художника был долог и труден. Он захватил изрядную часть 19 в. и хоть еще писал, но постепенно слепнул и жил на маленькую как
подаяние пенсию академии. Смерти его в 1822 году почти не заметили. Лишь по прошествии десятилетий творчество его получило должное признание и заслуженную оценку. Д.Г.Левицкий оставил о себе память, как о талантливом человеке с добрым и честным сердцем, веселым нравом и глубоким умом.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от фр. Sentiment – чувство) – художественное течение в западноевропейском, американском и русском искусстве, сложившееся в конце эпохи Просвещения. Идейные предпосылки сентиментализма – разочарование в позитивной роли цивилизации, разочарования в результатах французской буржуазной революции. Сентиментализм противопоставил разуму культ чувства, отводя ему главенствующую роль в познании и творчестве. Кредо сентиментализма точно передают слова Руссо: «Разум может ошибаться, чувство – никогда».
ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ (1757 – 1825).
В.Л.Боровиковский родился в 1757 г. на Украине в провинциальном Моргороде. Отец его Лука Боровик, занимался иконописью, и приучал к этому своих детей. В 1787 г. во время путешествия Екатерины П в Крым по дороге ее следования воздвигались путевые дворцы. Один из них поручили расписать Владимиру. Екатерина обратила внимание на талант безвестного художника. По ее повелению Боровиковский был направлен в Петербург, где начал работать под руководством Д.Г.Левицкого. Поселился он в доме поэта и архитектора Н.А.Львова. Всю свою жизнь Боровиковский прожил замкнутой, сосредоточенной, одинокой жизнью. Не завел ни жены, ни детей. Талант его был талантом лирическим. Ему важно было запечатлеть не только характер, но и свое впечатление от встреч с людьми, которых он писал.
1797 г. он получает заказ на портрет Марии Ивановны Лопухиной, тогда еще 18-летней девицы, дочери отставного генерала Толстого.
«ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ». Все время пока художник писал портрет, он жил жизнью напряженной, испытывал величайший прилив сил. Стоит оглядеть стену одного из залов Третьяковской галереи и взгляд невольно отыскивает этот портрет. Он притягивает сияньем красок, каким то особым светом, который излучает это полотно. Юная девушка предстает как бы олицетворением весны. Трогательная голубая ямка на шее, по детски припухлый рот и взгляд бархатных печальных глаз. Эта грусть передается зрителям стоит повнимательней вглядеться в портрет Лопухиной. Художник будто предчувстовал ее печальную судьбу и предчувствуя это сам прощался с весной и собственной любовью. Многое в этом портрете принадлежит времени. Историки воссоздают по нему типичный облик русской женщины конца 18 века.
В последнем десятилетии 18 в. постепенно меняется портретный стиль эпохи. Парадность классицизма сменил культ частной жизни, укромности, уединенности, свойственный сентименталистской эстетике. Портреты зрелого Боровиковского отличаются тщательностью живописи.
«ПОРТРЕТ ВАРВАРЫ АНДРЕЕВНЫ ТОМИЛОВОЙ»(1800 г.) Портрет В.А.Томиловой, урожденной Мальгуновой, относится к типу интимного портрета. «Портрет Томиловой» занимает особое место в творчестве художника. В нем нашли отражение идеалы столь характерные для того времени и близкие мироощущению самого художника, содержащие стремление человека к внутренней свободе личности, к ее духовной гармонии. В образе Томиловой воплощены мягкость, задушевная лиричность, которые так характерны для поэтических женских образов Боровиковского. Томилова написана в типичном для художника голубовато-зеленоватом парковом пейзаже. Молодая женщина изображена в свободной позе, в простом наряде « а ля грек», с небрежно наброшенной на одно плечо шалью. Ее миловидное, с неправильными чертами лицо обрамляют темные локоны, схваченные на затылке высоким черепаховым гребнем. С откровенной симпатией пишет Боровиковский типично русско лицо В.А.Томиловой.
Другую грань творчества Боровиковского представляет «ПОРТРЕТ КНЯЗЯ А.Б.КУРАКИНА». Это блестящий парадный портрет. Парадность, однако, не помешала художнику дать провдивую и яркую характеристику тщеславного, сластолюбивого, но добродушного вельможи, смотрящего на жизнь, как на источник наслаждений.
Работая над портретами женщин, Боровиковский отдыхал от чрезмерной сложности, а то и подавляющей силы своих мужских моделей. В женских портретах больше лирики, живопись выглядит более свободной и щедрой.
«ПОРТРЕТ КНЯЖНЫ А.Г.ГАГАРИНОЙ И КНЯЖНЫ В.Г.ГАГАРИНОЙ». (1802 г.) Две музицирующие девушки – само воплощение гармонии: так свободен, изящен ритм линий вписывающий фигуры в квадрат холста, так декоративно тонко сочетание серого одеяния одной и белого платья другой, подчеркнутое активным цветом кпасновато-коричневой гитары. Здесь нет парчи, бриллиантов на шеях, жемчуга, бархата, даже кусочков кружев, что так виртуозно умели писать великолепно-равнодушные живописцы. Умел это и Боровиковский. Но никто до него в нашем искусстве не представил так полно и психологически верно светлую жизнь души и духа частного человека. Без этого портрета не полно было бы лирическое песнопение посвященное российским искусством женщине.
В начале 19 века новая историческая обстановка, породившая новые идеалы, не могла не отразиться на искусстве Боровиковского. Образы становятся строже, разнообразнее. Знаменательно появление у Боровиковского крестьянских портретов. В образе торжковской крестьянки Христиньи, молодой, приветливой, чуть-чуть застенчивой, художник воплотил спокойную, ласковую красоту простой русской женщины.
Творчество Боровиковского, озаренное идеалами гуманизма и отличающееся высоким мастерством, было безусловно, прогрессивным. Все лучшие достижения его нашли дальнейшее развитие в искусстве передовых художников следующего поколения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|