Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8: Основные направления





Философии ХХ в.

План:

Позитивизм.

Философия психоанализа.

Экзистенциализм.

Рубеж ХIХ-ХХ вв. – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой современный этап ее сложной и противоречивой истории. Философию ХХ в. называют «постклассической», так как она отличается от классического этапа своего развития.

ХХ век – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировые войны, революции, глобальные проблемы), когда перед всеми людьми планеты реально встал вопрос о существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к своему природному миру, а также к миру науки, культуры, значительно более сложными, чем в прошлые времена. Можно сказать, что диалог человека и науки в наше время, по сути, только начинается, и в этом диалоге родились и рождаются все новые направления философского знания. Рассмотрим некоторые из них.

-1-

Многочисленные современные формы позитивизма(от лат.- положительный), своими гносеологическими корнями уходят в Х1Х столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы этого направления в философии и науке.



Позитивизм исходит из того, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных социальных наук и их объединения. Возникнув в период бурного развития естественных наук, позитивизм признает достоверным только физически-опытное знание. Оформившись в особое направление в 30-е гг. Х1Хв. в трудах французского мыслителя О. Конта (он и ввел этот термин), позитивизм прошел три основных стадии развития.

Представителями первой,классической формы позитивизма, кроме его основоположника О. Конта, были Дж. Милль, Г.Спенсер, а в России – Лавров П., Михайловский Н.

В конце Х1Х-нач. ХХ вв. начинается новый,второй этапв развитии позитивизма – эмпириокритицизм, то есть критика опыта. В его развитии огромная заслуга принадлежит крупному австрийскому философствующему физику Э.Маху и швейцарского философа Р. Авенариуса. Они исходили из того, что философия со своими категориями не должна вмешиваться в опыт, в науку. Мир в целом и вещи в нем – комплексы ощущений. Задача науки – их описание с математической обработкой. Такое описание и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее, (а таковой, якобы, является философия), следует удалить. Эти идеи Э.Маха большей частью были обусловлены кризисом механики И.Ньютона и классической физики после обоснования А.Эйнштейном своей теории относительности.



Третий этап в развитии позитивизма и одним из основных направлений западной философии является неопозитивизм (логический позитивизм).Идейным и организационным ее ядром явился Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922г. Этот кружокпредложил программуразвития научной философии. В него входили Р. Карнап, М. Шлик, О. Найрат, Г. Фейгель, Ф.Франк, Л. Витгенштейн и др. Они внесли весомый вклад в решение целого ряда сложных и актуальных методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможность математизации знания, соотношения эмпирического базиса науки и теоретического аппарата. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.

Большое значение неопозитивисты придавали принципу верификации,то естьдоказательству, подтверждению. Речь идет о процедуре установления истинности научных положений с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной науке используются методы непосредственной верификации анализа фактов, и опосредованную, логическую. Хотя любая из них является опосредованной, косвенной, поскольку «чистого опыта», зафиксированного в «протокольных предложениях» быть не может, тем не менее, этот метод может быть отнесен к одному из важных признаков научности, считают представители неопозитивизма.



На его смену в 50-х гг. ХХ в. приходит пост-позитивизм –течение современной западной философско-методологической мысли. Он восходит к работам К. Поппера и последующих представителей «философии науки» - Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабанда, Ст. Тулмина и др. Основными его чертами являются:

-резкое изменений отношения к философии и подчеркивание ее роли как одного из факторов научного исследования,

-замена верификации фальсификацией, процедурой по ложности теории или гипотезы эмпирической проверкой посредством наблюдения, измерения, эксперимента.

 

-2-

Таким образом, в науке Х1Хв. преобладали два крупных философских течения. Во-первых – позитивизм, опиравшийся только на естественные науки и решавший все проблемы цивилизации с помощью естественнонаучных методов. Во-вторых, иррационализм, стремившийся постичь человека ненаучными методами, через его эмоции, искусство и т.д. Но ни тот ни другой подходы не давали убедительных ответов на вопросы о природе человека. В начале ХХв. попытку нового философского осмысления человеческой природы было сделано новым направлением в философии – психоанализом.

Своим происхождением психоанализ обязан австрийскому психологу и врачу-психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939гг.) Его учение, громко и, можно сказать, скандально известное за пределами научно-теоретического круга, широко и надолго вошло в общественное сознание. На протяжении целого столетия оно коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с бессознательным началом в человеке – это сексуальность, тема снов и грез, жажды агрессии.

Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ, как метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений больного для проникновения в бессознательные слои его психики. Разработанный им метод позволил ему сформулировать учение о бессознательном. В результате Фрейд создал принципиально новое учение о человеческом поведении и о механизмах развития культуры.

Он рассматривает структуру человеческой психики в виде трех слоев: бессознательное (Оно), надсознательное (Сверх-Я) и сознание (Я).

Бессознательное (Оно) – это «кипящий котел инстинктов». В него входят инстинкты и влечения, главное из которых – либидо (любовь), начиная с любви родительской и включая любовь к Родине и т.д. В конечном счете, либидо и определяет все поведение человека. Сознательное(Я)начало старается ограничить биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество всегда накладывало на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяли ему открыто удовлетворять свои биологические потребности. Особенно отношения между полами строго регулировались обычаями, затем законами, всевозможными правилами этикета. Так же в удовлетворении потребности в пище. Этикет народов одинаково порицает чревоугодие, и т.д. Он пишет: «По отношению к Оно – Я, подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади…»

Сверх-Я – это переживания и чувства, возникающие в результате воздействия внешнего мира на сознание человека: чувство вины, желаний, выработанные обществом идеи и настроения, которые регулируют его поведение. И если Оно имеет биологическое происхождение, то Сверх-Я – социально. Поведение человека – это постоянный конфликт между Оно и Сверх-Я, т.е. влечениями и общественно дозволенным. Сильное, но сдерживаемое Оно, продолжает воздействовать на психику человека, вызывая неврозы. Не находя прямого выхода в поведении человека, эта энергия сублимируется – то есть переходит в другие формы психической деятельности человека – так создаются наука, искусство, и т.д.

В ходе своего существования и развития психоанализ породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Одним из наиболее видных его представителей является Карл Густав Юнг (1875-1961гг.) Главная теоретическая идея ученого, сделавшая его одним из наиболее выдающихся и популярных авторов нашего столетия, является коллективное бессознательное, которое он называет архетипом. Он выделяет природные архетипы – Анима и Анимус, носителей женского и мужского начала в мире, подчеркивает их нуминозность (священность). Важнейшим из них считает Самость – образ бога. Ему принадлежит также идея о психологических типах личности: интровертах и экстравертах. Учение психоанализа получило свое дальнейшее развитие в работах А.Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

 

-3-

Экзистенциализм(фр.— существовать)наиболее популярное, наряду с психоанализом, философское течение нашего времени. В философии экзистенциализма различают две основные школы:

- немецкую:Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер,

- французскую: Жан Пол Сартр, Альберт Камю, Габриель Оноре Марсель.

Экзистенциализм оформился в самостоятельное философское учение в 20-е гг. ХХв. Он стал ответом на крушение оптимистических взглядов на всемирную историю, которые господствовали в философии, начиная с эпохи Просвещения. Новизна его заключена в том, что оно обращено не к выяснению сущности человека, не к изучению природного мира, а к повседневному существованию человека.

Вплоть до Первой Мировой войны большинство европейцев верили, что цивилизация развивается прогрессивно, что общество и человек становятся все более справедливее и гуманнее. Бессмысленность гибели миллионов людей в войнах привела к крушению всего старого рационалистического представления об обществе. История человечества стала представляться иррациональным процессом, не подчиняющимся никакой логике и творящим зло. Знаменитое гегелевское утверждение – «все разумное – действительно, все действительное – разумно», было признано ошибочным. Мир не содержит никаких гарантий гуманности и справедливости, не дает никаких нравственных ориентиров.

Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» эти процессы объясняет вырождением европейской цивилизации. А экзистенциалист Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация эпохи» считает, что ситуация опустошенности, циничное отношение к культуре – это расплата за наивную веру в прогрессивную направленность исторического процесса. Своего расцвета философия экзистенциализма достигла в период Второй мировой войны, когда стал идеологий французского движения Сопротивления. Свобода, смерть, страх, одиночество становятся ведущими темами экзистенциализма. Возможно, поэтому оно не представляло собой цельного и единого учения и его представители часто прибегали к изложению своих идей в литературной форме – романах, пьесах, эссе. Идеями морального долга, ответственности человека за все, что происходит в мире, пронизаны вышедшие в 1942-43гг. книги Экзюпери: «Военный летчик», «Маленький принц» и др.

Одновременно с художественными произведениями проблема моральной ответственности ставилась в философских работах Альберта Камю, Жана Поля Сартра. В работе «Марксизм и экзистенциализм» Ж.П. Сартр, проанализировав недостатки марксизма, делает вывод, что экзистенциализм – это и есть подлинный марксизм новой эпохи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.