|
Научная и философская мысль арабо-язычного Востока.
-1-
По своему социально-экономическому и культурному уровню страны Восточного Средиземноморья, начиная с эпохи раннего средневековья и вплоть до второй половины Х11в., стояли выше современных им стран Европы. Большая часть их территорий входила в состав Византийской империи, но в \/11в. уже на значительно более широких территориях образовался огромный Арабский халифат.
Философское развитие в рамках арабо-язычной мусульманской культуры сильно отличалась от того развития, с каким мы познакомились на примерах западноевропейской философии V1- Х11вв.
Страны Ближнего Востока, арабизированной Испании и в меньшей мере Северной Африки, завоеванные в \/11в., развивали богатую культуру, органической частью которой стали философские учения. В своем подавляющем большинстве они были сформулированы здесь задолго до того, как в странах Западной Европы появились сходные учения, дальнейшее развитие которых стало возможным в значительной степени под воздействием учений, проникавших сюда из арабизированных стран Ближнего Востока и Испании.
Выясняя главные особенности культуры, идеологии и философии ближневосточных мусульманских стран этой эпохи, следует сравнить их с теми же сторонами жизни европейских стран. Можно заметить здесь как определенное сходство, так и различие. Например, феодальное общество, сложившееся в Арабском халифате, значительно отличалось от феодальных обществ современных ему стран Европы. В огромном, хотя и многонациональном, но централизованном государстве ремесло, торговля и городская жизнь были значительно активнее, чем в странах тогдашней Европы. Необходимо отметить наличие здесь таких специальностей, как ювелиры, врачи, переписчики книг. Это свидетельствовало о большой роли умственного труда, который в странах Западной Европы, в сущности, был монополизирован служителями церкви.
В V11-1Хвв. в странах Ближнего Востока, представлявших тогда сердцевину огромной арабо-язычной сверхдержавы, происходили сложные процессы. В результате социальной и национальной борьбы в мусульманстве образовывались различные направления и секты. Некоторые из них включали в себя ценные философские идеи. При этом следует отметить, что далеко не все ученые и философы были арабами. Большинство из них принадлежало к ирано-язычным, тюрко-язычным др. народам. Но всех их объединяли тогда:
1. арабский язык, на котором было написано подавляющее большинство философских и научных произведений; язык Корана, мусульманской религии и государственности халифата стал в этих странах международным языком; его роль была аналогична роли латинского языка в странах католической Европы в эпоху средневековья;
2. мусульманская религия, которая служила для них совершенно обязательной идеологической предпосылкой;
В возникновении и распространении мусульманской религиозности имелись существенные различия, если сравнивать мусульманство с христианством. Так, исходим из того, что христианство возникло из недр античной культуры и распространялось среди германцев, славян и других народов, прежде всего, из главных центров культуры – из Рима и Константинополя.
Арабы же сами создали свою монотеистическую религию и принесли ее на своих мечах как более развитым, чем они народам – сирийцам, персам, египтянам, у которых мусульманство вытеснило христианство, так и народам, не превосходившим их по своему социально-экономическому и культурному уровню. Пророком религии мусульман стал Мухаммед (570-632гг.)Большая простота и, можно сказать, последовательность ислама по сравнению с христианством получили свое выражение и в более последовательном представлении об абсолютности предопределения. Само слово «ислам» по-арабски означает полнейшую покорность верующих перед лицом Аллаха.
По сравнению с христианскими странами, особенно западноевропейскими, где духовная власть папы была отделена от власти императоров и других светских государей (королей), то в Дамасском, Багдадском халифатах теократия власти была выражена наиболее последовательно. Это объяснялось тем, что халиф, считавшийся преемником пророка Мухаммеда, сочетал в своем лице высший авторитет имама, духовного владыки, и эмира, обладателя светской (особенно военной) власти.
В дальнейшем, уже в Х в., когда Багдадский халифат распался, власть в различных феодальных государствах, образовавшихся на его огромных территориях, захватили светские владыки.
-2-
В V111- 1Хвв. странах Ближнего Востока, представлявших сердцевину огромной сверхдержавы, происходили сложные процессы. В результате социальной и национальной борьбы в мусульманских странах в самом мусульманстве возникали различные направления и секты.
Во второй половине \/11в. появляется шиизм,который стал вторым после суннизма по своей влиятельности и распространенности направлением в исламе.Особенность его по сравнению с суннизмом состоит в несколько меньшей жесткости догматов. Считая Коран божественным откровением, сообщенным Мухаммеду, они подвергли его иносказательному толкованию, давая человеку возможность проявить свое понимание.
Суннизм, как ортодоксальное направление ислама,окончательно оформился к Х в., и был принят большинством мусульман.
Во второй половине V111в. оформилось еще одно направление, но уже как секта внутри шиизма – исмаилизм.Ему, в частности, характерна вера в переселение душ, даже в мир неорганических вещей. Как справедливо подметили исследователи проблемы, он возник под влиянием индийско-персидских учений и стал официальной идеологией Египетского халифата в Х-Х11вв., и затем распространился в других мусульманских странах.
Как оппозиционное возникло и другое направление внутри ислама, именуемое суфизмом (от араб.- шерсть). Это главное мистическое направление в странах мусульманского Востока. Оно зародилось в V111в. и все более усиливалось в последующие века, и отразил разочарование широких слоев населения порядками, укрепившимися в халифате. Растерянность и отчаяние многих людей приняло форму протеста, выражавшегося в аскетизме, в бегстве от житейской суеты, в стремлении к созерцательному постижению бога. Он породил монашеское движение дервишей(букв.- вставший на путь к богу, или в переносном смысле- бродяга, нищий). Суть идеологии: «бежать от мира, чтобы соединиться с богом».
В условиях обостряющейся социальной борьбы, а также в связи с усилением контактов с философскими идеями античности все более нарастала теологическая проблематика в исламе. Свое глубокое проявление она получила в направлении, которое возникло в V111в. и получило наименование мутазилиты(букв.- отделившиеся).
Виднейшим его теоретиком стал уроженец Ирака Васыл Ибн-Ата (699-748 гг.). Он доказывал, что единство и вечность бога исключают множественность и тем более антропоморфность его атрибутов (свойств), которые низводят его до бытия, присущего конечным и преходящим вещам. Например, такого атрибута, как речь.
Другое его положение – предопределение не может быть абсолютным, оно не исключает свободу человеческой воли. Только в этом случае речь может идти о его ответственности за те греховнее поступки, которые он совершает.
Влияние мутазилитов до Х в. было велико. Придворные круги халифа, заинтересованные в светской образованности, добились того, что их идеология была принята в качестве официального догмата. Но это торжество было непродолжительным и поддерживалось узкой верхушкой Багдадского халифата. Массы народа не поняли сложного умозрительного учения. Вскоре оно было запрещено, хотя не исчезло бесследно, определив развитие свободомыслия и философии.
-3-
Философская мысль в странах мусульманского Востока развивалась в условиях бурного развития науки и учений античности. Гонимые в Европе философы, платоники, аристотелики, как и многие ученые находили здесь пристанище. В условиях довольно развитой городской жизни возникли философские и научные школы.
Огромная заслуга арабо-язычного мира заключается в том, что он сохранил античное философское и научное наследие.Уважительное отношение к знанию, облагораживающее человека, зафиксировано уже в Коране. Людям науки в ближневосточных странах оказывалось большое уважение. Так, при халифе аль-Мамуне в 1Х в. был основан «Дом мудростей», где работали выдающиеся по тем временам переводчики и ученые, была богатая публичная библиотека.
Как и в античности, в арабо-язычном средневековье было немало ученых-энциклопедистов, сделавших немалый вклад в различные науки. Едва ли не наиболее замечательный среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973-1048 гг.), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Он установил метод определения географических долгот, близкий к современным представлениям, длину окружности Земли, первым сделал предположение о вращении Земли вокруг Солнца. Он стремился к отделению науки от религии, был сторонником равноправия религий, что уменьшило бы вражду между народами.
Особенности социальной и религиозной жизни в ближневосточных странах, развитие научных знаний привели к распространению вольнодумства по отношению к религии. Мы имеем ввиду тех мыслителей, которые не были философами, но высказывали ряд вольнодумных идей, и создавали ту атмосферу, в которой развивалась философия. Это: выдающийся врач своего времени Закарая Рази (864-925 гг.), поэты аль-Мутанабби (915-965 гг.) и аль-Маарри (973-1057 гг.).
Наиболее ярким представителем ближневосточного средневекового свободомыслия остается Омар Хайям (1048-1131 гг.). Это великий иранский ученый и философ, великолепный поэт, автор всемирно известных четверостиший (рубая). В качестве ученого он особенно преуспел в математике, в алгебре, геометрии, астрономии, провел реформу календаря. Как философ он находился под влиянием античной натурфилософии, который у него переходил в пантеизм и материализм.
Он также был близок к суфийским кругам, хотя был чужд и не принимал их мистико-аскетические настроения. Глубоко возмущаясь ханжеством официальных служителей религии, он воспевает тему вина, запретную для мусульман. Например:
Несовместимых мы всегда полны желаний,
в одной руке бокал, другая на Коране,
и так вот мы живем под сводом голубым,
полубезбожники и полумусульмане.
Но по заслугам «философом арабов» считается аль-Кинди (800-879 гг.) из Багдада. Основоположник арабо-язычной философии ясно и убежденно сформулировал ее фундаментальную особенность и предвосхитил этим даже последующих философов Востока и Запада. Он считает, что философия немыслима без естественнонаучных знаний. Об этом убедительно говорил в свое время Аристотель, но эта мысль вновь возрождается у философа-араба. Он говорит, что знание математики совершенно обязательно для того, кто занимается философией. При этом математика для него – это не только наука о числах, но комплекс всех наук.
При этом он полностью отчуждает в пользу веры интуицию человека. Божественное знание не требует ни знаний, ни трудов, ни сообразительности, ни логики, ни математики. Поднимая мусульманское богословие выше всякой человеческой логики, он объявляет божественное откровение вершиной философии.
Крупнейшим продолжателем его учения стал аль-Фараби (870-950 гг.).Будучи тюркского происхождения, он родился на территории современной Чимкентской области Казахстана. Это первый философ арабо-язычного Востока, у которого мы находим систему философских воззрений, охватывающие все стороны действительности. Заслуги аль-Фараби в развитии логического знания столь велики, что он получил почетный титул «Второй учитель» (первый – Аристотель). Аль-Фараби – первый философ арабо-язычного Востока, у которого мы находим систему философских воззрений, охватывающих все стороны действительности.
Расцвет философской и научной мысли арабского Востока происходит в творчестве Абу Али Ибн-Сины - Авиценны (980-1030 гг.).К Х в. наблюдается упадок Багдадского халифата. Это сопровождалось усилением среднеазиатских эмиратов и султанатов в Средней Азии. Здесь процветали города, ремесла, науки, торговля. Многие владыки старались поднять свой авторитет покровительством ученых, философов и поэтов. Именно к этому периоду относится творчество Авиценны.Для формирования его естественнонаучного мировоззрения особую роль сыграло изучение медицины. При дворе местного шаха он создал своего рода академию, собрав туда ученых того времени. Он писал произведения самого разнообразного жанра.
Называют различное число его произведений — от 200 до 300. Но сохранилась лишь часть. Наиболее известна «Книга исцеления», главное философское произведение его, состоящее из 18 книг. А также «Книга спасения», состоящая из 3-х частей – логики, физики и метафизики.
О философских взглядах «князя ученых» (так его называли), устоялось мнение, что он наиболее близок к Аристотелю. Ключевой проблемой его учения является убеждение в познаваемость мира. Позиция философа в этом вопросе прямо противоположна взглядам господствовавшей тогда идеологии мутакаллимов, согласно которой мир переполнен чудесами, творимыми Аллахом, недоступными человеческому пониманию. Наиболее ярким выражением рационализма Авиценны является его логика. После смерти Авиценны развитие мусульманского Востока шло по нисходящей линии. Активизировалась религиозно-догматическая реакция. Известной причиной тому стало начало крестовых походов. Перед лицом воинственных христианских орденоносцев стали затухать противоречия внутри мусульманства со стороны сект и направлений. Мусульманское духовенство вело со своей стороны нетерпимую политику против них. Пострадали многие ученые, поэты и философы.
Одним из идеологов мусульманской реакции стал современник Омара Хайяма аль-Газали (1059-1111 гг.),который также был иранского происхождения.Воспитанный в семье сторонника суфизма, он стремился пресечь воздействие на религиозную жизнь научного мышления. При этом он признает практическую пользу математики, физики, медицины и даже логики. Но, вместе с тем, в работе «Опровержение философов» он категорически заявляет, что «на всех философах… лежит одно и то же клеймо – клеймо безбожия». Основным заблуждением античных философов и «философов-мусульман» аль-Газали считал их идеи вечности и несотворенности мира, независимого существования материи. Он стремился к оживлению религиозной жизни, когда для нее возникло немало угроз не только со стороны христианского мира, но и со стороны философов-ученых.
Раскрывая арабо-язычную философию средневековья, нельзя не сказать о творчестве Ибн-Рушда– Аверроэса (1126-1198 гг.). Философская слава его в средние века, и не столько на Востоке, сколько на Западе, была связана с произведениями, в которых он с поразительной способностью передавал ход философских мыслей Аристотеля. Тогда говорили: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Кроме того, в его творческом наследии глубоко рассмотрены вопросы соотношения философии и религии.
Таким образом, арабская средневековая философская мысль была ориентирована на античную философию, и, в первую очередь, учение Аристотеля. Главными идеями были:
-единство мира и подчинение его действию естественных законов;
-приоритетной оставалась земная жизнь человека;
-она была связана с развитием науки и утверждением разума в качестве мерила истины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|