Сделай Сам Свою Работу на 5

Методики диагностики психического состояния





Если исключить методы диагностики функционального состояния путем снятия психофизиологических показателей, то пожалуй самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего ПС испытуемым.

Одной из самых распространенных методик диагностики ПС в отечественной психологии является САН [52], направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся ПС (по 10 на каждую шкалу).

Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером (см. его статью в [158]) и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве ПС.

Среди наиболее известных опросников на диагностику ПС можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина [114], содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым [130]: "Опросник психических состояний школьника" и "Опросник психических состояний учителя". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого ПС.



Интерес представляют три опросника, предложенные В.И. Чирковым [184]: ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: "мотивация", "настроение", "оценка успеха" и "уровень бодрствования"), ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно - шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: "настроение", "оценка вероятности успеха", "мотивация", "уровень бодрствования" и "отношение к работе").

Существует и ряд прикладных (по отношению к разным профессиям) опросников ПС. В качестве примера можно указать сборник [158], в котором опубликован ряд опросников, касающихся уровня стресса и тревожности спортсменов.

К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи [115], автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа [99], методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица [64] и др.



К опросникам можно отнести еще и методику Семикина В.В. "Рефлексия", позволяющую оценивать также параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления [49].

Пример использования классификации ПС для диагностики их можно найти у А.И. Юрьева [197]: по условиям деятельности (осознание цели, достаточность средств и очевидность результатов) праксические состояния делятся на 8 видов (функциональный комфорт, психическое утомление, психическая напряженность, отсутствие мотивации, эмоциональный стресс, монотония, тревожность, индифферентное состояние) и предлагается методический прием оценки текущего ПС и предсказывания будущего ПС по условиям трудовой деятельности.

К проективным методикам относится "Физиологический тест Кунина", позволяющий оценивать общую удовлетворенность работой [207].

Использование цветового теста Люшера тоже относится к проективным методикам, и в последнее время он довольно широко используется для диагностики ПС. Базируясь на концепции М. Люшера [97] о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в ПС: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого - мотив самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного - поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого - мотив конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность) [7]. К. Шипош [191] предложил так называемый коэффициент вегетации:



Кв = 18-Кр-Ж

18-С-З

где Кв - коэффициент вегетации, Кр - номер позиции красного цвета (нумерация начинается с наиболее предпочтительного цвета), Ж - позиция желтого, С - синего, З - зеленого. Значения Кв > 1 трактуются как эрготропное доминирование (преобладание возбуждения симпатической нервной системы), Кв < 1 - как трофотропное доминирование (преобладание возбуждения парасимпатической НС). На основании АТ-нормы, предложенной Вальнефером [210], А.И. Юрьев и соавт. предложили так называемый коэффициент суммарного отклонения (сумма отклонений позиций цветов от "правильного"), отражающий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности [170]. А.И. Юрьевым в [198] предложен метод диагностики праксических состояний, основанный на взаимном расположении пар цветов: положение зеленого перед красным - означает психическое утомление, синего перед желтым - тревожность, коричневого перед фиолетовым - психическое напряжение, черного перед серым - эмоциональный стресс. Была упомянута количественная мера данных показателей, но обозначена не была. Разработка А.И. Юрьевым классификации ПС [200] была закончена в [196] и сопровождалась описанием способа диагностики 16-ти состояний на основании пар цветов (см. ниже). Тест Люшера валиден и дает надежные результаты в отношении ПС).

 

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. - 560с.

 

Занятие 10.9 ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ, ИНТЕРЕСА, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНУСА, НАПРЯЖЕНИЯ И КОМФОРТНОСТИ

 

Вводные замечания. Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании индивида реализуется в самооценке состояния, во многих случаях определяющей традиционные названия психических состояний. При изучении психических состояний с помощью самооценки продуктивным оказывается факторный метод построения шкал. Он позволяет извлекать из некоторого массива данных объективно существующие факторы, после чего делается попытка эвристически раскрыть их содержание и дать наименование шкалам. Анализ групповой (факторной) семантики вербальных признаков определил названия рассматриваемых в этом задании шкал.

При исследовании психических состояний широко используется «Тест дифференциальной самооценки функционального состояния»*, построенный на принципе полярных профилей Ч. Осгуда и предполагающий оценку таких характеристик состояния, как «самочувствие, активность, настроение» (САН).

* Доскuн В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973. № 6.

 

В настоящем задании предложена методика* оценки таких психических состояний, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение» и «комфортность», построенная на основе результатов факторного анализа динамики оценивания испытуемыми своего состояния с использованием модифицированного стимульного материала к методике САН. Отличие от методики САН состоит в том, что здесь с помощью математических процедур выделены шкалы вышеуказанных состояний независимо от кажущейся семантической специфичности отдельных слов и словосочетаний. Предлагаемая методика состоит из 20 пар противоположных по смыслу определений, характеризующих психическую активацию, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность.

* Методика разработана на факультете психологии ЛГУ в 1990 г. Н.А. Курганским и. др.

 

Цель занятия. Научиться применять указанную методику в практической работе и использовать полученные данные о психических состояниях при общей характеристике психических особенностей испытуемого.

Оснащение. Бланк опросника (см. прил. 10.9.1) и карандаш.

Порядок работы. Испытуемый в процессе исследования самостоятельно оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. Методика рассчитана на неоднократное обследование одних и тех же лиц, учитывая динамичность психических состоянии. Если исследование проводится одновременно с целой группой испытуемых, то необходимо исключить возможные помехи, обсуждение ответов и т. п. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака».

Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей для оценки конкретных психических состояний: психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (прил. 10.9.2-10.9.6). Шаблоны накладываются на тестовый бланк, заполненный испытуемым, и подсчитывается количество баллов сложением цифр, находящихся над прорезями под оценками испытуемых, обведенными кружками. Полученные таким образом данные заносятся в протокол исследования (форма 40).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯФорма 40

Фамилия, имя, отчество .....................................................……………………Дата .........………………

Возраст.............................................................................................………………………………………

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственной работы, после работы и т.д.)……………………………………………………………… .................................................................

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.