Сделай Сам Свою Работу на 5

Результаты корректурной пробы





 

Вре-менные проме-жутки (30 с) Фон Ответы испытуемого (на корректорном бланке) Характеристики внимания
пра-виль-ные (m) ошибочные Скорость выбора (S) Коэффици-ент точности (А) То же, среднее значение Показа-тель концент-рации (К)
r p
1 Без помех То же С помехами (I) Без помех То же - ² - С помехами (II) Без помех То же - ² -         А1 А2 Аn¢ A4 A5 A6 A¢¢n А¢бп     А¢¢бп К¢   К¢¢

 

Порядок работы. Занятие групповое. Ведет его преподаватель или его помощник-экспериментатор. Экспериментатор выдает каждому испытуемому стандартный бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Просматривая слева направо каждую строку в бланке, вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы "р" и "к". Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме того, по моему сигналу "Черта!" вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задание до следующего моего сигнала. И так далее до конца бланка».



В течение опыта экспериментатор фиксирует, произнося слово «черта», 30-секундные промежутки времени. На 2-й и 4-й минутах опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита. Работа с корректурным бланком рассчитана на 5 мин.

Результаты выполнения задания каждый испытуемый определяет сам и фиксирует их в протоколе.

Обработка результатов

1. Сверить результаты в корректурном бланке с программой экспериментатора.

2. Подсчитать в корректурном бланке временные промежутки (T1,...Т10) пометкам - вертикальным линиям.

3. Подсчитать число правильных ответов (т) для каждого временного промежутка.

4. Определить показатели скорости выбора (S) для каждого временного промежутка в отдельности (S1...S10) согласно формуле, приведенной в занятии 6.1.

5. Построить график, условно называемый графиком динамики устойчивости внимания, для чего на оси абсцисс отложить все 30-секундные отрезки (T1,...Т10), а на оси ординат - скорости выбора (S1...S10).

6. Вычислить коэффициенты точности внимания до воздействия 1-й (A¢бп) и 2-й (A²бп) помех. Так как до 1-й помехи два временных промежутка, то A¢бп вычисляется как среднее арифметическое из А1+А2 Аналогично и A²бп должно вычисляться как среднее из А4+А5+А6



7. Определить значения показателя концентрации внимания (К¢ и К²).

8. Совместно с экспериментатором определить средние значения К¢ и К² для всей группы испытуемых.

При анализе результатов эксперимента на графиках проследите индивидуальную динамику устойчивости внимания в течение всего задания. Обратите внимание на изменение показателей скорости выполнения задания на 2-й и 4-й минутах (т. е. S3 и S7). Сделать выводы о влиянии помех на устойчивость внимания. Сопоставьте свои показатели концентрации внимания со среднегрупповыми показателями и сделайте выводы об индивидуальных особенностях.

 

Занятие 6.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЕТОДОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОБЫ

Вводные замечания. Выбор метода изучения произвольного внимания определяется задачами исследования. Общим принципом построения эксперимента является создание такой лабораторной ситуации, при которой испытуемому необходимо приложить усилия для поддержания направленности и сосредоточенности психической активности. Это достигается путем варьирования уровня сложности стимулов, способов их предъявления, а также учета состояний испытуемого.

В данном эксперименте произвольное внимание исследуют методом интеллектуальной пробы. Метод заключается в поиске, различении и регистрации простых и четных чисел, объединенных в группы по три числа в каждой. Экспериментатор читает вслух ряд случайных чисел. Характеристики произвольного внимания в этом случае будут распределение и устойчивость внимания, а косвенным показателем распределения внимания коэффициент распределения внимания (С). Его вычисляют как результат отношения количества правильно зарегистрированных испытуемым троек простых чисел (а) и троек четных чисел (b) к общему количеству троек согласно программе экспериментатора. Таким образом, результат всегда представляет число меньше 1, а при количестве правильных ответов (m) равном запрограммированному общему количеству четных и простых чисел (N):



Большее значение величины С означает лучшее распределение внимания. Иногда сравнивают индивидуальные показатели испытуемых со средними данными по группе (Сгр). Тогда значение С может быть и больше 1. В таком случае качественно внимание оценивается следующим образом:

Отличное: С ³ 1,25 Сгр.

Хорошее: 1,0 Сгр £ С < 1,25 Сгр.

Удовлетворительное: 0,75 Сгр £ С < 1,0 Сгр.

Плохое: С < 0,75 Сгр.

Устойчивость внимания оценивают так же, как в занятии 6.2, т. е. по графику.

Целью данного задания является определение характеристик распределения и устойчивости произвольного внимания при выполнении задания на цифровом материале. Задача испытуемого заключается в обнаружении и записи троек простых и четных чисел.

Оснащение эксперимента. Для проведения занятия экспериментатору нужен цифровой бланк, на котором в случайном порядке расположено 300 чисел (от 1 до 29). Среди них часть цифр встречается группами, образуя тройки - всего пять троек простых чисел (например, таких как 13; 19; 17) и пять троек четных чисел (например: 22; 16; 4). Числа в бланке распределены таким образом, что в течение 1 мин испытуемый может успеть зарегистрировать лишь одну тройку. Скорость чтения экспериментатором - одно число за 2 с. Для регистрации времени экспериментатору необходим секундомер.

Перед началом работы испытуемые заготовляют таблицу для протокольных записей (форма 21).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 21

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.