|
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ
Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое потребление. Создавались отрасли производства, обслуживающие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские по производству готового платья. При этом качественный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.
В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строгановском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования, зарождались первые отечественные школы дизайна. Появление даггерротипа и телеграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и появляются профессиональные актерские труппы. Распространяются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу переводные, а затем и собственной «выделки». У фабричной молодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.
Литературные и художественные критики зафиксировали исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудитории. Отмечалось, что меняется социальная ориентация искусства: из салонного оно становится по-настоящему публичным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков видимым отсутствием здравого смысла и эстетической незрелостью. Например, когда в Москве одновременно проводились две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущественно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сюжетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.
В 1920—1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обстоятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и беднейших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребности, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом формирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного общества — уравнительное распределение, коллективизм, трудовую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.
Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Близость к миру техники считалась в СССР престижной, создавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы власти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агитационных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трехметровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в огромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий «Красный треугольник».
Можно утверждать, что в 1920—1950-е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По некоторым параметрам она сближалась с западной («голливудской») культурой, по другим — разительно отличалась от нее.
В последующие десятилетия происходили важные социальные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась численность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселение коммунальных квартир. Стало развиваться массовое телевещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семьях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.
Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические кафе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать неформальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.
Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в глазах населения, хотя власти гневно обрушивались на «мещанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демонстрационного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых московских международных кинофестивалей и промышленных выставок.
Все это позволяет утверждать, что в стране шел активный процесс перехода к массовому, индустриальному, потребительскому обществу.
Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противоположно направленные ценности. С одной стороны, сохраняются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти, а с другой — активно внедряются образцы потребительской рыночной культуры. Наконец, среди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального общества.
Общим в развитии массовой культуры на Западе и в нашей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям развития массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-образовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в крупных городах. Реклама в ряде случаев не действует по прямому назначению, не несет потребителю полезную информацию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в расчете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются как признаки элитарности. Но в таком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сглаживающей противоречия социального неравенства.
Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.
Тем не менее развитие массовой культуры в стране продолжается со всеми обретениями и издержками этого процесса. Постепенно формируется новый политический ритуал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесменов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повседневной массовой культуры.
СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интернет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой.
Эти каналы получили название средств массовой (поскольку сообщение поступает сразу к большим группам людей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.
У нас их чаще называют средствами массовой информации (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.
Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостанции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознаменовался созданием сети Интернет.
С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.
Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности говорит, в частности, такой факт, описанный в книге социолога Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много километров от ближайших дорог и электрических линий, они заметили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антенной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ведет к нивелированию культурных различий, утрате культурного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немного, и все они пока выходят на английском языке — языке общения международного бизнеса.
Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном деле растет число специализированных изданий.
Долгое время довольно бурно развивалась так называемая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько традиционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных газет. На смену этим изданиям идут развлекательные еженедельники, «мужские» и «женские» журналы.
В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели — это преимущественно «белые воротнички», образованные круги общества.
При этом сама серьезная пресса расширяет круг охватываемых тем, становится более демократичной.
Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей широте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, которой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только исследователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понятно и нам с вами — «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со своим отцом и 20 мин — наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неодинаково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, определенную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей передвижения и, как следствие, общения.
К главным изменениям 90-х гг. XX в., существенно повлиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерческими предприятиями, т. е. они нацелены на получение прибыли. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журналов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни VIPob», «Светская хроника», «Криминал и происшествия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они занимают более 60% эфирного времени.
Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к печатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи региональных изданий выросли в полтора раза. Все более влиятельными становятся местное радио и телевидение.
А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не наблюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.
^ СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?
Вподзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре. Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека.
Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
Основные понятия:народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.
Термины:желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.
Проверьте себя
1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры охватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массовая культура в нынешнем ее понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно советской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризуется современный этап развития массовой культуры в нашем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура? 11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постиндустриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?
Подумайте, обсудите, сделайте
Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли вы его позицию? Марк Твен дал такое ироническое определение классической (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ваше отношение к классике (литературной, музыкальной, изо бразительной)? Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы вы добавить в этот перечень? Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную цен ность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения ми культуры не исключает глубокого проникновения в уни кальную сущность оригинала». Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.
6. О том, каким передачам по радио отдают предпочте ние слушатели столичного региона, говорят следующие по лученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%, общественно-политические программы слушают постоянно 23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч но-популярные программы — 17%, спектакли и драматиче ские передачи — 10%, хит-парады — 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.
7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.
^ Что ищет в искусстве «человек массы»?
Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.
Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.
Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения...
Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только
портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое.
Эстетика: философия культуры. — М., 1991.
fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свойственно эстетическому восприятию произведения искусства широкой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.
Концепция элитарной и популярной культуры П. Бурдье.
Среди влиятельных современных концепций социологии культуры следует назвать социологию культуры Пьера Бурдьё, творчество которого нередко относят и к структурализму, и к постструктурализму. Теоретическая база воззрений Бурдье включает также идеи К.Маркса и М.Вебера, Э.Кассирера, М.Фуко и других авторов. Социология культуры П. Бурдье – часть его общей социологии, важными понятиями которой являются "габитус", "поле" и "капитал". "Габитус" – динамический комплекс привычек, поведенческих реакций, организующих практику своего носителя. Габитус формируется под воздействием социальных условий – воспитания, классовой принадлежности, культурных норм и т.д. Габитус определяет, каким образом его носитель реагирует на внешние обстоятельства. "Поле" в концепции Бурдье – это более или менее автономная сфера деятельности, обладающая собственной внутренней логикой, своими "правилами игры", формирующая собственные цели.
Согласно Бурдье, поля иерархичны – одни охватывают более широкие области, чем другие. Так, политическое и экономическое поля более обширны, чем поля литературы и искусства. Это значит, что правила, действующие в более широких полях, действуют и в пределах полей частных, наряду с их собственными правилами, что значительно усложняет структуру отношений. Каждое поле включает совокупность позиций, определяющих характер взаимодействия внутри них. Каждое поле подразумевает свои "призы" и "ставки" в игре между индивидами и группами. В поле литературы это, например, признание, а в экономическом поле – материальные блага. Сходство между полями в том, что внутри всех их идет борьба за власть и специфический "капитал" (капитал – не только "приз", но и средство, индивиды, соперничая друг с другом, обладают разным капиталом, что определяет их шансы). Виды "капитала" различны: экономический капитал (деньги, материальны ресурсы), социальный капитал (выгодные связи, знакомства, влияние), символический капитал (престиж, слава, имя, происхождение), культурный капитал (образование, хорошее воспитание, знание). Культуру Бурдье анализирует в качестве "культурного поля", наделенного собственной логикой и подразумевающего специфические формы соперничества за специфический капитал. В ходе игры не только распределяются позиции и выстраиваются иерархии, но и формируются представления о культурных ценностях, о том, что должно считаться нормой или отклонением и т.д. Поле культуры включено в более широкие поля – политическое и экономическое, поэтому поле культуры подчиняется не только собственной логике, но и логике этих полей. Так, феномен коммерческой культуры демонстрирует проникновение логики экономических отношений в сферу культурного творчества. Феномен "заказной журналистики" демонстрирует вторжение логики политического поля в поле культуры. Опираясь на описанный подход, Бурдье анализирует многие аспекты существования и функционирования культуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|