Сделай Сам Свою Работу на 5

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»





КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Культура, как вы уже убедились, многолика и много­гранна. Она принимает специфические формы. В ней мож­но проследить разные направления, выделить достаточно ав­тономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явле­ний и процессов. О выделении культуры материальной и духовной речь шла выше. Широкое распространение полу­чило разделение культуры на народную, элитарную и мас­совую. Причины возникновения массовой культуры, прису­щие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвер­дилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-клас­совым расслоением общества.

Народная культура включает ценности не только «по­требляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представ­ленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk — народ, lore — знания, муд­рость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным на­родным творчеством (сказками, былинами, пословицами)



важными направлениями этого искусства являются хорео­графия (танец), песенное творчество (лирические песни, ро­мансы, баллады, частушки), кукольный театр, а также при­кладное искусство (вышивка, игрушка и др.).

В народном искусстве получают свое отражение представ­ления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного ис­торического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности — идеалы добра, красоты, справедли­вости, солидарности. Это искусство творилось и в совмест­ном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении мно­гочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Испол­няется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народ­ные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фами­лий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная куль­тура всегда несет на себе своеобразие породившего ее наро­да, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.



Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась при­вилегированной частью общества либо по ее заказу профес­сиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к про­изведениям изобразительного искусства, литературы, музы­ки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искус­стве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти фак­торы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказа­лась иной. Востребованной широкими слоями общества ока­залась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой.

Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культу­ры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хо­рошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их всегда в обществе большинство, остаются «глухими» к творе­ниям высокого искусства. Иными словами, они адресованы наиболее эстетически развитой части населения.



Исследователями замечено, что высокое искусство пред­полагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформле­ние тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX—XX вв. так называемого массового общест­ва. Материальной основой произошедших в XIX в. сущест­венных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему произ­водство товаров. Но индустриальное машинное производст­во предполагает стандартизацию, причем не только оборудо­вания, сырья, технической докуметации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духов­ную культуру.

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работа­ющего человека: собственно работа и досуг — социально значимое свободное время.

В результате возник платежеспособный спрос на те това­ры и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы по­мочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Использование в производстве новых технологий, расши­рение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании было введено обязательное обуче­ние детей в возрасте 5—12 лет, в конце столетия была от­менена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры — массовая литература.

Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми от­части заменили появившиеся средства массовой коммуника­ции, способные быстро транслировать разного рода сообще­ния на большую аудиторию.

Массовое общество, как отметили многие исследовате­ли, породило его типичного представителя — «человека мас­сы» — главного потребителя массовой культуры. Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательны­ми характеристиками — «человек без лица», «человек — как все». В первой половине прошлого века испанский фи­лософ X. Ортега-и-Гасет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена — «массового че ловека». Именно с «массовым человеком» связывает фило­соф кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы. Элитарное меньшинст­во — те, кто требует от себя многого и сам на себя взвали­вает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ни­чего, для них жить — это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами «массового человека» X. Ортега-и-Гасет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную не­благодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. По­средственности с безудержной жаждой потребления, «варва­ры, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» — так нелестно характери­зует большую часть своих современников философ.

В середине XX в. «массового человека» во все большей степени стали соотносить не с «восставшими» нарушителя­ми устоев, а, наоборот, со вполне благонамеренной частью общества — со средним классом. Понимая, что они не эли­та общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стан­дарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы прини­маются обществом как нормальные, общепринятые. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «обще­ство массового среднего класса».

Есть сегодня в науке и еще одна точка зрения. Согласно ей, массовое общество вообще сходит с исторической сцены, происходит так называемая демассификация. На смену еди­нообразию и унификации приходит подчеркивание особен­ностей отдельного человека, персонализация личности, на смену «массовому человеку» индустриальной эпохи прихо­дит «индивидуалист» постиндустриального общества.

Итак, от «вырвавшегося на сцену варвара» до «добропо­рядочного простого гражданина» — таков разброс взглядов на «массового человека».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.