|
Нозологический и синдромологический принципы изучения болезней
Нозология — это учение о болезнях. Нозология "интегрирует... заболевания отдельных индивидуумов,... знает лишь общие формы, стереотипы этих заболеваний" [Давыдовский И.В., 1956]. Но эти знания она получает исключительно путем изучения "индивидуальных", конкретных болезней, т.е. нозологических форм. Таким образом, нозология — это синтез наших знаний о болезнях, тогда как нозологическая форма — результат их анализа. Нозология как "некоторая абстракция, обезличенная клиника" [Давыдовский И.В., 1956] — понятие общепатологическое, нозологическая единица — клинико-морфологическое, "питающее" учение о болезни.
Учение о болезни объемлет широкий круг вопросов, среди которых наиболее важными являются этиология, патогенез, органопатология и синдромология, классификация и номенклатура болезней, принципы лечения и профилактики, изменчивость болезней (патоморфоз), статистика.
Этиологияипатогенез
Этиология, т.е. учение о причинах возникновения и развития болезней, формально (прагматически) вынуждена делить заболевания на экзогенные, являющиеся следствием воз действия производных окружающей (внешней) среды, и эндогенные, возникающие в результате влияния факторов внутренней среды организма.
Это формальное разделение "причины" стало основой разно образных этиологических классификационных схем заболеваний. Таковы, например, инфекционные, травматические, про фессиональные болезни, болезни цивилизации и сапиентации и т.д., с одной стороны, наследственные, врожденные и другие заболевания - с другой. Следует заметить, что собственно этиологические классификации болезней охватывают довольно небольшой круг болезней, что свидетельствует о незнании современной медициной причин возникновения большинства заболеваний.
Теоретическое осмысливание взаимоотношений внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) причин болезней привело к ряду положений, не позволяющих считать эти причины равнозначными. Первое постулируемое положение говорит о том, что все причины болезни в конечном итоге "являются производными внешней среды" [Давыдовский И.В., 1956]. Это относится и к наследственным заболеваниям, поскольку результаты влияния внешней среды "могут быть унаследованными в предшествующих поколениях". Второе положение, которое развивает И.В.Давыдовский, свидетельствует, что в развитии той или иной болезни наряду с экзогенной причиной всегда имеют значение эндогенные факторы. Другими словами, никакой фактор сам по себе не может вызвать заболевание: причиной заболевания является всегда отношение организма к этому фактору. И, наконец, последнее положение. Оно говорит о том, что эндогенные факторы (реактивность организма в широком понимании этого слова), которые в конечном счете и определяют как возникновение заболевания, так и его развитие, есть не что иное, как патогенетические механизмы. Из этого следует, что учение об этиологии не может быть оторвано от учения о патогенезе.
Этиология существует только в сопряжении с патогенезом. К сожалению, этими теоретическими положениями учения об этиологии клиническая практика не пользуется, хотя и уверяет, что использует завет М.Я.Мудрова: "Лечить не болезнь, а больного". Несмотря на огромные клинико-лабораторные возможности современной клиники, показатели гуморальных и клеточных систем защиты, как и сведения о нейропсихогенном статусе больного, которые позволяют составить представление о реактивности организма, определяющей патогенез, как правило, не анализируются. "Особенность болезни — в особенности ее причины" — вот постулат, который исповедует современная клиника.
Причина узкого понимания "причины", т.е. этиологии болезни, одна — это огромный разрыв между теоретическими положениями общей патологии и клинической медицины. Между тем индивидуально складывающиеся реакции с особой убедительностью опровергают тезис "причина равна действию", выдвигая на первый план два положения: одна и та же причина может вызвать разные действия и одно и то же действие может быть следствием разных причин. Только отношение, т.е. индивидуально складывающаяся интеграция, причинных факторов определяет роль и значение каждого из них [Давыдовский И.В., 1969].
Все сказанное требует использования всех методов и средств для установления этиологического начала. Клинический патолог имеет как прямые, так и непрямые маркеры этиологии, используя все современные методы морфологического анализа при исследовании доступного материала, чаще биопсийного. Но, к сожалению, далеко не всегда как клиницист, так и клинический патолог, исчерпывают все возможности для установления этиологии болезни.
Задание 5. Прием «Вопросительные слова». Ознакомьтесь с текстом. Заполните таблицу: в правую часть выпишите ключевые термины, в левую запишите различные вопросительные слова. Сформулируйте вопросы, сочетая элементы двух колонок. Обсудите и выберите 3 наиболее интересных вопроса и устно ответьте на них.
Вопросительные слова
| Ключевые термины текста
| Как?
| Нозологическаяформа
|
|
|
Нозологическаяформа
Нозологическую форму (нозологическую единицу) рассматривают как "определенную болезнь, выделенную на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины" (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1983).
Нозологическая форма — "единица номенклатуры и классификации болезней". Это определение требует некоторых уточнений и дополнений. Прежде всего у большинства из более чем 20 тыс. нозологических форм, которыми "располагает" современная медицина, причина болезни неизвестна. Поэтому этиология не является, к сожалению, ведущим критерием выделения нозологической формы. Этиология явно уступает в этом отношении патогенезу, на основании которого довольно часто объединяют нозологические формы в группы заболеваний. Четкие критерии выделения нозологической формы в настоящее время, как видно, отсутствуют. Наибольшее значение имеет, пожалуй, исторический опыт.
Если исходить в выделении нозологической формы из особенностей клинико-морфологической картины, то следует иметь в виду, что этот критерий предусматривает не только своеобразие клинических симптомов и синдромов, присущих данному заболеванию, преимущественную локализацию процесса, но и характер патологического процесса.
Говоря о групповом понятии болезни, т.е. классификационных схемах, нельзя забывать и возможное дробление "устоявшихся" нозологических форм, объединение их в "нозологические группы болезней". Этот процесс обязан успехам прежде всего теоретических дисциплин — молекулярной биологии, генетике, иммунологии, биохимии, целлюлярной патобиологии, которые позволили найти этиологическую, патогенетическую и клинико-морфологическую гетерогенность той или иной нозологической формы. Достаточно сослаться на следующие примеры. Хронический гастрит перестал быть нозологией, это — групповое понятие. Каждая из его бывших форм имеет своеобразие этиологическое (гастрит В — хеликобактерный гастрит), патогенетическое (аутоиммунный гастрит А и рефлюкс-гастрит С). Пилородуоденальные язвы и язвы тела желудка претендуют на нозологическую самостоятельность, коль скоро патогенетически это разные заболевания. Формы первичных кардиомиопатий также можно считать самостоятельными заболеваниями — об этом свидетельствуют этиологические, морфогенетические и клинические их различия. Этиологически, пато- и морфогенетически абсолютно различны центральный и периферический рак легкого — это разные заболевания с разной клинико-морфологической оценкой. Уже известно пять видов вирусных гепатитов (А, В, С, D, F) и каждый вид — самостоятельное заболевание. Наконец, полюбившаяся клиницистам "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ), которая как самостоятельное заболевание заполонило поликлиники, да и в клиниках не редкость, хотя представлена по меньшей мере четырьмя болезнями (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синцитиальная инфекция). Это далеко не полный перечень подмены нозологии групповым понятием болезни.
Задание 6.Прием«Ромашка вопросов».Работа в микрогруппах. Прочитайте текст и определите тему. Сформулируйте к тексту уточняющие, интерпретационные и оценочные вопросы. Составьте глоссарий к данному тексту на русском языке и переведите на казахский и английский языки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|