Натурфилософия античности и медицина.
Натурфилософские взгляды Демокрита оказали влияние на формирование мировоззрения Гиппократа – «отца медицины».
Именно он положил начало главному методу медицины – «наблюдению у постели больного», он же является автором учения о темпераментах. А это является ключом к пониманию физиологии и патологии человека, а значит и к лечению человека
Гиппократ – родоначальник клинической медицины, так как рассматривает организм как сложную систему органов. Он же установил зависимость между состоянием организма и окружающей средой, установил, что на исход лечения оказывают влияние защитные силы организма «природа лечит, а врач наблюдает». Много позже эта защита организма получит название иммунитета. Гиппократ заложил основы этического поведения врача. Своими открытиями Гиппократ преодолевал мистику, религиозность, антинаучное восприятие мира и открывал возможности дальнейшего развития медицины.
Гален - это римский Гиппократ, автор учения о движении крови, родоначальник вивисекции - учении об операции на живых животных. Его можно считать основоположником анатомии человека, экспериментальной физиологии и местной диагностики.
Выводы. Античная философия оказала большое влияние на дальнейшее развитие всей западноевропейской философии:
- древнегреческая философия осознала свой предмет и место в духовной культуре общества
- сформировала собственный понятийный аппарат
- преодолела мифологическую картину мира
- стала мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность
Средневековая философия
Общая характеристика данного периода
(Условия возникновения эпохи Средневековья)
Падение Римской империи ознаменовало начало в Европе эпохи средних веков (V-XVвв.), периода феодальных отношений. Это особая эпоха, которая занимает период между Античностью и Новым временем. Особость этой эпохи в том, что единобожие в лице христианства распространилось по всей Западной Европе. Вся жизнь общества, человека была подчинена порядку, установленному религией. Через призму Бога рассматриваются все явления в обществе. Так возникает теоцентризм. По мере того, как христианство приобретало все большее влияние и распространение, оно стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов. С этой целью оно пользовалось идеями античности, в частности, идеями Платона и Аристотеля. Все, что не подходило в теориях античных философов, от этого отказывались, а то, что подходило, это использовали в своих интересах.
Христианство, как новая идеология, создало нового бога (сверхприродного, сверхъестественного), сделало человека хозяином своей судьбы (вечной судьбы), сделало европейского человека «новой тварью», возвышенные устремления которого сделали его подобным Богу. Христианство сформировало новое мировоззрение, где на место разума пришла вера, на место наслаждения пришла любовь к богу, на место гордости – смирение. В качестве компенсации за трудности и мучения на земле оно предложило посмертное блаженство и отдохновение. Христианский идеал «вечной жизни» оказался сильнее эпикурейского наслаждения моментом, хотя от земных радостей отказываться спешили не все. Так постепенно было вытеснено язычество (многобожие). Духовная сфера жизни общества требовала новых представителей, которые будут обслуживать эту сферу. Таким слоем стало духовенство – интеллигенция средних веков.И на счету этого слоя были не только положительные деяния, но и очень отрицательные: инквизиция с многочисленными кострами, индульгенции, чрезмерная роскошь представителей духовенства и т.д.
Чтобы утвердить и распространить новую религию, церковь привлекала на свою сторону науку и философию, которые превратились в служанок богословия. Не подчиниться церкви было невозможно, так как она занимала очень прочные позиции во всех сферах жизни общества. Наука и философия стали обслуживать интересы церкви. Средневековая христианская философия прошла два этапа своего развития: патристика, схоластика.
Патристика
Патристика – учения отцов церкви, которые заложили основы христианского религиозно-философского мировоззрения. В рамках патристики начался процесс переосмысления античной философии и заимствования из нее материала, который составил идейную основу картины мира, построенной на догматических положениях теологии (богословские учения).
Аврелий Августин Блаженный был наиболее заметной и влиятельной личностью в философии этого периода. Мировоззрение Августина представляло собой сочетание мифологических сюжетов с религиозно-философскими мотивами. Его содержание заключалось в следующем.
Бог – абсолютная личность, сверхчувственное, сверхприродное начало. Бог сотворил мир и человека. Он всемогущ, неизменен. Но то, что создал бог – это все изменчиво.
Бог не только начало всего, но и объект познания. Но поскольку бог надприродное начало, то познать его рациональным путем невозможно. Поэтому единственный путь познания бога – вера и откровение. Отсюда его формула «вера выше разума».
Человек – тварное существо, состоит из души и тела. Душа бессмертна, значит, близка к богу. У растений и животных нет души, а у человека есть. Это положение ставит человека выше всех других существ. Душа – «разумная субстанция» для управления телом. Все, что есть у человека – воля, разум, память – все от бога. Следовательно, человек несвободен. Бог изначально определил одних к спасению, других к погибели. Все благо от бога. А откуда же зло? Ведь оно тоже существует! А зло – результат свободной воли человека, это есть отпадение от воли божьей, нарушение его заповедей и запретов. Грех – это бунт смертного тела против бессмертной души. И поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке и покровительстве. С произвольного поступка Адама и Евы началась длительная история грехопадения человечества, а смерть стала наказанием за грехи. Зло возникает всякий раз, когда творение восстает против своего творца. Спасение будет через добрые дела. Поэтому бог не только творец, но и Спаситель.
В своей книге «О граде Божьем» Августин противопоставляет два града – земной и небесный. В небесном граде живут люди верующие и добропорядочные, праведники – это мир добра и бога. А земной град представлен себялюбцами, людьми алчными и эгоистичными, отвергнувшими бога и живущими по плоти. Это мир зла и сатаны. Государство и церковь – это два социальных института. Но государство – это «великая разбойничья организация», у которой «руки по локоть в крови». Поэтому обществом должна руководить церковь – она представитель бога на Земле. Социальное неравенство – один из принципов бытия общества. Иерархичность общества так же естественна, т.к. она есть во всем окружающем мире. И все же люди равны в том смысле, что имеют единое происхождение и несут одинаковую ответственность перед своим творцом.
Значение творчества А.Блаженного состоит в том, что он систематизировал основы христианской философии. Основными в его учении стали идеи сотворения мира Богом и движения общества к конечной цели – царству Божьему.
Схоластика
После V века христианство и церковь обрели господствующее положение. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами образования и культуры. В этот период философия преподавалась в школах при монастырях, а ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой. Если патристика систематизировала христианское вероучение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для широких слоев населения. Философия здесь использовалась для доказательства с помощью разума истинности религиозной веры и ее догматов.
Фома Аквинский – католический теолог, монах из Аквината (местечко в Италии), за черты своего характера получил название «ангельский доктор».
В учении о боге Ф.Аквинский говорит, что бог – первооснова мира, форма всех форм. Эта форма абсолютно бестелесна и выступает в качестве первого источника движения. Мир – продукт активного творчества Бога из «ничего». А сотворенному миру свойственна иерархия.
В учении о познании фундаментальным вопросом был вопрос о соотношении веры и знания (разума). Аквинский говорил «Всякое познание –грех, если оно не имеет целью познание бога». А в познании бога он предлагал опираться не только на веру, но и на разум. Приводя пять доказательств существования бога, он опирался на логику Аристотеля. Этими доказательствами священнослужители пользуются до сего дня. С помощью веры познаем надприродное, а с помощью разума – природное. Поэтому в познании Ф.Аквинский уравнял веру и разум.
В учении о человеке доминирующим началом считал душу. Высшая функция души – познавательно-разумная деятельность. Душа по сравнению с телом – бессмертна. Человек имеет право на счастье. А подлинное счастье –это познание Бога. Обладание свободной волей обязывает человека нести ответственность за свои поступки.
Государство – это богом установленное образование. Общество иерархично. Бренным телом человека распоряжается государство, а душа принадлежит богу. Поэтому церковь выше государства. Она призвана руководить людьми, наставлять их в земной жизни и, возвращая заблудших на путь истинный, готовить их к жизни неземной. Государству же принадлежит светская власть, хотя и находится под контролем церкви. Назначение государства – устраивать жизнь земную, телесную. Каждая социальная группа должна выполнять отведенную ей богом функцию: трудиться физически или умственно, управлять или нести воинские обязанности. Самым значимым трудом является труд священнослужителей, этих духовных наставников народа. Наиболее приемлемой формой государства является монархия.
Спор об универсалиях
В лоне схоластики решаются не только религиозные задачи, но собственно философские проблемы в религиозной упаковке.
В ХI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Спор длился несколько столетий. В основе этой дискуссии был “спор об универсалиях” (общих понятиях). Суть спора в следующем: “в действительности существуют общие понятия или единичные конкретные вещи”. Реалисты (будущие идеалисты) признавали существование идей (универсалий) в самих вещах. Номиналисты (будущие материалисты) полагали, что идеи формируются в мозгу человека как обобщения многообразного мира единичных вещей. Здесь доминировал материалистический подход, поэтому Ватикан рассматривал номиналистов как еретиков и преследовал их.
При отсутствии в схоластике материалистического направления полемика между номиналистами и реалистами происходит в рамках идеалистической философии. И естественно, номинализм подрывал основы веры в Бога, способствуя освобождению философии от подчинения религии. И, кроме того, в спорах оттачивалась логика, а это будет настоящая подготовка для будущей науки.
Итак, в философии схоластика – развитый, зрелый этап средневекового теоцентризма. В обычной общенаучной сегодняшней лексике схоластика – это бесплодные, оторванные от жизни и практики суждения и умозаключения, теоретические построения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|