Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.





Философия Древнего мира и средневековая философия

Предпосылки философии в Древнем мире. (Китай. Индия)

Философия выступает как форма максимального рационального постижения бытия. Философия везде возникает и существует довольно долго в форме предфилософии, все ещё тесно связанной с мифологией и религией. Поэтому в древнеиндийской философии выделяют четыре основных этапа:

-ведический период (XV-VI вв. до н.э.) Веды – религиозно философские трактаты, которые создавались племенами арийцев, пришедшими в Индию после XV в.до н.э. из Средней Азии и Ирана. Они включали в себя «священные писания», религиозные гимны, религиозные ритуалы и наконец, философские комментарии к Ведам «Упанишады», которые вызывают наибольший интерес у исследователей.

-эпический период (VI-II вв. до н.э.) Возникают эпосы Махабхарата и Рамаяна, в которых затрагиваются многие философские проблемы. Именно в этот период возникают учения, оппозиционные ведам (буддизм, джайнизм, чарвака - локаята) и учения, развивающие ведическое учение – йога, веданта, вайшешика, миманса, санкхья.

-классический период -(II в. до н.э. – XVIII в. н.э.)Эра сутр. Сутры - краткие философские трактаты. Эта эра завершает период древнеиндийской философии. В средние века господствующее положение занимает буддизм.



-постклассический период (XVIII - ….в.) Индийская философия обогащается достижениями европейской философской мысли.

Философия Китая в своем развитии также прошла три основных этапа:

-зарождение и становление древнейших национальных философских школ (даосизм, конфуцианство, легизм ). VII-III вв. до н.э.

-проникновение в Китай из Индии буддизма и его влияние на национальные философские школы - III - XIX вв. н.э.

-современный этап – XIX- …. век. В этот период идет постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Начало китайской философии связывают с древними мифами, которые собраны в книгах: Книга перемен, Книга истории, Книга песен, Книга обрядов, летопись «Чунь-ую». Это Пятикнижие – совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека.

Специфика философии Древней Индии и Китая.



Специфика философии Индии и Китая заключается в следующем:

- на Востоке были деспотические государства, а на Западе – демократические;

- на Востоке мобильность общества была очень ограниченной или вообще отсутствовала, а на Западе мобильность высокая;

- восточная философия тесно связана с религией, мифами, традициями, а западная опирается на разум, отмежевывается от религии и оперирует философскими категориями;

- социальная философия Востока рассматривает проблему беспощадного

порядка в Индии и вечного неизменного порядка в Китае, но это означает определенный застой в развитии материального и духовного производства. А на Западе царит свобода и поэтому он уходит далеко вперед.

 

Проблема человека в древнекитайских учениях

Буддизм – религиозно – философское учение, распространившееся в Индии, в Азии после V в. до н.э. Основателем этого учения считается Гаутама Сидхартха (Будда), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь, после чего «прозрел» и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

Средний путь – это путь знания, мудрости, разумного ограничения самосовершенствования. Путь к избавлению от страданий восьмеричен. Итогом этого пути является нирвана – высшая благодать (состояние полной невозмутимости и безразличия.)



Главная идея конфуцианства (Кун-фу-цзы - мудрый учитель Кун) - управление людьми в обществе. В обществе все должно оставаться неизменным. Человека Конфуций рассматривает как активного участника социальной жизни, и управлять обществом следует мягкими методами, а не путем государственного насилия. Правильный путь в жизни – это соблюдение некоей «золотой середины», основанной на правиле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Врачи – философы Древнего Востока

В Древнем Египте в XV веке до н.э. фараон Эхнатон (его называют реформатором в области религии и медицины) выступил против всесилия фиванских жрецов с их колдовством, знахарством, магией. Он же возвысил фиванских врачей. Международный медицинский знак – змея, обвивающая кубок, – появился также при Эхнатоне. Но после смерти Эхнатона жрецы вернули свое прежнее положение и реформы были остановлены. Врачи в своей деятельности должны были вновь подчиниться жрецам.

Искусство врачевания высоко ценилось и в Древней Индии. Аюрведа – учение о долгой жизни (Аю-жизнь, веда-знание). Великими медицинскими светилами были Чарака и Сушрута. Сушрута описал более сотни хирургических инструментов, составил список 760 лекарственных растений. Он писал о малярии и чуме, туберкулезе и оспе. Считается, что он обнаружил связь между крысами и чумой, комарами и малярией.

Основателем китайской медицины считается император Шэнь – нуп, который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 1000 лечебных средств. Он так же считается основателем техники акупунктуры. Самый древний и великий китайский медицинский труд – трактат Нейузин (канон медицины) – приписывается императору Хуан – ди. Китайская медицина первоначально была магической, представления были довольно фантастичны. Однако есть основание думать, что они знали о кровообращении. Пульс играл основную роль в диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания.

 

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в.до н.э. _ III в.н.э.).Она занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ, учений, идей, творческих личностей, богатству языка и влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Ее зарождение стало возможным благодаря:

- наличию полисной (городской) демократии и интеллектуальной свободе

- отделению труда умственного от физического

- быстрому развитию научного знания

- появлению личности свободного гражданина в обществе.

В истории древнегреческой философии выделяют три основных этапа:

1 этап – натурфилософия

2 этап – классическая философия

3 этап - эллинистическая философия.

Именно здесь сформировались первые научные школы - учения крупнейших мыслителей, которые развивались и распространялись их последователями

Натурфилософия. Космоцентризм.

Особенностью философии первого периода была неразделенность собственно философских и естественно – научных знаний. Поэтому первые греческие философы были также и учеными – естествоиспытателями, механиками, математиками и пр.Центральным вопросом для них был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атом (мельчайшую и неделимую частицу, Пифагор – число, как символ гармонии мира.

Крупнейшими достижениями философии первого периода стали диалектика Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит считал, что борьба – это способ достижения гармонии, способ существования. Атомизм Демокрита был «гениальной догадкой», одной из самых выдающихся идей в истории науки. Эти две философские концепции сохраняют свое научное значение в течение двух с половиной тысяч лет.

Зрелая классика. Софисты. Сократ

 

Второй период (классическая философия) – это расцвет античной философии. Главной особенностью этого периода стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера. В этот же период формируется идеализм. Непосредственной причиной формирования идеализма стала неспособность античного материализма полностью объяснить мир. Материализм не мог объяснить духовные явления, общественную жизнь и другие вопросы бытия. Поэтому идеализм становится более популярным явлением, а мыслители – материалисты подвергаются преследованиям.

Существенный шаг к идеализму сделали софисты. Так греки называли учителей красноречия и знаний, необходимых для активного участия в общественной жизни. Софисты первыми стали изучать внутренний мир человека – его мышление, интересы и потребности, систему ценностей. Протагору принадлежит афоризм: «Человек есть мера всех вещей». Таким образом, оценка мира дается уже не только объективно, но и субъективно – с точки зрения интересов человека. А вот искусство вести полемику, убеждать и доказывать направлялось софистами не на постижение истины, а на получение личной выгоды, за что их и критиковал Сократ. В наше время софистикой называют особый способ ведения полемики – путем логических ухищрений, подтасовки фактов, использования многозначности слов, вводящими собеседников в заблуждение.

Совсем иначе, нежели софисты, рассматривал проблему человека Сократ. Больше всего внимания в своей философии Сократ отводил проблеме познания и этики. Не случайно его называли учителем нравственности. Своими заявлениями «я знаю, что ничего не знаю» и «познай самого себя» Сократ показал, с одной стороны, насколько сложен процесс познания. А с другой стороны, он показал свои нравственные качества (скромность, преданность истине, благородство). Метод, который он использовал в познании человека, называется маевтикой и включает в себя диалог и иронию. Сократ был обвинен за развращение афинской молодежи и непочтение к богам и заключен в тюрьму. Он отказывается от побега, который готовят его ученики и выпивает чашу цикуты. Сократ считает, что философ должен жить и умереть в соответствии со своими убеждениями.

Наличие знания Сократ считает важнейшей нравственной характеристикой человека (все наши беды от невежества). Поэтому его этика рационалистична. Самого Сократа называли учителем нравственности.

Философские системы Платона и Аристотеля.

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление Платона – ученика Сократа. Платон основал Академию (школу философов), просуществовавшую более 800 лет. Главным в философии Платона было то, что он впервые ставит вопрос о соотношении материи и сознания. Материальный мир, в котором живут люди, является лишь бледной «тенью» от некоего «мира идей». Все вещи материального мира временны, тленны, рано или поздно исчезнут. Лишь мир идей является подлинным, вечным, неизменным. Мир идей – подлинное бытие, а мир вещей – небытие. Эти взгляды Платона оказали сильнейшее влияние на развитие медицины. В основе медицины лежит концепция о постоянном взаимодействии тела и духа. Дух управляет материей.

Платона также волновали вопросы справедливого общественного устройства. И он создает концепцию идеального государства. По его убеждению, в государстве должны быть представлены три социальные группы: мудрецы – философы управляют остальными классами, ограничивая их свободу. Стражи – воины держат в повиновении низшее стадо. Эти две касты не имеют собственности и семьи. Зато третья каста (производители) может иметь собственность и семью. Высшие охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных. Это, конечно же, утопия, она никогда не подтвердилась на практике.

Вершиной развития древнегреческой философии было учение Аристотеля – ученика и критика Платона, воспитателя Александра Македонского, основателя Ликея, энциклопедиста. Аристотель родился в семье медика Никомаха, увлекался медициной. Как энциклопедист, Аристотель осуществил первую систематизацию знаний, выделив теоретические дисциплины и практические дисциплины.

Аристотель критикует Платона за то, что в учении Платона вещи оторваны от их внутренней сущности (вещи существуют отдельно от идей, материя от формы). Но в жизни такое невозможно. Поэтому Аристотель пытается соединить вещь (пассивное, материальное начало) с формой (активное идеальное начало). Форма – это сущность бытия, то, чем одна вещь отличается от другой. Формой всех форм является Бог. «Платон мне друг, но истина дороже», так говорит Аристотель, отстаивая свою истину. По Аристотелю все сущее состоит из двух начал – формы и вещи (сознания и материи). Формы, входящие в материю, образуют конкретные вещи. Это учение философа позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

Аристотель разработал также геоцентрическую систему мира (система Аристотеля – Птолемея), просуществовавшую до гелиоцентрической системы Коперника (до 16в.). Земля – неподвижный центр вселенной, вокруг которого обращаются Солнце и все другие небесные тела.

Аристотель – основатель логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления. Логика является орудием поиска и систематизации знаний о мире. Это субъективная логика. Таким образом, Аристотель считал возможным достоверное познание мира человеком.

Аристотель оставил человечеству «Никомахову этику». Это канон этического образования вплоть до ХУIII века. Добродетелями человек может овладеть путем обучения и благодаря привычкам. Высшей добродетелью он считал справедливость.

В социальной философии Аристотель дает представление о человеке как о животном политическом (общественном). Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества. Регулирующим механизмом общества является государство. Государство возникает из потребностей людей в преодолении хаоса, в установлении социальной справедливости.

Аристотель подверг критике коммунистический идеал Платона, вводит понятие о «классах» богатых и бедных, о рабах и свободных. Он выступает за частную собственность, за воспитание детей в семье.

Творчество Аристотеля завершает собой классический период, наиболее творческий и продуктивный.

Философия Древнего Рима

Это период заката и угасания древнегреческой философии. Завоевательные походы Александра Македонского на Восток, превращение самой Греции в одну из провинций этих империй, постепенная ликвидация свободной политической деятельности в полисах привели к переориентации всей философской мысли. Философов стал волновать вопрос не о том, что есть, как существует мир, а о том, как нужно жить в мире, чтобы избежать опасностей, угрожающих индивиду от централизованного бюрократического государства, которое стало наследником восточных деспотий.

Главной проблемой философии стала проблема выживания отдельного человека, проблема частной морали, частного поведения. Так возникают философские учения эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.

Эпикуреизм. Высшим благом для человека Эпикур считал блаженство, наслаждение. Однако наслаждение он не сводил к примитивным удовольствиям (пиршества, пляски, женщины) Сладостную жизнь рождает рассудок. Действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага. И высшая форма блаженства – состояние душевного покоя, невозмутимости. Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти.

Эпикур – последователь Демокрита и развивал дальше атомистические идеи своего учителя. Согласно Эпикура, атомы в своем движении могут отклоняться от своего пути, поэтому в мире существует случайность, и, следовательно, есть возможность свободы.

Европейская культура учение о наслаждении чаще всего понимала как стремление к низменным чувственным наслаждениям, излишествам, обжорству, легкомысленному прожиганию жизни.

Стоицизм. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни. Счастье есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Идеалом для стоиков стал человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством («стоически») повинуется судьбе и воле богов. Такой человек знает, что сопротивляться всему этому невозможно и бесполезно. Эта философия отразила кризис и упадок рабовладельческого общества в целом.

Скептицизм. Его представители сосредоточили внимание на теории познания, они сомневались в достижении какого-либо знания. «Скептик» – человек сомневающийся. Уже наивная диалектика позволила установить постоянную текучесть и изменчивость вещей, относительность явлений. Скептики довели эти идеи до сомнения в силе и возможностях разума. Они впервые сознательно поставили и исследовали проблему возможностей и границ познания. Поэтому лучше всего воздержаться от суждений о вещах. А в повседневной жизни надо следовать обычаю и здравому смыслу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.