Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение прозрачности.





МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

 

ЭКОЛОГИЯ

 

 

Методические указания по выполнению лабораторных работ

 

Для студентов ФЛЭ, ФАИТОП, ФМЭТС, ГФ, ЗФ

 

Санкт-Петербург


Одобрено и рекомендовано к изданию
Учебно-методическим Советом Университета ГА

 

 

Ш87(03)

Экология: Методические указания по выполнению лабораторных работ, СПб ГУ ГА, Санкт-Петербург, 2015.

 

Издаются в соответствии с программами учебной дисциплины «Экология».

Представлены методические указания к выполнению лабораторных работ по определению физико-химических свойств воды и БПК5 сточных вод, определению качества окружающей среды методом биоиндикации.

Предназначены для студентов ФЛЭ, ФАИТОП, ФМЭТС, ЗФ, ГФ.

 

Составители: В.А. Шапошников, канд.техн.наук, доц.

Д.Н. Арзаманов, канд.техн.наук, доц.

 

Рецензент: Л.Ю.Белоусова, к.г.н., проф.

 

© СПб ГУ ГА, 2015


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



В пособии приводятся основные задачи и приемы определения свойств воды и биоиндикации окружающей среды.

Пособие включает фундаментальные теоретические основы и методологию контроля окружающей среды. Лабораторные работы завершаются списком литературы, куда вошли нормативные документы, учебники, учебные пособия, а также теоретическими сведениями.

Практическая часть пособия содержит 3 лабораторные работы по основным методам биоиндикации и определения свойств воды. Работы приведены в форме, доступной для студентов на практических занятиях продолжительностью 2 - 4 академических часа.

Контроль окружающей среды включает две ос­новные группы методов: физико-химические и биологические (биоиндикацию и биотестирование). В настоящих методических указаниях также подробно рассматриваются возмож­ности использования биоиндикационных исследованиях растений, которые в силу своих генети­ческих, физиологических, анатомических осо­бенностей способны существовать в узком интервале определен­ного фактора, указывая своим присутствием на наличие этого фактора в среде.



Применение в качестве биоиндикаторов расте­ний, животных и даже микроорганизмов позволяет проводить био­мониторинг воздуха, воды и почвы. Рассматриваются также физико-химические методы определения свойств воды.

Значения некоторых терминов.

Биоиндикация (bioindication) — обнаружение и определение эко­логических значимых природных и антропогенных нагрузок на ос­нове реакций на них живых организмов непосредственно в среде их обитания. Биологические индикаторы обладают признаками, свойственными системе или процессу, на основании которых про­изводится качественная или количественная оценка тенденций изменений, определение или оценочная классификация состоя­ния экологических систем, процессов и явлений. В настоящее вре­мя можно считать


общепринятым, что основным индикатором устойчивого развития в конечном итоге является качество среды обитания. Биоинди­кация осуществляется на уровне организма, популяции и сообщества и харак­теризует, как правило, результат загрязнения.

Физические свойства вещества — свойства, присущие веществу вне химического взаимодействия (температура, вязкость, плотность, цвет, абсорбция, диэлектрическая проницаемость, теплоёмкость, теплопроводность, электропроводность, концентрация, радиоактивность, наличие взвесей).

Химические свойства — свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, то есть проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё. Для воды это жесткость, щелочность и др.



Проведение лабораторных занятий предусматривает предварительное ознакомление студентов с приборами, используемыми для измерений, правилами их эксплуатации, методами измерения и обработкой полученных данных. Для этого перед выполнением лабораторной работы необходимо заранее самостоятельно по учебным пособиям и рекомендованной литературе изучить теоретические положения по теме, а также устройство приборов, цель и порядок выполнения работ.

На лабораторном занятии студенту требуется:

– ответить на контрольные вопросы преподавателя по оценке готовности к занятию;

– произвести требуемые измерения и выполнить необходимые расчеты;

– составить отчет по лабораторной работе.

Отчет по работе представляется в письменном виде в тетради.

Отчет состоит из: краткого описания устройства приборов, принципов измерения, применяемых измерительных приборов, поправок, вводимых в измерения (их физического смысла), точности измерений;

– результатов измерений и необходимых расчетов, оформленных в виде таблиц или графиков, а также анализа полученных данных.


Отчет о выполненной работе представляется преподавателю индивидуально.

При контрольном опросе и приеме зачетов (защите лабораторной работы) могут использоваться персональные компьютеры и автоматизированные обучающие системы.


Лабораторная работа 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ

Время: 2-4 ч.

Цель работы: ознакомиться с методами определения физико-химических свойств воды.

Перед выполнением работы необходимо изучить:

1. Требования ГОСТ 2874-82 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.

2. СанПиН 2.1.4.1074-01 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения * (с изменениями на 28 июня 2010 года).

3. ГОСТ 17.1.1.04-80 «Классификация подземных вод по целям водопользования».

4. РД 52.24.496-2005 Температура, прозрачность и запах поверхностных вод суши. Методика выполнения измерений.

5. Изучить сущность методов определения физико-химических свойств воды.

Порядок выполнения:

Определение температуры воды.

Температура воды измеряется с помощью термометра (ртутного или спиртового) или электронного термометра для жидкостей. Термометр опускают в сосуд объемом не менее 1 л; первый отсчет по термометру берут спустя 5-10 минут после его погружения в воду. Запись отсчетов ведут с максимально возможной точностью. Перед измерением температуры воды регистрируют температуру окружающего воздуха сухим термометром на высоте около 1 м от поверхности земли в затененном месте.

 


Определение прозрачности.

Прозрачность воды определяют по шрифту с помощью цилиндра Снеллена. Испытуемую воду взбалтывают, наливают в цилиндр и ставят его неподвижно над шрифтом Снеллена №1 (или любой текст, отпечатанный буквами высотой 3,5 мм и толщиной линий 0,35 мм) на расстоянии 4 см. Затем через столб воды смотрят сверху вниз, постепенно выпуская из цилиндра воду, чтобы отчетливо различать шрифт. Высота этого столба, выразит степень прозрачности. Полученное значение выражают в сантиметрах с точностью до 0,1 см. Определение прозрачности воды по шрифту выполняют при дневном освещении, но не на прямом солнечном свету. При использовании мерного цилиндра (мерного тонкостенного стакана) в него постепенно добавляют предварительно взболтанную пробу воды. Когда текст становится плохо различимым, измеряют высоту столба жидкости.

При высоте столба более 30 см вода является прозрачной, менее 30 см до 25 см – маломутная, менее 25 см до 20 см – средней мутности, менее 20 см до 10 см – мутная, менее 10 см – очень мутная.

3. Определение запаха и вкуса воды.

Интенсивность запаха и его характер определяют органолептическим методом.

250 см3 анализируемой воды помещают в коническую или плоскодонную колбу и доводят температуру пробы до (20±1) °С. Колбу закрывают пробкой и несколько раз взбалтывают. Затем колбу открывают и сразу же определяют характер запаха и его интенсивность.

В другую колбу вносят еще 250 см3 воды, закрывают горлышко колбы часовым стеклом и подогревают на водяной бане до (60±2) °С. Перемешивают пробу взбалтыванием, открывают колбу и сразу же устанавливают характер и интенсивность запаха.

Характер запаха (например, затхлый, землистый, травяной, лекарственный, нефтяной, хлорный, химический и т.п.) записывают словесно. Интенсивность запаха записывают словесно и в пятибалльной системе (таблица 1).


Результаты записывают для каждой температуры отдельно.

Таблица 1

Оценка интенсивности запаха воды

 

Интенсивность запаха, балл Проявление запаха Характеристика
Отсутствие Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый Запах, не замечаемый потребителем, но обнаруживаемый специалистом
Слабый Запах, обнаруживаемый потребителем, если обратить на это внимание
Заметный Запах легко обнаруживаемый; может быть причиной того, что вода неприятна для питья
Отчетливый Запах, обращающий на себя внимание; может заставить воздержаться от питья
Очень сильный Запах, настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

 

Вкус и привкус воды питьевого назначения, их интенсивность и характер определяют органолептическим методом при температурах около 20°.

Различают четыре основных вида вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький. Все другие виды вкусовых ощущений называются привкусами.

Характер вкуса или привкуса определяют ощущением воспринимаемого вкуса или привкуса (соленый, кислый, щелочной, металлический и т. д.).

Испытуемую воду набирают в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживают 3-5 с.

Интенсивность вкуса и привкуса определяют при 20 оС и оценивают по пятибалльной системе согласно требованиями табл. 2.

Таблица 2

Интенсивность вкуса и привкуса Характер проявления вкуса и привкуса Оценка интенсивности, балл
Нет Вкус и привкус не ощущаются
Очень слабая Вкус и привкус не ощущаются, но обнаруживаются при лабораторном исследовании

Продолжение табл.2

 

Слабая Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание
Заметная Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде
Отчетливая Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья
Очень сильная Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к потреблению

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.