Тесты для определения функциональных возможностей организма
(функциональные пробы)
Функциональные пробы – это различные дозированные нагрузки и другие возмущающие действия, которые позволяют оценить функциональное состояние организма. Использование тестов и проб позволяет определить как состояние отдельных функциональных систем, так и комплексное функциональное состояния организма.
Существуют тесты и пробы для определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, нервно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, различных анализаторов.
Достоверным показателем функционального состояния организма преимущественно является реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физические нагрузки.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс рекомендуется контролировать ежедневно в одно и то же время: утром – после пробуждения в положении лежа, вечером – перед сном в положении сидя.
Частота сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) – важный интегральный показатель функционального состояния организма.В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут. Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
О приспособлении организма к нагрузкам (ходьбе, бегу, плаванию и др.) судят по реакции восстановления пульса за 3 мин., для этого рассчитывают коэффициент восстановления пульса КВП по формуле
КВП = ЧСС (через 3 мин. после нагрузки) * 100% делится на ЧСС (сразу после нагрузки).
Если КПВ менее 30%, то это свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки, о хорошей приспособленности к ней.
Сердечно-сосудистая система очень чувствительна к различным воздействиям. Например, после приема пищи, в состоянии волнения, стресса, после курения, приема алкогольных напитков пульс неоправданно учащается. Поэтому замеры следует производить не ранее, чем через 1,5 часа после еды и курения. Средние величины ЧСС в покое приведены в табл. 3.
Таблица 3
ЧСС у начинающих физкультурников и спортсменов-разрядников
в покое
Возраст, лет
| Частота сердечных сокращений, уд/мин
|
| начинающие
| тренирующиеся в скоростно-силовых видах спорта
| Участники спортивных игр
| Тренирующиеся на выносливость
|
19-20
21-25
26-30
|
|
|
|
|
Анализ динамики ЧСС за определенный период позволяет определить состояние сердечно-сосудистой системы. Наиболее информативными и распространенными являются одномоментная проба, ортостатическая проба, тест Купера.
Одномоментная проба
Перед выполнением пробы отдыхают стоя, без движений в течение 3 минут, замеряется ЧСС за 1 минуту. Далее выполняется 20 глубоких приседаний (ноги на ширине плеч, руки опущены, приседая, руки выносят вперед, вставая, руки опускают вниз) за 30 секунд. После приседаний без паузы, стоя подсчитывают ЧСС в течение 1 минуты.
При оценке определяется величина увеличения ЧСС после нагрузки в процентах:
до 20% очень хорошо
21 – 40% хорошо
41 – 65% удовлетворительно
66 – 75% плохо
76% и более очень плохо
Ортостатическая проба
Дает важную информацию о состоянии механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы, о ее способности эффективно реагировать на физическую нагрузку, а также отражает степень физической тренированности организма.
Для проведения пробы необходимо отдохнуть 5 минут лежа на спине, затем подсчитать ЧСС в положении лежа в течение 1 минуты, затем встать и отдохнуть стоя 1 минуту, после чего подсчитать ЧСС в положении стоя в течение 1 минуты. ЧСС в положении стоя больше, чем в положении лежа:
- разница от 0 до 12 ударов означает хорошее состояние физической тренированности;
- от 13 до 18 ударов удовлетворительное;
- от 19 до 25 ударов неудовлетворительное;
- более 25 ударов может свидетельствовать о переутомлении или заболевании.
Тест Купера
12 минутный беговой тест, разработанный американским врачом К.Купером, рассчитан на определение возможностей испытуемого в упражнениях на выносливость. Во время выполнения теста необходимо преодолеть (пробежать или пройти) как можно большее расстояние. Тест проводится в условиях стадиона или там где легко рассчитать пройденную дистанцию. Результаты данного теста приведены в табл. 4.
Таблица 4
Оценка тренированности по тесту Купера
Возраст
| Пол
| Превосходно
| Хорошо
| Нормально
| Плохо
| Очень плохо
| 17–20
| М
| 3000+ м
| 2700–3000 м
| 2500–2699 м
| 2300–2499 м
| 2300- м
| Ж
| 2300+ м
| 2100–2300 м
| 1800–2099 м
| 1700–1799 м
| 1700- м
| 20–29
| М
| 2800+ м
| 2400–2800 м
| 2200–2399 м
| 1600–2199 м
| 1600- м
| Ж
| 2700+ м
| 2200–2700 м
| 1800–2199 м
| 1500–1799 м
| 1500- м
| 30–39
| М
| 2700+ м
| 2300–2700 м
| 1900–2299 м
| 1500–1899 м
| 1500- м
| Ж
| 2500+ м
| 2000–2500 м
| 1700–1999 м
| 1400–1699 м
| 1400- м
| 40–49
| М
| 2500+ м
| 2100–2500 м
| 1700–2099 м
| 1400–1699 м
| 1400- м
| Ж
| 2300+ м
| 1900–2300 м
| 1500–1899 м
| 1200–1499 м
| 1200- м
| 50+
| М
| 2400+ м
| 2000–2400 м
| 1600–1999 м
| 1400–1599 м
| 1300- м
| Ж
| 2200+ м
| 1700–2200 м
| 1400–1699 м
| 1100–1399 м
| 1100- м
|
Для определения состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем используются пробы Штанге, Генчи, Серкина.
Проба Штанге
Проба выполняется следующим образом: после 5 минутного отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем сделать полный вдох (80-90% от максимального) и задержать дыхание. Время засекается по секундомеру от момента задержки дыхания до его прекращения. Средние результаты проба Штанге приведены в табл. 5.
Таблица 5
Средние показатели задержки дыхания на вдохе
Время задержки дыхания, с
| Степень тренированности
| 30 – 35 с
40 – 55 с
60 – 90 с и более
| при переутомлении или заболевании
для нетренированных людей
для тренированных людей
|
При увеличении тренированности время задержки дыхания возрастает.
Проба Генчи
Проба Генчи выполняется также как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха, табл. 6.
Таблица 6
Средние показатели задержки дыхания на выдохе
Время задержки дыхания, с
| Степень тренированности
| 25 – 30 с
40 – 60 с и более
| для нетренированных людей
для тренированных людей
|
Проба Серкина
После 5 минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первый этап). На втором этапе выполняется 20 приседаний за 30 секунд и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. На третьем этапе после отдыха стоя в течение 1 минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первый этап. Результаты можно оценить по табл. 7.
Таблица 7
Оценка результатов пробы Серкина
Контингент обследуемых
| Этапы пробы
| Первый
| Второй
| Третий
| Здоровые тренированные люди
Здоровые нетренированные люди
Лица со скрытой недостаточносьтю кровообращения
| 60 и более
40 – 55
20 – 35
| 30 и более
15 – 25
12 и менее
| Более 60
35 – 55
24 и менее
|
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурмистров В.Н. Атлетическая гимнастика для студентов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бурмистров В.Н., Бучнев С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2012.— 172 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11566.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка [Электронный ресурс]: учебник/ Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Кикоть В.Я.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 431 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15491.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Губа В.П. Волейбол в университете. Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Губа В.П., Родин А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2009.— 164 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9864.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Родин А.В. Баскетбол в университете. Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Родин А.В., Губа Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2009.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9873.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Смирнов Ю.Н. Бадминтон [Электронный ресурс]: учебник/ Смирнов Ю.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2011.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9874.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Турманидзе В.Г. Обучение бадминтону на этапе начальной подготовки в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с различным уровнем физического здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Турманидзе В.Г., Турманидзе А.В.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24904.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
7. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей)/ С.И. Бочкарева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11107.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Щербаков В.А. Бадминтон. Спортивная игра [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Щербаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2010.— 156 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9879.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
9. Якубовский Я.К. Физическая культура. Развитие силовых качеств у студентов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Якубовский Я.К.— Электрон. текстовые данные.— Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2011.— 146 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25807.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..
|
| Раздел 1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана……………………………………………….
|
| Раздел 2. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и т.д.)…………………..
|
| Раздел 3. Контрольно-практическая работа………………………….
|
| Список рекомендуемой литературы…………………………………….
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|