Внутренняя политика России в царствовании императора Николая II. Революция 1905-1907 гг. Столыпинские реформы.
Первая русская революция 1905–1907 гг. произошла в результате общенационального кризиса, который приобрел масштабный, глубокий и острый характер. Чрезвычайно высокими оказались социальные издержки капиталистической индустриализации при сохранении старых феодальных укладов в сельском хозяйстве, в котором было занято большинство населения страны. Россия в этот период была практически единственным государством в Европе, где отсутствовали парламент, легальные политические партии, гражданские права и свободы. Нерешенным оставался аграрный вопрос.
Экономический кризис 1900–1903 гг., перешедший затем в затяжную экономическую депрессию, а также поражение в Русско-японской войне еще более усугубили ситуацию. Страна нуждалась в радикальных переменах. Но самодержавие всячески сопротивлялось преобразованием.
Началом революции послужили события в Петербурге 9 января 1905 г., получившие название «Кровавое воскресенье». В этот день состоялось 150-тысячное шествие рабочих к царю, организованное священником Г. Гапоном и созданной им организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», внедрявшей в рабочее движение принципы так называемого «полицейского социализма» с целью отвлечения его от революционных идей.
Забастовка, поддержанная большинством рабочих крупных предприятий, приобрела практически всеобщий характер. Рабочие хотели передать царю петицию с просьбой о защите их прав, улучшении материального положения. Предлагалось созвать Учредительное собрание. Мирная демонстрация была расстреляна войсками. Десятки и сотни людей были убиты и ранены. Весть о расстреле демонстрации стала катализатором революции. Страну захлестнула волна массовых выступлений.
18 февраля 1905 г. появился рескрипт Николая II с обещанием реформ. Но царский рескрипт не успокоил страну. Шквал революционных выступлений нарастал.
Важным событием весны-лета 1905 г. стала стачка иваново-вознесенских текстильщиков, в ходе которой был создан первый совет рабочих уполномоченных. За 1905 г. рабочие советы появились в 50 городах России. Впоследствии они станут (начиная с 1917 г.) основной структурой новой большевистской власти.
В 1905 г. поднялось мощное крестьянское движение, принявшее частично форму аграрных беспорядков, что выразилось в погроме помещичьих усадеб и неуплате выкупных платежей. Летом 1905 г. была образована первая общенациональная крестьянская организация – Всероссийский крестьянский союз, выступавшая за немедленные политические и аграрные реформы.
Революционное брожение захватило армию и флот. В июне 1905 г. произошло восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» Черноморского флота. Но матросы поддержки от других кораблей не получили и были вынуждены уйти в Румынию и там сдаться местным властям.
6 августа 1905 г. появился манифест о создании Государственной думы, составленный комиссией под руководством А.Г. Булыгина. Согласно этому документу Дума должна была носить лишь законосовещательный характер, а избирательные права предоставлялись в основном имущим слоям, исключая рабочих и батраков. Вокруг «булыгинской» Думы развернулась острая борьба различных политических сил, приведшая к массовым протестам и всероссийской Октябрьской политической стачке, охватившей все жизненные центры страны. В этих условиях самодержавие было вынуждено пойти на уступки и подписать манифест 17 октября 1905 г. Манифест содержал три пункта. Во-первых, он «даровал населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, печати, собраний, союзов». Во-вторых, заявлялось о распространении избирательного права на «те классы населения, которые лишены избирательных прав». В-третьих, устанавливалось, что «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы».
В связи с принятием манифеста 17 октября была реформирована высшая исполнительная власть. Вводился пост председателя Совета министров, и на него был назначен С.Ю. Витте, на которого возлагалась реализация манифеста 17 октября 1905 г. Продолжилась разработка конституционных начал реформирования высших представительных органов власти России. Позднее (в феврале 1906 г.) Государственный совет из законосовещательного органа был трансформирован в верхнюю палату парламента, нижней палатой стала Государственная дума.
Несмотря на обнародование царского манифеста и усилия властей по стабилизации внутреннего положения в стране, революционное движение продолжалось. Его апогеем стало декабрьское вооруженное восстание в Москве. 7–9 декабря 1905 г. в Москве были сооружены баррикады. Но царские войска подавили восстание.
В 1906 г. начинается постепенный спад революции. Верховная власть под давлением революционных выступлений осуществила ряд преобразований.
Состоялись первые в России выборы в парламент, и 6 апреля 1906 г. начала свою работу I Государственная дума. Была легализована деятельность профсоюзов. Вместе с тем революция и общественная активность продолжались. Оппозиционно настроенная к самодержавию I Государственная дума была распущена. В знак протеста 182 депутата, представлявшие партии социалистической и либеральной ориентации, собрались в г. Выборге и приняли воззвание к населению России, в котором призывали к акциям гражданского неповиновения (отказам от уплаты налогов и выполнения воинской повинности). В июле 1906 г. произошли восстания моряков в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле. Не прекратились и крестьянские волнения. Будоражили общество террористические действия эсеровских боевиков, осуществивших громкое покушение на жизнь премьер-министра П.А. Столыпина (12 августа 1906 г.). Для ускорения судопроизводства по делам о терроризме были введены военно-полевые суды.
Избранная в начале 1907 г. II Государственная дума отказалась сотрудничать с правительством и прежде всего по аграрному вопросу. 1 июня 1907 г. П.А. Столыпин обвинил социал-демократические партии в намерении ниспровергнуть существующий строй. Николай II 3 июня 1907 г. своим указом распустил II Государственную думу и ввел новый избирательный закон, согласно которому квоты по выборам перераспределялись в пользу политических сил, лояльных к монархии. Это было определенным правовым нарушением манифеста 17 октября 1905 г. и основных законов Российской империи, поэтому революционный лагерь определил данное изменение как государственный переворот, что означало поражение революции 1905–1907 гг. В стране начала действовать так называемая третьеиюньская государственная система.
Основной задачей третьеиюньской политической системы было сохранение существующего строя путем консервативно-либеральных преобразований. Ключевой фигурой нового курса являлся председатель Совета министров П.А. Столыпин.
Важнейшим элементом новой политической системы стала Государственная дума. III Дума (1 ноября 1907–9 июня 1912 г.), избранная по новому положению, имела цензовый характер, нормы представительства в ней были изменены в пользу помещиков и крупной буржуазии. Третьеиюньская Дума стала надежной опорой как антиреволюционной, так и умеренно-реформистской программы Столыпина.
Главное отличие III Думы от предыдущих заключалось в том, что силы, оппозиционные правительству, не составили в ней большинства. Правооктябристские круги III Думы составляли экономически мощную силу, поддерживающую П.А. Столыпина.
Острота революционных событий 1905–1907 гг. показала, что крестьянский вопрос являлся центральным в политике и от его решения зависело будущее существование режима.
Все реформы П.А. Столыпина, который в 1906 г. возглавил правительство, были направлены на преобразования в деревне. Самая главная из них была земельная, получившая название «столыпинская». Особенностью столыпинской аграрной реформы было стремление быстрее разрушить общину. Главной причиной такого отношения власти к общине послужили революционные события и аграрные беспорядки в 1905–1906 гг. Другой не менее важной целью земельной реформы была социально-политическая, так как требовалось создать в качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников как основной ячейки государства, являющейся противником всяких разрушительных теорий.
Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906 г., согласно которому разрешался свободный выход из общины. Земельные наделы, находившиеся в пользовании крестьян со времени последнего передела, закреплялись в собственность независимо от изменения количества душ в семье. Появилась возможность продать свой надел, а также выделить землю в одном месте – на хуторе или отрубе. Одновременно все это предполагало снятие ограничений на передвижение крестьян по стране, передачу Крестьянскому поземельному банку части государственных и удельных земель для расширения операций по купле-продаже земли, организацию переселенческого движения в Сибирь с целью наделения без– и малоземельных крестьян наделами за счет освоения огромных восточных просторов.
Кроме аграрной, столыпинские реформы включали в себя преобразования и в других сферах, осуществление которых должно было вывести Россию из состояния перманентного кризиса и привести к стабильности. В их числе были: реформа местного управления и самоуправления, которая предполагала уничтожение сословного управления крестьянством и введение бессословных волостных учреждений; реформа в системе народного просвещения, предусматривавшая широкое строительство сельских школ и переход к обязательному начальному образованию; мероприятия, направленные на улучшение положения рабочих (создание системы их страхования, введение правил о найме на работу, сокращение продолжительности рабочего времени и т. д.).
Аграрная реформа П.А. Столыпина была незавершенной и не вполне удачной. К 1 января 1916 г. выделились из общины 25–27 % крестьянских дворов.
В этот период в стране произошел рост сельскохозяйственного производства и увеличение экспорта хлеба. Наиболее ощутимый результат реформа принесла в Сибири. После 1905 г. за Урал переселились около 3,7 млн человек, из них около 1 млн. человек возвратились обратно, 700 тыс. разбрелись по Сибири и лишь 2 млн, т. е. немногим больше половины, сумели закрепиться на земле. Именно здесь на 62 % увеличилась посевная площадь под хлеб и быстрыми темпами стала развиваться крестьянская промысловая кооперация.
Реализации реформаторских замыслов П.А. Столыпина препятствовали такие факторы, как незначительные сроки проведения реформ; сопротивление со стороны правых и левых политических сил, увидевших в этих реформах угрозу своему влиянию; сложные взаимоотношения окружения царя и П.А. Столыпина. Сам П.А. Столыпин стал вызывать устойчивое раздражение у императора. Во время торжеств по случаю открытия земских учреждений в Киеве в сентябре 1911 г. П.А. Столыпин был смертельно ранен.
В условиях острой политической борьбы осуществлялась работа российского парламента. В IV Государственной думе (15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г.) число правых и левых депутатов увеличилось, а октябристская фракция сократилась. Поражение «Союза 17 октября» было следствием разочарования прогрессивного дворянства и городской буржуазии в консервативно-либеральном курсе правительства.
Реформы, проведенные в стране под воздействием революции 1905–1907 гг., оказались запоздалыми и были возможны только в тех рамках, на которые соглашалось самодержавие или на которые вынуждал народ. В связи с этим в общественном сознании стало формироваться представление о том, что революционное давление на власть становилось предпочтительным средством политической борьбы в России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|