Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Соотнесите понятия «методика», «метод», «прием», «средство», «методика воспитания и обучения дошкольников», «методы воспитания дошкольников», «методы обучения дошкольников».
2. Связь развития методики дошкольного обучения и воспитания с психологией и педагогикой.
3. Воспитание и социализация ребенка дошкольного возраста.
4. Культуросообразность и природосообразность воспитания в педагогическом процессе ДОУ.
5. Сущность и структура процесса воспитания.
6. Роль детской деятельности в процессе воспитания.
7. Принципы воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ.
8. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.
9. Обучение как способ вхождения ребенка в культуру.
10. Развивающий характер обучения в педагогическом процессе ДОУ.
11. Сущность и структура процесса обучения в ДОУ.
12. Становление основ учебной деятельности у дошкольников.
13. Задачи обучения ребенка дошкольного возраста.
14. Принципы обучения в педагогическом процессе ДОУ.
15. Связь обучения с разными видами детской деятельности.
16. Развитие самостоятельности, активности и творчества дошкольников в процессе обучения.
17. Характеристика начальной учебно-познавательной компетентности ребенка дошкольного возраста.
18. Понятия«методы воспитания дошкольников», «приемы воспитания». Классификация методов воспитания детей дошкольного возраста.
19. Сущностная характеристика и методов формирования сознания детей дошкольного возраста: рассказ, объяснение, разъяснение. Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.
20. Сущностная характеристика и методов формирования сознания детей дошкольного возраста: этическая беседа, внушение. Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.
21. Сущностная характеристика и методов формирования сознания детей дошкольного возраста: пример, инструктаж. Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.
22. Сущностная характеристика и методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения ребенка дошкольного возраста: упражнение, приучение, поручение. Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.
23. Сущностная характеристика и методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения ребенка дошкольного возраста: педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций. Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.
24. Сущностная характеристика и методов стимулирования поведения и деятельности ребенка дошкольного возраста: поощрение, наказание. Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.
25. Сущностная характеристика и методов стимулирования поведения и деятельности ребенка дошкольного возраста: соревнование, создание ситуации успеха. Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.
26. Формы воспитания дошкольников: сущностная характеристика.
27. Воспитательная ситуация как форма воспитания дошкольников.
28. Средства воспитания детей дошкольного возраста.
29. Общее понятие о методах обучения. Приемы обучения. Методы обучения как способы деятельности детей.
30. Различные подходы к характеристике методов обучения: методы обучения как способы включения в непосредственно практическую деятельность с целью выработки умений и навыков; как способы передачи знаний в готовом виде; как способы совместной деятельности педагога и детей по достижению учебных целей; как способы организации познавательной деятельности учащихся; как способы стимулирования познавательной деятельности.
31. Определение понятия «методы и приемы дошкольного обучения».
32. Классификация методов дошкольного обучения.
33. Зависимость выбора методов обучения от дидактических целей, содержания, возрастных особенностей детей.
34. Характеристика учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста, ее основные компоненты, становление в дошкольном возрасте.
35. Методы организации учебно-познавательной деятельности детей: словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, продуктивные
36. Проблемно-поисковые методы в обучении детей дошкольного возраста.
37. Методы организации самостоятельной работы детей.
38. Специфика использования методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям дошкольного образования: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
39. Стимулирование учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста как средство активного освоения содержания образования.
40. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей: познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогическое требование, поощрение, порицание.
41. Специфика использования методов мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ.
42. Мониторинг как метод оценки итоговых и промежуточных результатов обучения.
43. Действия с предметами как метод контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
44. Речевые задания как метод контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
45. Диагностические тесты как метод контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
46. Анализ продуктов деятельности детей как метод контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
47. Наблюдение как метод контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста .
48. Методы оценки уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по десяти образовательным областям
49. Методы оценки уровня развития интегративных качеств ребенка.
50. Понятие и функции дидактических средств обучения.
51. Характеристика средств обучения детей дошкольного возраста: учебные пособия, наглядные и экранно-звуковые пособия, дидактические материалы, специальное оборудование кабинетов, тренажеры, технические средства обучения.
52. Требования к средствам обучения. Условия эффективного их использования.
53. Развивающая предметная среда как средство обучения дошкольников.
54. Конструирование предметно-игровой развивающей образовательной среды.
55. Игры и игровые материалы в предметном содержании развивающей среды детского сада.
56. Учебно-методические пособия в предметном содержании ПРС.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. Пособие. – М., 2010.
2. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания. М., 2012.
3. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания в вопросах и ответах. - М., 2008.
4. Загвязинский В.И. Теории обучения: Современная интерпретация. – М., 2008.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2008.
6. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.
7. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. М., 2009.
8. Педагогика периода дошкольного детства / Под ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск, 2008.
Дополнительная литература
1. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада /Под ред. Г.Н.Годиной, Э.Г.Пилюгиной. - М., 1987.
2. Дошкольник:обучение и развитие : Воспитателям и родителям /В. Белкина, Н. Васильева и др. - Ярославль, 1998.
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М., 2005.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учеб.заведений. М., 2000.
5. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. - М., 2000.
6. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб .пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.Г. Нисканен. — М., 2002.
7. Корзун А.В. Весёлая дидактика: Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск, 2003.
8. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М., 1999.
9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Учеб.пособие /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред.Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. — М., 1991.
10. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. - М., 2003.
11. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студвысш. пед. учеб. заведений /С.А.Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред.С.А. Козловой. — М., 2002.
12. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов, пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1998.
13. .Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2000.
14. Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и сред.группы. - М., 2003.
15. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М., 2008.
16. Титоренко С.А. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста :Учеб.пособие. - Воронеж, 1998.
17. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста :Учеб.пособие для студ.вузов / Под ред.Е.А.Дубровской,С.А.Козловой. — М., 2002.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|