Перечень вопросов к зачету по курсу «Дошкольная педагогика»
1. Философские основы воспитания дошкольников
2. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
3. Источники дошкольной педагогики как науки
4. Методы научного педагогического исследования в дошкольной педагогике
5. Субкультура дошкольного детства, ее особенности
6. Социализация детей дошкольного возраста
7. Личность ребенка как объект и субъект воспитания
8. Проблема целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности
9. Психолого-педагогические основы игры
10. Игра как ведущий вид детской деятельности, ее своеобразие.
11. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры с правилами как разновидность детских игр
12. Строительно-конструктивные игры, их своеобразие
13. Компьютерные игры как средство формирования активной личности ребенка
14. Ребенок-дошкольник как субъект художественной деятельности
15. Познавательная деятельность в дошкольном возрасте
16. Роль системных знаний в развитии детей
17. Сенсорные основы познавательного развития ребенка
18. Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности
19. Моделирование как способ познавательной деятельности
20. Элементарная трудовая деятельность детей дошкольного возраста
21. Концепции дошкольного образования
22. ДОУ как тип образовательного учреждения в системе образования России
23. Направления развития ребенка как содержание дошкольного образования
24. Задачи воспитания и развития ребенка
25. Современные образовательные программы ДОУ: подходы к классификации
26. Современные образовательные программы ДОУ: сравнительная характеристика комплексных программ.
27. Современные образовательные программы ДОУ: сравнительная характеристика парциальных программ.
28. Структура общеобразовательной программы дошкольного образования
29. Проблемы, тенденции и перспективы развития системы дошкольного образования РФ
30. Предшкольное образование как перспективное направление развития системы дошкольного образования
Перечень вопросов к экзамену по курсу «Дошкольная педагогика»
1. Дошкольная педагогика как наука. Источники, связь с другими науками. Становление дошкольной педагогики как науки.2. Философские основы воспитания дошкольников.3. Цели и задачи образования дошкольников на современном этапе.4. Дошкольные учреждения в системе непрерывного образования.5. Основные идеи обновления дошкольного образования в России.6. Ребёнок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания.7. Научно-педагогическое исследование. Специфика организации научно- педагогического исследования в дошкольной педагогике.8. Педагогический процесс: история, закономерности и принципы организации в дошкольном учреждении.9. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Особенности обучения дошкольников.10. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Особенности воспитания дошкольников.11. Понятие о дидактике. Становление идей дидактики в истории педагогики.12. Дидактика детского сада о содержании образования детей дошкольного возраста.13. Становление теории и практики умственного воспитания дошкольников.14. Умственное воспитание в системе всестороннего развития личности. Основы теории умственного воспитания.15. Умственное воспитание детей раннего и дошкольного возраста (задачи, содержание, методы, средства, особенности организации).16. Сенсорное воспитание дошкольников (задачи, средства, содержание, методы, особенности организации).17. Проблема методов обучения в педагогике. Специфика использования методов обучения в дошкольном учреждении.18. Содержание и средства умственного воспитания дошкольников.19. Организация обучения в детском саду. Традиционные и инновационные формы обучения дошкольников.20. Физическое воспитание в целостном развитии личности. Основы теории физического воспитания.21. Особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста (задачи, содержание, методы, средства, особенности организации).22. Содержание и средства физического воспитания детей дошкольного возраста.23. Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста.24. Трудовое воспитание в целостном развитии личности. Основы теории трудового воспитания.25. Система средств трудового воспитания дошкольников.26. Содержание трудового воспитания в современном ДОУ. Условия трудового воспитания дошкольников.27. Эстетическое воспитание в целостном развитии личности. Основы теории эстетического воспитания.28. Задачи, содержание и средства эстетического воспитания дошкольников.29. Игра как средство воспитания детей.30. Психолого-педагогические основы творческой игры дошкольников, структура, особенности руководства.31. Особенности руководства творческими играми в разных возрастных группах.32. Сущность и своеобразие игры детей. Теории игры.33. Возникновение и развитие игры в раннем возрасте. Задачи и методика руководства.34. Дидактическая игра, особенности структуры и методики руководства в дошкольном учреждении.35. Игрушка как социокультурный феномен. Воспитательно-образовательная сущность игрушки. 36. Структура педагогического процесса в дошкольном учреждении.
37. Федеральные государственные требования к организации педагогического процесса в ДОУ.
38. Основные компоненты педагогического процесса ДОУ.
39. Планирование целостного педагогического процесса.
40. Содержание планирования разных видов деятельности.
41. Формы и варианты плана воспитательно-образовательной работы
42. Развивающая среда как социокультурное пространство развития личности ребенка.
43. Принципы построения развивающей среды.
44. Характеристики предметно-развивающей среды (ПРС).
45. Особенности организации ПРС в разных возрастных группах детского сада.
46. Игры и игровые материалы в предметном содержании развивающей среды детского сада.
47. Учебно-методические пособия в предметном содержании ПРС.
48. Интеграция содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в федеральных государственных требованиях для решения задач воспитания культуры здоровья у дошкольников.
49. Становление теории обучения детей дошкольного возраста.
50. Сущность и структура процесса обучения в ДОУ.
51. Принципы обучения детей в педагогическом процессе ДОУ.
52. Методы обучения детей дошкольного возраста.
53. Формы организованной образовательной деятельности в детском саду.
54. Образовательная ситуация как форма обучения детей в повседневной деятельности.
55. Принципы воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ.
56. Задачи социально-нравственного воспитания ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
57. Воспитание у дошкольников основ самосознания и гражданских чувств.
58. Воспитание у детей основ ценностных ориентаций и гуманного отношения.
59. Воспитание у дошкольников культуры поведения и культуры общения.
60. Организация педагогического процесса в группах раннего возраста.
61. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях адаптации к ДОУ.
62. Готовность детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема.
63. Сущность преемственности в учебно-воспитательном процессе ДОУ и школы
64. Цели и задачи работы ДОУ с семьей.
65. Традиционные и нетрадиционные формы работы педагогов с родителями.
66. Предшкольное образование как перспективное направление развития системы дошкольного образования
67. Социальное партнерство ДОУ с культурно-просветительскими учреждениями.
68. Характеристика модели выпускника детского сада в свете требований ФГТ.
Тестовые задания 1.1.1
| Выбрать правильный ответ.
Указать, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических
|
| А
| Дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика
|
| В
| Общая педагогика, дошкольная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальная педагогика, история педагогики
|
| С
| Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования
|
| Д
| Общая педагогика, эстетика, этика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, школоведение, психология
|
|
|
|
| 1.1.2
| Какой фактор определяет развитие личности:
|
| А
| Наследственность
|
| В
| Среда
|
| С
| Воспитание
|
| Д
| Сочетание всех факторов
|
|
|
|
| 1.1.3
| Установить соответствие.
Функции дошкольной педагогики:
1. Аналитическая; 2. Прогностическая; 3. Проектно-конструктивная
|
| А
| Теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания
|
| В
| Анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта
|
| С
| Разработка новых педагогических технологий воспитания
|
| Д
| Научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами
|
| Е
| Обеспечение научно-обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания
|
| F
| Внедрение результатов педагогических исследований в практику
|
|
|
|
| 1.1.4
| Выбрать определение, наиболее точно характеризующее предмет дошкольной педагогики:
|
| А
| Воспитание как функция человеческого общества передавать новым поколениям знания, мораль, опыт как в организованных формах (система образования), так и в результате меж- поколенных взаимодействий и влияния среды
|
| В
| Воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс
|
| С
| Воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях
|
| Д
| Исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса
|
| Е
| Закономерные связи и отношения, принципы, формы и методы и средства процесса развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу
|
|
|
|
| 1.1.5
| Чем определяется развитие у ребенка способностей к рисованию:
|
| A.
| Наследственно определяемыми задатками
|
| B.
| Специально подготовленной средой
|
| C.
| Обучающим воздействием взрослого
|
| D.
| Всеми факторами
|
|
|
|
| 1.2.6
| Выбрать правильный ответ.
Методы, обеспечивающие развитие педагогической науки:
|
| А
| Создание развивающей среды
|
| В
| Наблюдение и беседа
|
| С
| Вопросы
|
| Д
| Эксперимент и изучение продуктов деятельности
|
| Е
| Изучение передового педагогического опыта, тестирование
|
|
|
|
| 1.2.7
| Среди перечисленных методов укажите те, которые не являются методами исследования:
|
| А
| Беседа
|
| В
| Эксперимент
|
| С
| Показ образца
|
| Д
| Дидактическая игра
|
| Е
| Наблюдение
|
|
|
|
| 1.2.8
| Дополните предложение.
… - научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке
|
|
|
|
| 1.2.9
| Дополнить предложение.
… педагогического исследования отражает противоречия между знанием о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств, методов их решения
|
|
|
|
| 1.2.10
| Расположите в последовательности этапы организации педагогического исследования:
|
| A.
| Выработка практических рекомендаций
|
| B.
| Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния педагогического явления
|
| C.
| Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности, определение объекта, предмета, формулировка цели и задач исследования
|
| D.
| Построение гипотезы исследования
|
| E.
| Выбор исходных концепций, опорных теоретических положений
|
| F.
| Организация и проведение преобразующего эксперимента
|
| G.
| Анализ, интерпретация оформление результатов исследования
|
|
|
|
|
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М., 2009.
2. Педагогика периода дошкольного детства / Под ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск, 2008.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2008.
4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.
б) дополнительная литература:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника.- М., 1991.
2. Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. - М., 2002.
3. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. - М., 2000.
4. Дошкольная педагогика / Под ред. Л.В. Поздняк, Т.И. Ерофеевой.- М., 2001.
5. Дошкольная педагогика: В 2 ч. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1988.
6. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика. Ч.1. – Чебоксары, 2003.
7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
8. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 1998.
9. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. - СПб., 1995.
10. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика.- Балашов, 2005.
11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.
12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2000.
13. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
14. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
15. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.
16. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. - М., 2000.
17. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под пер. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.
18. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
19. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М., 1997.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1999.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
· Российская государственная библиотека (РГБ)
· Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ)
· Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ)
· Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
· Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ)
· Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ)
· Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН)
· Библиотека по естественным наукам РАН (БЕН РАН)
· Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН)
· Российская книжная палата (РКП)
· Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
· Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского РАО (ГПНБ им. К.Д.Ушинского РАО)
· Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)
· Всероссийская патентно-техническая библиотека Российского агентства по патентам и товарным знакам (ВПТБ)
· Российская национальная библиотека (РНБ)
· Библиотека Российской академии наук (БАН)
· Открытый архив педагогической литературы - http://lit.nm.ru/
· Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru/
· Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО - http://vtk.al.ru/institut/
· Национальная электронная библиотека - http://nel.nns.ru/
· Каталог «Дошкольное образование» - www.school.edu.ru/
· Дошкольное образование- http://preschool.donobr.ru/
· Электронная библиотека - http://www.auditorium.ru/
· РУБРИКОН - информационно-энциклопедический проект компании "Русс портал" - http://www.rubricon.com
· Информационно-библиотечный центр Тюменского государственного университета - http://www.tmnlib.ru
· Образовательный портал Ucheba.com. - http://www.uroki.ru/met_rus/podpiska_liders.htm
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Дошкольная педагогика»:
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, учебная мебель, стенды, магнитные и маркерные доски для демонстрации учебных материалов;
- технические средства обучения (компьютеры, видеоаппаратура, экран, проектор);
- оргтехника для тиражирования бланков контрольных работ и тестовых заданий, схем, таблиц, кроссвордов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 - Педагогическое образование
и профилю подготовки Дошкольное образование.
Автор: Левашова И.И., старший преподаватель кафедры МДиНО НГГУ.
Рецензент: Ставринова Н.Н., д.п.н., профессор СурГПУ.
Программа одобрена на заседании кафедры МДиНО от __________2012 года, протокол №1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|