Модуль №1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра методик дошкольного и начального образования
УТВЕРЖДАЮ
| Зав.кафедрой МДиНО
| Гончарова Е.В.
| "_____"__________________2012 г.
|
Рабочая программа дисциплины
Дошкольная педагогика
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль подготовки
Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Нижневартовск
2012 год
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Дошкольная педагогика» является становление профессиональной компетентности будущих педагогов как готовности к решению педагогических задач, связанных с пониманием теории дошкольной педагогики, ее научной интерпретацией и практическим использованием при проектировании педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Дошкольная педагогика» является составной частью профессионального цикла вариативной подготовки (Б3.В.ОД.01). Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к реализации профессиональных педагогических функций в сфере дошкольного образования.
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения курсов «Педагогика», «Детская психология».
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение дисциплины «Теории и технологии физического развития ребенка». Изучение курса «Дошкольная педагогика» является базой для освоения студентами «Методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста», «Педагогики раннего возраста». Постепенное углубление студентов в педагогическую науку является основой для прохождения учебной и педагогической практики на 3 курсе. При этом дисциплина «Дошкольная педагогика» рассматривается как одна из отраслей педагогической науки, что определяет подходы к ее определению и структурированию содержания.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен быть:
-способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- теоретические основы и тенденции развития дошкольной педагогической науки;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных видов дошкольных образовательных учреждений;
- основные теоретические подходы, современные концепции и актуальные проблемы дошкольного образования.
уметь:
- моделировать образовательный процесс в соответствии с основными современными концепциями дошкольного образования;
- решать типовые задачи профессиональной деятельности;
- аргументировать собственную позицию по отношению к педагогическим фактам и явлениям.
владеть:
- современными методиками и технологиями, в том числе и информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
- методами диагностирования достижений воспитанников, осуществления педагогического сопровождения процессов социализации и индивидуализации личности ребенка;
- способами реализации учебных программ базовых и элективных курсов в дошкольном образовательном учреждении.
4. Структура и содержание дисциплины «Дошкольная педагогика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 288 часов.
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| лекц
| лаб
| сем
| самост
|
|
| Модуль № 1 «Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки»
|
| | | | | | | 1.1
| Предмет и задачи курса
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2.
| Связь дошкольной педагогики с педагогическим знанием о развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
| педагогический диктант1
|
| Модуль №2 «Феномен дошкольного детства»
|
| | | | | | | 2.1
| Философско-педагогическое понимание дошкольного детства
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2
| Социализация как педагогическое явление
|
|
|
|
|
|
| глоссарий 2
| 2.3
| Субкультура дошкольного детства
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль №3 «Ребенок дошкольного возраста как субъект детских видов деятельности»
|
| | | | | | | 3.1
| Проблема целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности
|
|
|
|
|
|
| подбор ситуаций 3
| 3.2
| Игра как социокультурный феномен и как ведущий вид детской деятельности
|
|
|
|
|
|
|
| 3.3
| Психолого-педагогические основы игры
|
|
|
|
|
|
| решение педситуаций 4
| 3.4
| Творческие и игры с правилами как разновидности детских игр
|
|
|
|
|
|
|
| 3.5
| Компьютерные игры для дошкольников как средство формирования личности ребенка
|
|
|
|
|
|
| библиография 5
| 3.6
| Ребенок-дошкольник как субъект игровой деятельности
|
|
|
|
|
|
|
| 3.7
| Художественная деятельность как фактор социокультурного развития ребенка
|
|
|
|
|
|
| реферат 6
| 3.8
| Ребенок-дошкольник как субъект художественной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
| 3.9
| Познавательная деятельность в дошкольном возрасте
|
|
|
|
|
|
| конспект 7
| 3.10
| Сенсорные основы познавательного развития ребенка
|
|
|
|
|
|
|
| 3.11
| Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности
|
|
|
|
|
|
| конспект 8
| 3.12
| Элементарная трудовая деятельность детей дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль №4 «Дошкольное образование как система»
|
| | | | | | | 4.1
| Современное дошкольное образование как педагогическая система
|
|
|
|
|
|
| тестирование 9
| 4.2
| ДОУ как тип образовательного учреждения в системе образования России
|
|
|
|
|
|
|
| 4.3
| Содержание дошкольного образования
|
|
|
|
|
|
| устный опрос 10
| 4.4
| Современные образовательные программы ДОУ
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль №5 «Дошкольное образование как педагогический процесс»
|
| | | | | | | 5.1
| Целостный педагогический процесс ДОУ
|
|
|
|
|
|
| заполнение сравнительной таблицы 11
| 5.2
| Педагогическое взаимодействие как условие организации целостного педагогического процесса ДОУ
|
|
|
|
|
|
|
| 5.3
| Педагогическая ситуация и педагогическая задача как единицы педагогического процесса ДОУ
|
|
|
|
|
|
| подбор и решение педситуаций 12
| 5.4
| Самодеятельная активность детей в целостном педагогическом процессе ДОУ
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль №6 «Предметно-развивающая среда ДОУ как условие организации педагогического процесса»
|
| | | | | | | 6.1
| Развивающая среда как социокультурное пространство развития личности ребенка
|
|
|
|
|
|
|
| 6.2
| Игры и игровые материалы в предметном содержании развивающей среды детского сада
|
|
|
|
|
|
|
| 6.3
| Особенности организации ПРС в разных возрастных группах ДОУ
|
|
|
|
|
|
| проектирование среды ДОУ
13-14
|
| Модуль № 7 «Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса ДОУ»
|
| | | | | | | 7.1
| Естественно-научные основы воспитания культуры здоровья у дошкольников
|
|
|
|
|
|
|
| 7.2
| Средства сохранения и укрепления здоровья ребенка
|
|
|
|
|
|
| глоссарий 15
| 7.4
| Характеристика здоровьесберегающей компетентности ребенка-дошкольника
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль № 8 «Воспитание детей в педагогическом процессе ДОУ»
|
| | | | | | | 8.1
| Сущность и структура процесса воспитания
|
|
|
|
|
|
| аннотация 16
| 8.2
| Своеобразие воспитания детей дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
|
| 8.3
| Воспитание у детей основ ценностных ориентаций и гуманного отношения
|
|
|
|
|
|
| тестирование 17
| 8.4
| Воспитание у дошкольников основ самосознания и гражданских чувств
|
|
|
|
|
|
|
| 8.5
| Воспитание у дошкольников культуры поведения и культуры общения
|
|
|
|
|
|
| зачет 20
|
| Модуль №9 «Обучение детей в педагогическом процессе ДОУ»
|
| | | | | | | 9.1
| Становление теории обучения детей дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
| глоссарий 1
| 9.2
| Сущность и структура процесса обучения в ДОУ
|
|
|
|
|
|
|
| 9.3
| Методы обучения детей дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
|
| 9.4
| Формы образовательной деятельности в детском саду
|
|
|
|
|
|
| конспект 2
| 9.5
| Становление основ учебной деятельности у дошкольников
|
|
|
|
|
|
|
| 9.6
| Организация деятельности педагогов и воспитанников по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования
|
|
|
|
| |
| таблица 3
|
| Модуль №10 «Педагогические технологии развития ребенка как субъекта детских видов деятельности»
|
| | | | | | | 10.1
| Понятие педагогической технологии
|
|
|
|
|
|
| глоссарий
конспект 4
| 10.2
| Педагогические технологии развития ребенка как субъекта игровой деятельности
|
| 5,6
|
|
|
|
|
| 10.3
| Педагогические технологии организации конструктивно-игровой деятельности дошкольников
|
|
|
|
|
|
| таблица 6
| 10.5
| Педагогические технологии организации компьютерно-игровой деятельности дошкольников
|
|
|
|
|
|
| аннотированный список литературы 7
| 10.6
| Педагогические технологии развития ребенка как субъекта художественной театрально-игровой деятельности
|
|
|
|
|
|
| конспект 8
| 10.7
| Педагогические технологии развития ребенка как субъекта познавательной деятельности
|
| 9-10
|
|
|
|
| тестирование 10
| 10.8
| Педагогические технологии развития ребенка как субъекта элементарной трудовой деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль № 11 «Своеобразие организации педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ»
|
| | | | | | | 11.1
| Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в педагогическом процессе детского сада
|
|
|
|
|
|
| конспект 11
| 11.2
| Планирование целостного педагогического процесса
|
|
|
|
|
|
|
| 11.3
| Организация педагогического процесса в группах раннего возраста
|
|
|
|
|
|
|
| 11.4
| Организация педагогического процесса в группах дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
|
| 11.5
| Особенности организации педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
|
| 11.6
| Предшкольное образование
|
|
|
|
|
|
| конспект 14
|
| Модуль №12 «Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами»
|
| | | | | | | 12.1
| Семья как институт социализации ребенка дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
|
| 12.2
| Стратегия организации взаимодействия ДОУ и семьи
|
|
|
|
|
|
|
| 12.3
| Школа как социальный партнер ДОУ
|
|
|
|
|
|
| тестирование 16
| 12.4
| Преемственность между детским садом и школой как условие непрерывного образования и воспитания личности ребенка
|
|
|
|
|
|
|
| 12.5
| Социальное партнерство ДОУ с культурно-просветительскими учреждениями (музей, детские театры, студии)
|
|
|
|
|
|
| экзамен 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание курса
Модуль №1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
Особенности научно-педагогического знания в дошкольной педагогике. Дошкольная педагогика - наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу. Детство как феномен социального развития. Самоценность и уникальность дошкольного детства. Предмет дошкольной педагогики, его своеобразие. Многообразие функций дошкольной педагогики.
Становление дошкольной педагогики. Использование дошкольной педагогикой прогрессивных педагогических идей прошлого. Современные тенденции развития дошкольной педагогики как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Источники дошкольной педагогики как науки: изучение исторического педагогического наследия, научно-экспериментальные исследования и инновационный поиск, передовой опыт дошкольных учреждений, данные международного педагогического опыта и смежных наук. Методы научного педагогического исследования в дошкольной педагогике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|