Обработка результатов теста
Вводные замечания.
Предмет психологического исследования - это исследуемый процесс, явление, например:
- эмоции,
- агрессивность,
- тревожность;
- адаптивность;
- конфликтность.
Объект психологического исследования должен быть обособленным:
- класс явлений,
- подсистема большой системы,
- часть целого,
- одна из структур полиструктуры и т.д.
Для таких объектов оказываются наиболее адекватными категории системного описания, наилучшим образом достигается изоляция и полнота набора измеряемых переменных.
Четкое определение объекта исследования - необходимое условие успешного его проведения.
Как правило, объект исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, в качестве которых могут выступать дети, взрослые, определенные социальные группы и т.д.
Определив объект исследования, можно приступать к следующей процедуре - выбору метода сбора данных, методик исследования и т.д.
В результате формулировки проблемы становится очевидной цель работы - т.е. то, на что направлено психологическое исследование. Для достижения целипроцесс проведения исследования нужно разбить на подпроцессы, которые будут характеризоваться специфическими задачами для завершения каждого из них. Задачи исследования,при прохождении и решении их, превращаются в выводы
Формулировка должна производиться в системных категориях. Например: исследовать динамику структуры психического явления за определенный период времени, произвести систематику явлений данного класса, получить профиль личности и т.д. При решении проблемы исследования актуализируется важнейший момент - определение исходных концептуальных позиций и предположений, которые делает автор при разработке проблемы. Это в научном исследовании носит название гипотезы.
Порядок занятия.
1. Ознакомление студентов с основными категориями психологического исследования.
2. Составление плана самостоятельного психологического исследование.
3. Формирование выборки.
4. Овладение навыками первичной обработки данных. Построение таблиц, диаграмм. Описание полученных результатов.
5. Создание отчета, составленного по результатам исследования.
Контрольные вопросы.
1. Объект и предмет исследования.
2. Цель и задачи исследования.
3. Методы и методики исследлвания.
4. Понятие гипотезы исследования.
5. Понятие выборки исследования.
Список использованной литературы.
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. – 780с.
2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 398 с.
3. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для Вузов. – Мн.: Асар, 2005. – 768 с.
4. Ганзен В.А., Балин В.Д.Теория и методология психологического исследования. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1991. - 75 с.
Практическое занятие №2
«Восприятие городского пространства»
Цель занятия. Закрепление знаний студентов, полученных на лекционных занятиях по теме «Методы исследования в экологической психологии». Формирование первичных навыков проведения экспериментального исследования в рамках экологической психологии.
Вводные замечания.В современных реалиях, внешний облик города – его архитектура, строения – меняется очень быстро, в связи с чем, изменяются и требования к нему, как некому социальному объекту, приводящие к изменению представлений жителей о городе, влияющих на жизнь, планы и настроение людей. Один из важнейших аспектов изучения влияния является ментальный образ города, сложившийся в сознании жителей. Построение и изучение ментального образа (ментальной карты) фундировано теорией С. Милгрэма и К. Линча, которые под ментальной картой понимают образ города, который отражается в сознании человека: улицы, кварталы, площади, имеющие для него важность, связывающие их устойчивые маршруты передвижения и ассоциативные цепочки, эмоциональная нагруженность каждого из элементов городской среды. Иными словами, подобные карты сочетают когнитивный, эмоциональный, интуитивный компоненты[2].
Анализ ментальных карт предполагает выделение двух типов карт города. Физическая ментальная карта, содержит информацию о ключевых материальных элементах городского пространства и их отношениях между собой. Информационная ментальная карта, включает в себя пространство индивидуальных и коллективных городских смыслов, представленных, как правило, такими информационными феноменами, как стереотипы, эмоциональные маркеры, поведенческие образцы и нормы. Структурирование информационной карты города задается через физическую карту. Это те же городские районы, улицы, кварталы, здания, но уже связанные с определенным набором знаний об этих элементах городской среды, часто имеющие эмоциональную окраску, информацию о конкретном опыте социального взаимодействия. Важно помнить, что ментальная карта – это психический конструкт, объект сознания, а не реального мира, который обладает возможностью объективации в результате совпадения образов города у представителей конкретных социальных групп. Традиционное разделение психических феноменов на индивидуальные и коллективные справедливо и для ментальных карт. Формирование информационной ментальной карты связано с получением информации из двух важнейших типов источников. Первый – это коллективный опыт использования городского пространства, закрепленный в общепринятых стереотипах и нормах, например маркировка городских районов как благополучных, неблагоприятных для жизни, криминальных и т.д. Показательно, что районирование города в коллективном представлении очень редко совпадает с административным районированием – это проявляется и в установлении границ там, где это удобно людям, и в особой топонимике. В любом случае существенным является тот факт, что индивид получает информацию об опыте, не относящемся лично к нему, и стабильность этой информации основывается только на доверительном отношении к ней, которое, вероятно, формируется в процессе еще первичной социализации. Второй тип – индивидуальный опыт, связанный с личными переживаниями индивида или такими переживаниями, которые воспринимаются им как личные. Можно также охарактеризовать этот опыт как интерактивный: в отличие от коллективного он менее стабилен и формируется через непосредственное взаимодействие индивида с городской средой или через считывание информации референтных групп, с которыми индивид идентифицирует себя настолько активно, что воспринимает их сообщения как событие собственной жизни. Результатом взаимодействия индивидуального и коллективного опыта может являться и обнаружение несоответствий между ними, своего рода «точек напряжения» на ментальной карте.
Порядок занятия:
1. Ознакомление студентов с основными видами, структурными элементами, единицами анализа ментальных карт.
2. Построение индивидуальных и коллективной ментальной карты г. Минска.
3. Анализ и интерпретация полученных данных.
4. Обсуждение результатов.
5. Выработка предложений по практическому применению ментальных карт в различных областях психологической науки.
Контрольные вопросы:
1. Классификация методов исследования в экологической психологии.
2. Эксперимент в экологической психологии. Основные понятия и классификация метода.
3. Понятие «ментальная карта». Виды ментальных карт.
4. Применение картирования городского пространства на практике.
Список использованной литературы
1. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: «Питер», 2000 – 336 с.
2. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. – Екатеринбург: Архитектон, 1996. –304 с.
3. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для Вузов. – Мн.: Асар, 2005. – 768 с.
4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. –684 с.
5. Панов В.И. Введение в экологическую психологию.Учебное пособие. - М.: Школьные технологии, 2006. – 184 с.
Практическое занятие №3
«Экстремальная психология»
Цель занятия.Приобретение навыков анализа психологических факторов, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий. Приобретение навыков диагностики психических состояний в экстремальных условиях.
Вводные замечания.Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.
Стресс - понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
Независимо от разновидности стрессов и стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Особенно сильное дезорганизующее воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы, достигшие степени аффекта в той или иной его форме (импульсивной, тормозной или генерализующей). Сила аффекта такова, что они способны тормозить любые другие психические процессы. Более того, аффекты навязывают человеку определенные стереотипные способы "аварийного выхода" из экстремальной ситуации, соответствующие форме проявления аффекта. Однако подобные способы, сформировавшиеся за миллионы лет биологической эволюции вида "хомо сапиенс" (бегство, оцепенение, неуправляемая агрессия), оправдывают себя только в типичных биологических условиях, но не в социальных!
Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в экстремальных ситуациях должна предусматривать соответствующую психологическую подготовку.
Порядок занятия.
1. Устный опрос по лекционной теме «Экстремальная психология».
2. Ознакомление с диагностическими методиками:
- «Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина;
- Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова);
- Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.);
- Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса - Дарки);
- Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей).
3. Проведение тестирования.
4. Обсуждение полученных результатов.
Методический материал.
«Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
Вопросов: 165.
Назначение: диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.
Инструкция. Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы.
Тестовый материал
1. Бывает, что я сержусь.
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
5. Запоры у меня бывают очень редко.
6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.
13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.
19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
20. Голова у меня болит часто.
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
26. Я человек общительный.
27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
30. У меня мало уверенности в себе.
31. Иногда я говорю неправду.
32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
37. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.
38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
41. Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.
50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
57. Я легко плачу.
58. Я мало устаю.
59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
60. С моим рассудком творится что-то неладное.
61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.
64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.
69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
70. Думаю, что я человек обреченный.
71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.
72. Я злоупотреблял спиртными напитками.
73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.
74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
83. Кто-то управляет моими мыслями.
84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
87. Я вполне уверен в себе.
88. Никому не доверять самое безопасное.
89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.
92. В игре я предпочитаю выигрывать.
93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
95. Я ежедневно выпиваю много воды.
96. Счастливее всего я бываю, когда один.
97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
99. Я редко заговариваю с людьми первым.
100. У меня никогда не было столкновений с законом.
101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей это как бы придает мне вес в собственных глазах.
102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.
103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
109. Мне, как правило, везет.
110. Меня легко привести в замешательство.
111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
115. Мне кажется, что меня никто не понимает.
116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
117. Я легко теряю терпение с людьми.
118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.
119. Часто мне хочется умереть.
120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. .
121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
130. Я часто обращаюсь к людям за советом.
131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
132. Меня довольно трудно вывести из себя.
133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.
136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов’ я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.
144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.
145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.
146. У меня есть дурные привычки; которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.
150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.
153. Я человек нервный и легко возбудимый.
154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
155. Будущее кажется мне безнадежным.
156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.
157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.
158. Чаще всего я чувствую себя усталым.
159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.
163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.
164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.
165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.
Ключ к тесту.
Достоверность (Д)
· «Нет»: 1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.
Адаптивные способности (АС)
· «Да»: 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96. 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118 119, 120, 121. 122. 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165
· «Нет»: 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163
Нервно-психическая устойчивость (НПУ)
· «Да»: 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153v 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162
· «Нет»: 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140
Коммуникативные особенности (КС)
· «Да»: 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152
· «Нет»: 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159
Моральная нормативность (МН)
· «Да»: 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165
· «Нет»: 13, 76, 97, 100, 160, 163.
Обработка результатов теста
Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.
Таблица перевода сырых баллов в стены
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|