Формирование информационного общества в России
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
по направлению подготовки
Прикладная информатика» (магистр)
(код и наименование направления подготовки, специальности в соответствии с ФГОС ВПО)
«Прикладная информатика в образовании и образовательных технологиях»
(наименование профиля)
Форма обучения очная
Распределение часов дисциплины по семестрам и видам занятий (по учебному плану)
Количество ЗЕТ
|
| | | Часов по РУП
|
| Виды контроля в семестрах
(на курсах):
| Экзамены
| Зачеты
| Курсовые проекты
| Курсовые работы
| Контрольные
работы
(для заочной формы обучения)
|
| | | | | №№ семестров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| ЗЕТ
по семестрам
| | | | | | | | | | | | | Лекции
| | | | | | | | |
| | |
| Лабораторные
| | | | | | | | |
| | |
| Практические
| | | | | | | | | | | | | Ауд. занятия
| | | | | | | | |
| | |
| Сам. работа
| | | | | | | | |
| | |
| Итого
| | | | | | | | |
| | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тольятти, 2012
Лабораторная работа №1
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
Цель:научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
Ø тематика хранящейся в них информации;
Ø форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
Ø доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;
Ø принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
Ø источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
Ø назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
Ø форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
Ø вид носителя информации– бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:
Ø субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
Ø субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
Ø субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
Ø субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
Ø учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
Ø учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
Ø научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
Ø дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
Ø системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),
Ø электронные полнотекстовые библиотеки;
Ø электронные периодические издания сферы образования;
Ø электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
Ø электронные архивы выпусков.
Содержание работы:
Задание №1
1. Загрузите Интернет.
2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 8.
| 9.
| 10.
| 11.
| 12.
|
4. Охарактеризуйте любые три.
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос
| Ответ
| 1) укажите время утверждения григорианского календаря
|
| 2) каков диаметр пылинки
|
| 3) укажите смертельный уровень звука
|
| 4) какова температура кипения железа
|
| 5) какова температура плавления йода
|
| 6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца
|
| 7) какова масса Земли
|
| 8) какая гора в Австралии является самой высокой
|
| 9) дайте характеристику народа кампа
|
| 10) укажите годы правления Ивана III
|
| 11) укажите годы правления Екатерины II
|
| 12) укажите годы правления Ивана IV
|
| 13) укажите годы правления Хрущева Н.С.
|
| 14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед
|
|
Задание №3. Ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?
|
| 2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.
|
| 3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
|
| 4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?
|
|
Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа № 2.
Формирование информационного общества в России
Цель:изучить информационные ресурсы Правительства РФ, Самарской области и г.о. Тольятти.
Задания:
1. Изучите представленные ниже информационные ресурсы. Обратите внимание на организацию обратной связи и услугах, регистрируемых он-лайн.
· Блог Президента РФ
http://twitter.com/KremlinRussia/following
· Портал государственных услуг РФ
http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/
· Мэрия г.о.Тольятти
http://www.tgl.ru/tgl/meria.htm
· Правительство Самарской области
http://www.adm.samara.ru/organs_vlast/organi_pravitelstvo/
· Электронная приемная Президента РФ
http://letters.kremlin.ru/electronic-receptions
· Интернет-портал Самарской городской думы
http://chap.samgd.ru/
· Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
2. Изучите программу формирования информационного общества в России (Приложение 1). Ответьте на следующие вопросы:
· Какие виды информационных ресурсов представлены в данном документе?
· Каковы факторы, препятствующие формированию информационного общества в России? Какие способы устранения этих факторов отмечены в Программе?
· Какие критерии перехода к информационному обществу отмечены в Программе?
· Какие социальные, гуманитарные последствия становления информационного общества в России представлены в данном документе?
· О каких негативных последствиях информатизации заявлено в Программе?
3. Проанализируйте результаты реализации Программы в различных сферах. Какие достижения доступны уже сейчас? Приведите примеры.
Лабораторная работа № 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|