Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Темы рефератов и эссе
Тема 1.Криминология как наука
Основные вопросы
1. Понятие и предмет криминологии
2. Криминология как наука. Место криминологии среди других наук
3. Система криминологии: общая и особенная части
4. Становление и развитие криминологической науки
Контрольное задание:
Охарактеризовать состояние криминологической науки в России и в мире в современный период
Тема 2.Методология науки криминологии
Основные вопросы:
1. Всеобщие методы научного познания в криминологии
2. Общенаучные методы в криминологии
3. Частнонаучные методы в криминологии
4. Значение методов уголовной статистики для криминологической науки
Контрольное задание:
Показать на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
- исторический подход;
- диалектический подход единства и борьбы противоположностей
Тема 3.Криминологическое учение о преступности
Основные вопросы:
1. Понятие преступности и ее признаки
2. Количественные показатели преступности
3. Качественные показатели преступности
4. Латентная преступность: понятие, виды и методы изучения
5. Развитие преступности в России и ее современная характеристика
Контрольное задание:
Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните, почему:
- ст. 290 УК РФ «Получение взятки»
- ст. 105 «Убийство»
- ст. 158 «Кража»
- ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов»
- ст. 337 «Самовольное оставление части или места службы»
Тема 4.Личность преступника
Основные вопросы:
1. Основные признаки криминологического понятия личности преступника
2. Особенности преступного поведения
3. Содержательные признаки структуры личности преступника и их практическое значение
4. Роль особенностей личности в детерминации преступного поведения
5. Соотношение биологического и социального в формировании личности преступника
6. Практическое назначение типологии личности преступников
7. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование криминогенных свойств у лиц, склонных к правонарушениям
Контрольное задание:
Охарактеризовать с позиций криминологии личность реального преступника, основываясь на материалах средств массовой информации либо конкретных уголовных дел
Тема 5.Причины и условия преступности
Основные вопросы:
1. Детерминация (самодетерминация) и причинность преступности
2. Понятие и виды причин преступности
3. Понятие и виды условий совершения преступлений
Контрольное задание:
Ранжируйте по значимости нижеперечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию:
1) отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;
2) обострение межнациональных отношений;
3) изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;
4) негативное воздействие «массовой культуры» через СМИ;
5) изменение форм и отношений собственности;
6) рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;
7) ослабление семейных связей, рост числа разводов;
8) дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления;
9) безработица, инфляция
Тема 6.Предупреждение преступлений
Основные вопросы:
1. Система субъектов профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений
2. Социальный контроль над преступностью
3. Основы предупреждения преступности
Контрольное задание:
Опишите известные Вам приемы самоконтроля, а также укажите, к каким из них Вам доводилось прибегать
Тема 7.Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Основные вопросы:
1. Понятие и значение криминологического прогнозирования
2. Понятие, виды и масштабы криминологического прогноза
3. Субъекты криминологического прогнозирования
4. Методы криминологического прогнозирования
5. Понятие и виды криминологического планирования
Контрольное задание:
Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование
Тема 8.Рецидивная и профессиональная преступность
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика рецидивной и профессиональной преступности
2. Характеристика лица, совершающего преступление при рецидиве, и профессионала
3. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности
4. Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
Контрольное задание:
После просмотра фильма «Каникулы строгого режима» указать признаки криминального профессионализма, которыми обладают его герои
Тема 9.Организованная преступность
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика организованной преступности
2. Характеристика лица – участника организованной преступной группы
3. Причины и условия организованной преступности
4. Предупреждение организованной преступности
Тема 10.Женская преступность и ее предупреждение
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика женской преступности
2. Характеристика женщины-преступницы
3. Причины и условия женской преступности
4. Предупреждение женской преступности
Тема 11.Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
Основные вопросы:
1. Общая характеристика и территориальные различия преступности несовершеннолетних
2. Динамика структурных, мотивационных характеристик преступлений, совершаемых несовершеннолетними
3. Причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними
4. Особенности борьбы с преступлениями несовершеннолетних
Контрольное задание:
Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:
1) учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.);
2) работающие на производстве;
3) не работающие и не учащиеся
Тема 12.Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Основные вопросы:
1. Понятие, социальная оценка и основные характеристики преступности в сфере экономической деятельности
2. Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений в сфере экономики и лиц, их совершивших
3. Детерминанты преступности в сфере экономической деятельности
4. Основные направления предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности
Тема 13.Преступность военнослужащих
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика преступности военнослужащих
2. Характеристика преступника- военнослужащего
3. Причины и условия преступности военнослужащих
4. Предупреждение преступности военнослужащих
Тема 14.Насильственные преступления и их предупреждение
Основные вопросы:
1. Понятие и виды насильственной преступности
2. Криминологическая характеристика насильственных преступлений против:
а) жизни и здоровья;
б) половой неприкосновенности и свободы личности;
в) личной свободы
3. Характеристика личности насильственных преступников
4. Причины и условия насильственных преступлений
5. Предупреждение насильственных преступлений
Контрольное задание:
Оцените перспективы применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших сексуальные преступления против несовершеннолетних
Тема 15.Преступления против собственности
Основные вопросы:
1. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности
2. Детерминанты краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности
3. Основные направления предупреждения краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности
4. Особенности деятельности правоохранительных органов по профилактике преступлений против собственности
Тема 16.Преступления против общественной безопасности
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика терроризма
2. Характеристика преступника, совершающего посягательство на общественную безопасность
3. Причины и условия терроризма
4. Предупреждение преступлений против общественной безопасности
Тема 17.Преступления, совершаемые по неосторожности
Основные вопросы:
1. Понятие и характеристика неосторожной преступности
2. Характеристика лица, совершающего преступления по неосторожности
3. Причины и условия неосторожной преступности
4. Предупреждение неосторожной преступности
Тема 18.Негативные социальные явления, связанные с преступностью, и их предупреждение
Основные вопросы:
1. Пьянство, алкоголизм
2. Токсикомания, наркомания
3. Проституция
4. Безнадзорность несовершеннолетних
5. Азартные игры
Контрольные вопросы к зачету (экзамену)
1. Понятие, предмет и система криминологии
2. Криминология и другие науки
3. Возникновение криминологии
4. Развитие криминологии в России
5. Понятие метода науки криминологии. Применение в криминологии философских законов
6. Общенаучные и частнонаучные методы, применяемые в криминологии
7. Понятие, цели и направления криминологических исследований
8. Специальные методы (методики) криминологического исследования. Уголовная статистика в криминологическом исследовании
9. Общее понятие преступности, ее причины. Преступность как социально-правовое явление
10. Предупреждение преступлений, понятие и принципы
11. Виды предупреждения преступлений
12. Индивидуальное предупреждение преступности
13. Цели и задачи предупреждения преступлений
14. Цена преступности
15. Количественные характеристики преступности
16. Качественные характеристики преступности
17. Динамика преступности
18. Причины и условия преступлений и преступности, классификация
19. Причины и условия преступности в современной России
20. Социально-психологический механизм поведения личности преступника
21. Общее понятие личности преступника
22. Признаки личности преступника: биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические. Соотношение социального и биологического в личности преступника
23. Криминологическое прогнозирование
24. Понятие и криминологические особенности женской преступности
25. Причины и условия преступности женщин
26. Криминологическая характеристика личности женщины-преступника
27. Предупреждение женской преступности
28. Предупреждение преступности несовершеннолетних
29. Понятие рецидивной преступности. Уголовно-правовой, пенитенциарный, криминологический рецидив
30. Понятие профессиональной преступности и признаки криминального профессионализма
31. Криминологические особенности рецидивной и профессиональной преступности
32. Личность рецидивиста, профессионального преступника
33. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности
34. Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
35. Понятие и общая характеристика организованной преступности
36. Уровень, структура и состояние организованной преступности
37. Криминологическая характеристика личности участника организованной преступности
38. Причины и условия организованной преступности
39. Предупреждение организованной преступности
40. Криминологическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства
41. Причины и условия насильственных преступлений и хулиганства
42. Предупреждение насильственных преступлений
43. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников
44. Общие тенденции развития и криминологические особенности преступлений против собственности
45. Причины и условия совершения преступлений против собственности
46. Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений против собственности
47. Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
48. Особенности личности экономического преступника
49. Понятие и криминологические особенности преступлений против общественной безопасности
50. Криминологическая характеристика, детерминанты и предупреждение терроризма
51. Понятие, виды и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности
52. Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления
53. Понятие и криминологическая характеристика преступности военнослужащих
54. Криминологическая характеристика личности преступников-военнослужащих
55. Криминологическая характеристика и предупреждение пьянства и алкоголизма
56. Криминологическая характеристика и предупреждение наркомании и токсикомании
Критериями оценки достижения образовательных результатов является посещение лекций, успешное выполнение заданий к не менее чем 50 % практических занятий, а также сдача экзамена/зачета, предполагающая удовлетворительный ответ на 2 контрольных вопроса, содержащихся в билете, и вопросы преподавателя.
6. Самостоятельная работа студентов
Формы и виды самостоятельной работы:
- повторение лекционного материала;
- подготовка докладов, рефератов и эссе по вопросам к соответствующим темам (по заданию преподавателя);
- выполнение контрольных заданий к соответствующим темам (по заданию преподавателя);
- изучение научной и методической литературы к соответствующим темам;
- подготовка к экзамену/зачету.
Автор учебной программы
Леликова Юлия Викторовна, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин
Lelikova_yulia@mail.ru
Тел. 8 903 830 70 15
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|