РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНКРУСТАЦИИ И РОСПИСИ. ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ В МАТЕРИАЛЕ
Инструкционная карта
Последовательность выполнения работ
| Графическое изображение
| Инструменты, приспособления, оборудование, материалы
| 1. Определить объект труда (конкретное изделие)
|
| Образцы аналогичных изделий, слайды, фотографии, иллюстрации из книг и журналов
| 2. Определить тему, сюжет, мотивы декора
|
| Натурные образцы, слайды, иллюстрации, образцы изделий
| 3. Выполнить эскиз изделия с элементами инкрустации соломкой и росписи (карандашом)
|
| Бумага, карандаш, образцы изделий белорусских мастеров
| 4. Выполнить цветовой эскиз
|
| Бумага, гуашевые плакатные краски. Образцы изделий народных промыслов
| 5. Выполнить заготовку из толстой фанеры или доски, зачистить
|
| Линейка, угольник, ножовка, рубанок, рашпиль, наждачная бумага, фанера (8—10 мм) или доска (20 — 25 мм толщиной)
| 6. Затонировать заготовку в темный цвет
|
| Гуашевая краска или анилиновые красители с клеем ПВА. Щетинная кисть
| 7. Переснять рисунок с карандашного эскиза на заготовку
|
| Карандаш, светлая копировальная бумага, кнопки, заготовка разделочной доски
| 8. Вырезанные элементы из соломки наклеить на заготовку доски согласно эскизу
|
| Вырезанные элементы из соломки. Клей ПВА, щетинная кисть
| 9. Развести с белилами необходимые краски до густоты жидкой сметаны и добавить немного клея ПВА
|
| Гуашевые краски, вода, клей ПВА, баночки, деревянные лопаточки для красок
| 10. Выполнить заливку краской всех крупных элементов. Просушить
|
| Гуашевые краски, кисти № 5—6, рейка-опора
| 11. Выполнить прописку элементов. Просушить
|
| Гуашевые краски, кисти № 5—6, рейка-опора
| 12. Выполнить детальную прописку (штриховка, бли-ковка, контурная проработка). Просушить
|
| Гуашевые краски, кисти № 1—3, рейка-опора, муштабель
| 13. Выполнить 2—3-слойное покрытие изделия с промежуточной сушкой 5—10 минут. Полная сушка около 2 часов
|
| Светлый лак марки НЦ, разбавитель 646—648, щетинная кисть или пульверизатор
|
Примечания:
1. Мелкие элементы соломки можно доклеивать по лаковому слою после первого покрытия. Последующие слои лака
покроют соломенные детали защитной пленкой.
2. Обратная сторона доски не окрашивается и не лакируется
АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ
Аппликация — это способ украшения изделий или создание самостоятельных декоративных композиций посредством прикладывания разных материалов к жесткой или мягкой основе.
Способом аппликации еще в древности люди создавали и украшали одежду, декорировали украшения и предметы быта. В период средневековья этот вид декора получил наиболее массовое распространение.
Аппликации могут быть из самых разнообразных материалов: кожи, тканей, бумаги, бересты, соломы, трав, семян, разнообразных синтетических пленок, пластмасс и т.д. Крепление перечисленных материалов к основе может быть выполнено способом пришивания, приклеивания, прикалывания, прибивания и т.п. Следовательно, все эти наборы на поверхности основы или изделия будут плоскими, рельефными или комбинированными. Значит, и в декоративно-прикладном искусстве они будут классифицироваться как:
а) плоский набор (аппликация);
б) рельефный набор (аппликация);
в) комбинированный набор (аппликация с другими видами декора).
Аппликация из разных материалов, разных техник исполнения, а иногда и разных способов крепления к основе в искусстве известна под названием коллаж.
Аппликация соломкой также, как инкрустация, выполняется из соломенных пластинок, лент или элементов, вырезанных из плоского соломенного настила на бумажной или тканевой основе.
Наша задача состоит в том, чтобы более подробно познакомиться с аппликацией и выполнить практические задания в технике плоскостного набора.
ОСНОВЫ ДЛЯ АППЛИКАТИВНЫХ НАБОРОВ
В качестве основы для аппликации соломкой применяют ДСП, ДВП, фанеру, доски, картон, бумагу, кожу, ткань и другие материалы.
Выбор материала для основы, во-первых, зависит от композиции, условий эксплуатации, куда и для чего она предназначена.
Во-вторых, наличие имеющихся материалов диктует и их применение. Этот вариант наиболее приемлем для начинающих, для работы в домашних условиях, а также для работы в учебных мастерских.
Для крупных декоративных панно, запланированных для интерьеров, лучше использовать ДСП, ДВП, фанеру, реже — натянутую ткань, т.к. она чувствительна к механическим воздействиям. Поэтому ткань следует натянуть или наклеить на жесткий материал (ДСП. ДВП, фанеру).
Первые учебные работы можно выполнять на цветной, бархатной бумаге или плотном картоне. Объектами таких заданий могут быть закладки для книг, открытки, пригласительные билеты, поздравительные адреса, грамоты, эмблемы, значки, упаковки для подарков и сувениров и т.п.
КЛЕИ И КЛЕЯЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для приклеивания соломенных элементов к основе применяют как синтетические, так и природные клеи. Это зависит от вида основы и от способа наклейки соломы. Если на жесткую основу (древесину, фанеру, ДСП, ДВП) приклеить соломенные элементы можно при помощи клеевого или лакового грунта, то на мягкую основу (бумагу, ткань, кожу и др.) этот способ неприемлем. Для наклеивания соломки на мягкую основу применяются следующие клеи: ПВА, «Ракол», «Латекс», «Момент», «Феникс», «Бутекс», АГО, БФ и другие. Это зависит от наличия того или иного клея, а также от основы (ткань, бумага, кожа). Наиболее универсальным клеем можно считать клей ПВА-Д (лидский), а также «Ракол».
Существует способ наклейки соломки при помощи клеящих бумаг, пленок, гуммированных лент, пластыря. Клеящие бумаги для разных целей (типа клеящих обоев) бывают фабричного изготовления.
Аналогичные клеящие бумаги можно изготовить самим при наличии столярного и декстринового клеев. Сваренный столярный клей смешивается с декстриновым клеем в пропорции 1:1 и добавляется 1:10 глицерина в качестве пластификатора. Клеящий состав наносится кистью на бумагу, затем клеящая пленка просушивается, после чего на нее можно наклеивать соломку.
Гуммированная лента — это специальная бумажная полоса с нанесенным клеем, свернутая в рулон и предназначенная для склейки шпона при выполнении фанеровочных работ в мебельном производстве. Эта лента хорошо приклеивается не только к древесине, но и к соломке, поэтому некоторые мастера применяют ее в аппликации. Клейкую сторону гуммированной ленты слегка увлажняют водой, после чего способом «настила» приклеивают соломку. Для более плотного прижатия соломки к ленте на поверхность набора кладут пакет с песком или другой плоский груз. Из полученных соломенных пластин вырезают необходимые элементы композиции для ап-пликативного набора.
ОРИГИНАЛЬНО МЫСЛИТЬ -ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ
В жизни вас окружают многие предметы, вещи, изделия. Часто вы встречаетесь с народным и профессиональным творчеством. Первое, что приходит вам в голову, когда смотрите на народные аппликации соломкой, что это очень просто и легко сделать самому. Несомненно, при желании, усидчивости и фантазии вы все сможете. Однако одного желания мало, надо много времени потратить не только на наклеивание соломки, но на создание задуманной композиции. А для этого надо много знать, посещать выставки, внимательно рассматривать работы как народных мастеров, так и профессиональных художников. Думать, а как бы я эту тему решил? В уме начинать фантазировать, изобретать свое. Если вы себя так настроите и начнете что-то создавать хотя бы в мыслях, считайте, с этого момента вы начали работать над созданием будущей творческой композиции. А если вы свои задумки попробуете зарисовать на бумаге — это и будут ваши первые черновые эскизы. Такие зарисовки следует сделать в разных вариантах, выбрать лучшие, т.е. которые вам нравятся, и на основе их выполнить эскиз в цвете. Это можно сделать фломастерами, акварельными или гуашевыми красками.
После того как работа над эскизом завершена, следует приступить к аппликации соломкой. Но всегда помните, что в аппликации выразительным должен быть силуэт изображения, изящные линии рисунка и читаемый контраст соломки относительно фона.
Плоскостная аппликация по своим изобразительным решениям (так же, как и инкрустация) может быть:
—фронтально-плоскостная;
—объемно-плоскостная;
—объемно-пространственная.
Чтобы полнее представить эти названные варианты, рассмотрим пример аппликации цветка на бумажную основу (рис. 79).
Первый вариант фронтально-плоскостного решения: бумажный фон закрашен однотонно (одним цветом). На однотонную поверхность плоским силуэтом из одноцветной соломки наклеивается цветок. В результате получается плоский силуэт на плоском однотонном фоне.
Второй вариант объемно-плоскостной аппликации: фон однотонный (одноцветный) плоский, а плоско наклеенный цветок имеет объемное изображение. Объем цветка можно достичь крашением, фигурным набором соломки, обжигом или выжиганием. В результате сочетания объемно изображенного цветка и плоского однотонного фона мы получим объемно-плоскостное решение.
Третий вариант объемно-пространственного решения: фон решается многообразно с показом пространственной глубины, а цветок изображен объемно на этом фоне. Сложные объемно-пространственные композиции решаются за счет перспективного сокращения удаляющихся элементов, уменьшения цветовой насыщенности, контраста изображаемых элементов или многих других изобразительных приемов и закономерностей.
Существуют два наиболее распространенных способа наклейки соломки на основу при выполнении аппликаций:
• соломенные пластинки смазываются клеем, прикладываются к основе (согласно рисунку) и прижимаются рукой, рукояткой резца или небольшим грузом;
• соломенные пластинки наклеиваются на тонкую бумагу способом настила, затем ножом или ножницами вырезаются (вместе с бумагой) элементы будущей композиции и при помощи клея набираются на основу.
Ко второму способу относится также наклейка соломки на специальные клейкие пленки, бумагу, гуммированные ленты (рис. 80).
ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ НА БУМАЖНУЮ ОСНОВУ:
- разработать эскиз будущего изделия или декоративной композиции;
- вырезать из бумаги необходимую заготовку, основу для аппликации;
- подготовить соломенные ленты (при необходимости тонированные, обожженные или подкрашенные);
—наклеить соломенные ленты на тонкую бумагу клеем ПВА способом настила (можно выполнить настил на клеящие пленки или бумагу);
—переснять рисунок композиции при помощи копирки на соломенный настил;
—из соломенного настила при помощи ножа-косяка или ножниц вырезать переснятые детали композиции;
— вырезанные детали композиции смазать с тыльной стороны клеем и приклеить к бумажной основе согласно эскизу. Приклеенную соломку на основу необходимо прижать грузом, чтобы изделие не покоробилось при высыхании клея ПВА. (Следует помнить, что резиновый клей не коробит бумагу и ткань при высыхании. Поэтому аппликацию на небольших одноразовых изделиях
можно выполнить при помощи резинового клея).
Завершающим моментом является доработка мелких элементов аппликации, т.е. выполнение необходимых надписей или деталей.
В качестве практических заданий предлагается ряд примерных эскизных вариантов с этой аппликацией (рис. 81 — 82).
Практическая работа
РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО БИЛЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ СОЛОМКОЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ В МАТЕРИАЛЕ
Инструкционная карта
№ п/п
| Последовательность выполнения работ
| Графическое изображение
| Инструменты, приспособления, оборудование, материалы
|
| Определить конкретную форму изделия согласно задуманной тематике
|
| Образцы аналогичных изделий, слайды, иллюстрации
|
| Определить сюжет, выбрать мотивы для аппликации
|
| Мотивы природы естественные и иллюстративные
|
| Выполнить эскиз пригласительного билета в масштабе 1:1
|
| Бумага, карандаш, фломастеры, циркуль, угольник
|
| Выполнить заготовку из бумаги для пригласительного билета
|
| Бумага или тонкий картон, угольник, карандаш, косяк или ножницы
|
| Соломенные ленты наклеить настилом на тонкую бумагу. Прижать грузом и просушить
|
| Солома, клей ПВА, кисть, тонкая бумага или калька, пакет с песком
|
| Переснять рисунок с эскиза на настил и вырезать необходимые элементы для аппликации
|
| Эскиз, копировальная бумага, настил из естественной и обожженной соломки, ножницы, резец-косяк
|
| Вырезанные элементы настила наклеить на бумажную заготовку пригласительного билета согласно эскизу. Аппликацию прижать грузом
|
| Клей ПВА, кисть, элементы аппликации, пакет с песком
|
| Выполнить необходимые надписи
|
| Фломастеры
|
АППЛИКАЦИЯ
НА ТКАНЕВУЮ ОСНОВУ
Подготовка основы и выполнение аппликации на тканевую основу имеет несколько технологических разновидностей.
• Вариант, когда набор соломки выполняется на свободно свисающую ткань. В данном случае технология и последовательность такая же, как и при наборе соломки на бумажную основу. Разница лишь в том, что на завершающем этапе отделка, крепление и монтаж будут разные. К примеру, оформление герба, вымпела и других изделий на ткани должны иметь крепежные детали по верхнему краю ткани. Иногда такие изделия имеют бахрому, плоские или объемные подвески из соломки или дерева по нижнему краю изделия.
• Второй вариант подготовки тканевой основы: ткань наклеивается на жесткую основу из ДСП, ДВП, фанеры или плотного картона. Дальнейшая технология набора соломки аналогична ранее изложенным вариантам. Некоторые особенности есть при завершении изделия, т.е. его отделке. Обычно завершающим элементом таких изделий является декоративная рамка. Она бывает деревянная, а также аппликативная или рельефная из соломки, бумаги, картона.
• Третий вариант: ткань натягивается на деревянный подрамник. Аппликация соломкой выполняется так же, как и на бумажную основу, лишь в завершение делается деревянная окантовка рамкой по периметру подрамника. При наличии деревянной рамки, соломенные плоские аппликации можно смонтировать под стекло. Монтаж под стекло можно выполнить при помощи окантовки клейкой бумагой, пластырем или закрепить аппликации на твердой основе при помощи металлических зажимов.
Как уже говорилось ранее, аппликация может быть выполнена не только на бумаге, ткани, но и на деревянной или другой твердой основе. Это доска, ДСП, ДВП, фанера, картон.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
• При выполнении открыток, пригласительных билетов старайтесь использовать готовую цветовую бумагу.
• Изобразительные мотивы из соломки на пригласительных билетах и открытках должны быть простые и быстро выполнимые.
• Помните, что все клеи, которые разводятся водой, при высыхании коробят бумагу и ткань, поэтому, пользуясь таким клеем, аппликативные наборы сушите под грузом.
• Все надписи на открытках и пригласительных билетах выполняйте фломастерами только после выполнения аппликации.
• Вымпела, гербы и другие подобные изделия можно выполнять на плотном картоне или свободно свисающей ткани.
• Изобразительные мотивы на памятных гербах и вымпелах должны быть предельно лаконичными, т.е. иметь самый характерный силуэт и минимум надписей.
• Помните, что из настилов соломки для аппликаций можно ножницами вырезать любые силуэтные формы.
• Прорези деталей на аппликативном силуэте можно выполнять высекателями, профильными стамесками, косяком или скальпелем.
• Карандашный эскиз желательно выполнять на миллиметровой бумаге, т.к. его легче потом увеличить или уменьшить по аналогичным клеткам.
• Увеличить эскиз до необходимых размеров можно не только по клеточной бумаге или сетке, но и при помощи эпидиаскопа.
• Если в «окно» эпидиаскопа не вмещается весь эскиз, его можно разметить на квадраты и поочередно увеличивать каждый квадрат.
• Поздравительные адреса, грамоты, дипломы необходимо выполнять на качественной (мелованной) бумаге или картоне. Знайте, что даже в плоских силуэтных аппликациях можно достичь объемности изображения за счет наклона, крашения, обжига или подбора соломки по форме предмета.
• Аппликации на ДВП можно выполнять на лицевой (глянцевой) и обратной (шероховатой) стороне.
• Фон основы для аппликаций может быть одноцветный, с растяжкой цвета, много-
РЕЛЬЕФНАЯ АППЛИКАЦИЯ
В предыдущем разделе вы познакомились с разновидностями аппликаций из соломки, изучили технологию плоского набора соломки на мягкую (бумажную) основу, теперь необходимо подробнее познакомиться с рельефной аппликацией и выполнить практическую работу на тканевой основе.
Отличие рельефной аппликации от плоской состоит в том, что аппликативные элементы композиции рельефно возвышаются над основой (фоном), а иногда достигают скульптурных объемов. Такой набор следовало бы назвать «рельефной пластикой из соломки», но термин «рельефная аппликация» уже прижился в обиходе, и поэтому мы будем пользоваться сложившейся терминологией.
Композиции, выполненные способом рельефной аппликации, имеют специфические особенности по сравнению с плоским набором, визуально передающим объемность изображения. В рельефной аппликации речь идет о реальной трехмерной форме, т.е. изображаемый предмет имеет конкретную ширину, высоту и толщину (глубину) объема. Следовательно, эта третья составляющая рельефной композиции и дает нам возможность создавать глубинно-пространственные композиции из реальных объемных элементов. Плоские аппликации мы решали силуэтами на плоскости, по принципу так называемого «коврового набора», т.е. размещение элементов изображения от центра влево, вправо, вверх и вниз, рельефные же элементы могут наслаиваться один на другой, создавая плановость и реальную светотеневую глубину (рис. 84 — 85).
Рельефная аппликация соломкой представляет довольно интересную разновидность декоративно-прикладного народного творчества. Почти все известные мастера, работающие в плоской аппликации, пробовали свои силы в рельефных наборах, а некоторые из них отдают им предпочтение.
цветный, расписной, комбинированный и т.д.
• И самое главное: при выполнении аппликаций, даже самых миниатюрных, стремитесь внести что-то свое, оригинальное. Тогда вы смело можете сказать, что я не только это выполнил, но и создал.
МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Для рельефной аппликации основным материалом является соломка и, как нам уже известно, в дело она идет самая разнообразная.
Кроме того, в качестве дополнительного материала в рельефных аппликациях можно применять всевозможные травы, листья, растения, цветы, которые в засушенном виде дополняют вашу композицию оригинальными природными формами, объемами и цветом. Вся сложность в том, чтобы этот природный хрупкий материал правильно засушить и максимально сохранить его первоначальный цвет. Для этого собранные растения, листья, цветы надо очистить от пыли и грязи при помощи кисточки, высушить от видимой влаги и положить среди бумаг, прижав небольшим грузом. Сушку производить в течение недели, но ежедневно открывать засушиваемый материал на 10—15 минут, перекладывать в другую бумагу и опять под груз. Такой прием сохранит цвет листьев и цветов. Сушка на одном месте без перекладывания на другую сухую бумагу не сохранит у ваших листьев первоначальный цвет, а придаст им темно-коричневый оттенок.
Засушенный материал можно наклеивать, для большей прочности, на бумагу, а затем, при необходимости, вырезать ножницами конкретную форму и выполнять рельефную или комбинированную аппликацию. В тех случаях, когда подклеенная бумага будет просматриваться, нарушая красоту естественных материалов, тогда ее можно затонировать или применить цветную бумагу. Возможен и такой вариант, когда листья наклеиваются на бумажную прослойку с двух сторон, а затем вырезаются ножницами необходимой формы и размера.
ОСНОВЫ ДЛЯ РЕЛЬЕФНЫХ АППЛИКАЦИЙ
Материалы, которые применяются для плоских аппликаций, годятся и для рельефных наборов. Мы уже познакомились с такими основами, как ДСП, ДВП, фанера, доска, картон, бумага, кожа, ткань. Но есть некоторые основы, которые используются только для рельефных композиций. Сюда следует отнести аппликации на рельефную поверхность, на редкую сетку, на натянутые нити или шпагат, а также на переплетения из шпона, лыка, ивового прута и других материалов.
Клеи для выполнения рельефной аппликации из соломки применяются как природные, так и синтетические. Это в значительной степени зависит от выбранной основы и способа крепления к основе. На жесткую основу практически можно приклеить соломку как названными клеями, так и лаками. В то же время на мягкой основе при помощи лаков аппликацию соломкой не выполняют. Лучшие клеи, которые при наклейке соломки не коробят бумагу и ткань, — это клеи на основе быстро-улетучивающихся растворителей. К ним относятся: «Момент», «Феникс», «Бутекс», АГО, БФ, резиновый и другие. Клеи, которые разводятся водой, при высыхании деформируют ткань, поэтому лучше всего пользоваться ими по ткани, натянутой на жесткую основу или подрамник. К таким клеям относятся столярный, казеиновый, декстриновый, латекс, клей ПВА, «Ракол» и др. Но на практике самым распространенным, на данный момент, как для жесткой, так и для мягкой основы является поливинилацетатный клей (ПВА-Д), так как при высыхании он обеспечивает надежное соединение.
ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Необходимые инструменты для эскизирования и разметки:
—карандаш;
—фломастеры;
—циркуль;
—треугольник;
—линейка;
—лекало;
—кисти;
—разметочная рейка-чертилка.
Основной инструмент для резания соломки, «настила», ткани:
—нож-косяк;
—фигурные стамески;
—профильные высекатели;
—ножницы (большие, малые). Оборудование, инструмент, приспособления
(рис. 83):
—столярный верстак;
—заточной станок;
—электроплитка;
—электропаяльник с набором фигурных штампов;
—электроутюг;
—посуда для клея, красителей, отбеливателей;
—металлические ванночки для распаривания, отбеливания и крашения соломки;
—кисти щетинные;
—пульверизатор для тонирования и крашения жесткой основы или ткани;
—пакет с песком для прижатия соломки при наклейке на бумагу;
—столярный угольник для подготовки жесткой основы или подрамника;
—ножовка с мелкими зубьями;
—стусло для запиливания реек под углом 45°;
—кусок доски или брусок (10 х 2 х 30 см) для расслаивания, разглаживания и отсекания соломки;
—подкладная доска из фанеры или ДВП для выполнения на ней работ по аппликации;
—стамеска;
—молоток;
—деревянные правки разного профиля для придания необходимых рельефных форм плоским элементом из соломки;
—шило;
—прокатка.
Материалы:
—клей ПВА;
—отбеливатели;
—красители;
—рейки, фанера или ДВП для изготовления планшета;
—ткань (необходимой фактуры, цвета и размера согласно композиции);
—наждачная бумага;
—гвозди для сборки планшета и крепления ткани;
—профильные рейки для изготовления рамки;
—нитки х/б, льняные или капроновые № 10;
—лак марки НЦ (светлый, мебельный);
—растворитель для нитроэмалей и нитролаков;
—соломка.
Вышеперечисленные инструменты, оборудование и материалы являются желательными для идеальных условий работы. Но в домашних условиях можно выполнять аппликации при наличии соломки, утюга, ножниц, клея, бумаги и жесткой или мягкой основы для набора.
Последовательность выполнения рельефной аппликации на ткань, натянутую на подрамник.
• Разработать цветовой эскиз будущей декоративной композиции.
• Изготовить деревянный подрамник необходимого размера.
• Согласно эскизу или замыслу подобрать ткань и натянуть на подрамник. Закрепить кнопками или гвоздями с тыльной стороны подрамника.
Подготовить соломенные ленты (при необходимости обожженные, тонированные и крашенные).
• Из соломенных лент при помощи клея ПВА выполнить «настил» на тонкую бумагу.
• Переснять рисунки деталей композиции (при помощи копирки) на соломенный «настил».
• Из соломенного «настила» при помощи косяка или ножниц вырезать переснятые детали композиции.
• Вырезанным деталям из плоского «настила» придать при помощи деревянных правок необходимые формы, изгибы и объемы.
• Поочередно приклеить ПВА аппликативные детали композиции к ткани или соломке, наслаивая соломенные элементы один на другой.
• Изготовить деревянную профильную рамку и смонтировать в нее декоративное панно (рис. 86- 88).
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
• Обучающимся без разрешения мастера-преподавателя запрещается включать электроприборы, станки и другое оборудование.
• Практические работы выполнять в спецодежде.
• При пилении ножовкой по дереву пользоваться бруском-ограничителем.
• Клеевой грунт разогревать в специально отведенных местах.
• Соблюдать осторожность при распаривании соломки, работе с горячим клеевым грунтом во избежание ожогов.
• На рабочем месте инструменты располагаются острыми концами от себя.
• Резцы и ножницы передавать товарищу только рукоятками вперед.
• Без надобности не ходить по мастерской с режущими и колющими инструментами.
• Лакирование инкрустации производить в вытяжном шкафу или в специально отведенном месте.
• Быть осторожными с растворителями при мытье кистей после лакирования (необходимо работать в резиновых перчатках).
• Соблюдать осторожность при разглаживании и обжиге соломки горячим утюгом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
• Ткань для аппликации может быть любая, но легче выполнять аппликацию на гладкую поверхность.
• Нижние слои рельефных элементов аппликации можно пришить к тканевой основе, а верхние наклеить.
• Контурный рисунок композиции переносится на тканевую основу при помощи светлой или темной копировальной бумаги в зависимости от цвета ткани.
• Для облегчения пиления древесины зубья ножовки смазывают мылом или керосином.
• Влажная древесина режется легче, чем сухая, но хуже зачищается наждачной бумагой.
• Водный краситель наносите обязательно на влажную поверхность древесины, иначе он будет ложиться пятнами.
• После окончания лакирования кистью ее необходимо промыть в растворителе, а затем в теплой воде с мылом.
• При выполнении рамок из дуба или ясеня не пользуйтесь казеиновым клеем, т.к. он вызывает потемнение древесины в местах склейки.
• Чтобы сваренный столярный клей не плесневел при длительном хранении, в него надо добавить несколько капель формалина, борной или салициловой кислоты. Если этих компонентов нет, тогда застывший клей сверху необходимо залить водой на высоту 2—3 см. Перед тем как клей разогревать, воду необходимо слить.
Не пользуйтесь растворителем лака для мытья рук, это может вызвать раздражение кожи.
ВАРИАНТЫ ЭСКИЗОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИНКРУСТАЦИИ СОЛОМКОЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|