Сделай Сам Свою Работу на 5

Инструкционная карта (часть вторая)





Практическая работа

РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ИНКРУСТАЦИИ НА ОСНОВЕ МОТИВОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Инструкционная карта (часть 1)

 

Последовательность выполнения работ Графическое изображение Инструменты, приспо­собления, оборудование, материалы
1. Определить тему и сюжет для плоскостной сим­метричной композиции. Форму и размер   Образцы изделий, слай­ды, фотографии, книги с образцами, открытки и книги с мотивами живот­ных и растений
2. Выполнить зарисовку ос­новных и второстепенных мотивов композиции с натуры или с других ис­точников   Натурные образцы при­роды. Книги, открытки. Бумага, карандаш
3. Выполнить контурный карандашный эскиз буду­щей композиции   Бумага, карандаш
4.     Стилизовать мотивы ком­позиции   Образцы стилизации. Бумага, карандаш
5. Проработать карандашом направление набора соло­менных деталей Образцы изделий или фо­тографии инкрустаций. Бумага, карандаш
Выполнить эскиз компо­зиции в цвете (светлые силуэты на темном фоне) Бумага, акварель, кисть, тушь (можно применять фломастер)

 



ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНКРУСТАЦИИ СОЛОМКОЙ ПО РАЗРАБОТАННОМУ ЭСКИЗУ

Инструкционная карта (часть вторая)

Последовательность выполнения работ Графическое изображение Инструменты, приспо­собления, оборудование, материалы
1. Сварить (или разогреть) клеевой грунт и проце­дить его Клееварка с клеевым грунтом, электроплитка
2. Выпилить заготовку из ДВП, фанеры или плот­ного картона (согласно размерам эскиза) Столярный угольник, линейка, карандаш, но­жовка, наждачная бумага, ДВП. Фанера или плот­ный картон
3. Нанести первый слой клеевого грунта на заго­товку и просушить 10—15 минут. Затем нанести второй слой и просушить до полного высыхания (4—6 часов) Поролоновый тампон или щетинная кисть, заготовка
4.     Переснять графический рисунок эскиза на загрун­тованную заготовку Копировальная бумага (желтая или красная), карандаш, кнопки, эскиз, загрунтованная заготовка
5. Выполнить инкрустацию соломкой крупных эле­ментов композиции Подкладная доска, бру­сок, ванночка с водой, поролон, кисточка малая, нож-косяк, заготовка с рисунком, соломка
Выполнить инкрустацию соломкой мелких элемен­тов композиции Подкладная доска, бру­сок, ванночка с водой, поролон, кисточка малая, нож-косяк, заготовка с рисунком, соломка
7. Поочередно нанести трехслойное лаковое пок­рытие с промежуточной сушкой Ванночка с лаком, ще­тинная кисть, заготовка с наклеенной соломкой
8. Изготовить отделочную рамку из бумаги или дре­весины Картон, ножницы, клей (древесина)
9. Смонтировать инкрус­тированную пластину в рамку. Тыльную сторону изделия заклеить плотной бумагой Рамка, клей, инкрустиро­ванная пластина, плотная бумага
10. На тыльной стороне из­делия приклеить петель­ку из шпагата. Указать название работы, автора, год выполнения Кусочек шпагата или тол­стая нить, клей, бумага, тушь или фломастер

 



ПРИМЕЧАНИЕ:

В тех случаях, когда инкрустация солом­кой выполняется на лак, необходимо заготовку предварительно покрасить гуашью или анили­новым красителем в необходимый цвет. Затем нанести 2—3 слоя нитролака, просушить и вы­полнять инкрустацию.

Для выполнения мелких изделий, типазначков, наклейку соломки можно выполнять синтети­ческими клеями или лаком. С обратной стороны значка приклеить булавку с колечком, после чего значок со всех сторон покрыть лаком.

 

В предыдущих разделах вы познакомились с технологией инкрустации соломкой на кле­евой основе, с закономерностями компози­ции, стилизацией и с разработкой плоскост­ной композиции для инкрустации соломкой.



Вам предстоит углубить свои познания в об­ласти комбинированного декора, т.е. сочета­ния инкрустации с росписью. Этот вид декора нетрадиционен для Беларуси, но в последние годы (1980—1990) он интенсивно развивается в республике, хотя в отдельности каждый из них имеет свои давние традиции.

Если инкрустация соломкой для вас уже пройденный этап и вы имеете определенные практические навыки, то с росписью по дере­ву вам предстоит еще познакомиться, а затем, соединив вместе оба вида ремесла, выполнить практическую работу.

Предметы из древесины с декором роспи­си известны с древности. В разных странах у разных народов сложились свои традиции и приемы украшения жилища и предметов быта росписью, выжиганием или резьбой. Пожа­луй, нет ни одной страны или народа, где бы не встречались расписные деревянные изде­лия.

Под декоративной росписью подразумева­ется орнаментальная предметная или сюжет -но-тематическая композиция, выполненная красителями или красками на разных частях архитектурных строений, предметах домаш­него обихода или изделиях сугубо декоратив­ного назначения.

По способам и приемам исполнения роспи­си бывают:

1.Кистевая роспись — выполняется кистью свободным, естественным движением руки как по чистой, так и грунтованной поверхности древесины.

2.Роспись штампами (печатание разными красками на различные поверхности. У белорусов известна традиционная на­родная роспись под названием «цацкова-ние»).

3.Трафаретная роспись (выполняется через бумажный, пленочный или пластиковый трафарет при помощи кисти, поролона, валика, пульверизатора. Для многократ­ного печатания на трафарет накладыва­ется капроновая сетка, и такое печатание называется «шелкографией»).

4.Имитационная роспись (роспись, имити­рующая более ценные породы древесины или другие материалы, аэрография, ак-ваграфия, декалькомания, напрессовка цветных материалов. На Беларуси была распространена «фляндровка» на куф-рах).

5.Комбинированная роспись (включающая разные материалы, разные виды и спосо­бы росписи на одном изделии).

Композиции росписи подразделяются так же, как и инкрустации соломкой, на орнамен­тальные, предметные, сюжетно-тематические, а по характеру исполнения — на плоскостные, объемно-плоскостные и объемно- пространс­твенные.

Таким образом, мы подошли к тому момен­ту, когда необходимо рассмотреть комбини­рованное сочетание разных материалов и тех­нологий на примере инкрустации соломкой и росписи.

 

ВАРИАНТЫ ИНКРУСТАЦИИ С РОСПИСЬЮ

Из многих искусствоведческих источников мы знаем, что инкрустация соломкой и гуа-шевая роспись получили свое возрождение во второй половине XX столетия. Мы являемся свидетелями того, что эти виды стали тради­ционными и без них мы не можем представить наши ремесла и промыслы.

Бурный всплеск по возрождению тради­ционных ремесел на Беларуси породил и совершенно новое явление. Появляются но­вые виды ремесла, обусловленные новыми материалами, новыми технологиями, новы­ми взглядами и подходами мастеров даже к традиционному ремеслу. К этому же явле­нию следует отнести и первые эксперименты 1970-х годов по соединению инкрустации со­ломкойс росписью. Это явление нашло сво­их сторонников и продолжателей. Зрители и покупатели с большой заинтересованностью отнеслись к новым экспериментам и полу­ченным результатам. Такая заинтересован­ность обусловила подготовку специалистов в профессионально-технических училищах

Беларуси для местной промышленности по выпуску сувениров, утилитарно-декоратив­ных и декоративно-художественных изделий. Несомненно, новое явление всегда развива­ется неровно, оно имеет свои взлеты, терпит неудачи, спотыкается, но движется вперед. И первым камнем преткновения является роспись, ее мотивы и сюжеты в сочетании с соломкой. Несомненно, что традиционными образцами могут служить расписные народ­ные «дываны», «куфры» с природными моти­вами и сюжетами. Но использование только сюжетов и мотивов традиционных росписей ограничило бы движение вперед. И потому мы видим росписи: пейзажи, архитектуру, натюрморты в сочетании с соломкой. Вполне возможно, что роспись белорусских израз­цов, культовых предметов храмов и др. может лечь в основу новых поисков и композиций в росписи. Но одно ясно, что этот вид ремес­ла интенсивно развивается и он войдет в со­кровищницу белорусских ремесел. Это одно­значное мнение автора.

Поэтому целесообразно познакомиться с данным видом ремесла и выполнить практи­ческую работу, которая даст толчок для перво­го осмысления, а может быть и для дальней­шего увлечения комбинированным декором.

Рассматривая композиции из сочетания двух материалов, можно определить их при­мерные вариации:

- соломка преобладает над росписью, а роспись играет дополнительную (второ­степенную) роль;

- роспись преобладает, а соломка является дополнением к главному акценту компо­зиции;

- соломка и роспись играют равнозначные роли в композиции.

Наряду с разнообразием в решении ком­позиций возможны разные технологические варианты как по материалам, так и по спосо­бам выполнения. Все зависит от требований, предъявляемых к изделию, от технических и технологических условий, от возможностей исполнителей.

Несомненно, дома ремесел, фабрики худо­жественных изделий и сувениров имеют дру­гие цели и задачи, чем учебные мастерские или мастера-надомники. Поэтому и техноло­гии у них более современные, где практикует­ся конвейерное пооперационное изготовле­ние изделий.

Процесс наклейки соломки осуществляется лаками или синтетическими клеями, а рос­пись выполняется как по чистой, так и по за­грунтованной древесине.

Некоторые способы и приемы неприемле­мы в учебных заведениях и домашних условиях из-за отсутствия необходимого оборудования для обеспечения санитарных, противопожар­ных и других норм безопасности труда.

Мы рассмотрим наиболее простые способы инкрустации в сочетании с росписью на жест­кой основе.

Первый способ. Инкрустация соломкой и роспись гуашевыми красками по клеевому грунту на жесткой основе.

Рассмотрим вариант декора, когда на жест­кую основу из ДВП, ДСП, фанеры, древесины наносится клеевой подкрашенный грунт: сто­лярный клей, вода, анилиновый краситель, глицерин, жидкое мыло или шампунь. Рецепт смотрите для инкрустации соломкой.

Сваренный грунт наносится на заготовку, просушивается, наносится второй слой, после вторичной просушки через цветную копиро­вальную бумагу переснимается эскиз компо­зиции. Все готово для выполнения инкруста­ции и росписи. Перед исполнителем встает вопрос, с чего начать — с инкрустации или с росписи? В технологическом плане это не имеет принципиального значения, все зависит от композиции, т.е. от главных композицион­ных элементов (доминант), следовательно, и начинать необходимо с них. Если это солом­ка, то делается набор крупных элементов инк­рустации, затем мелких, и только после этого гуашевыми красками с добавлением клея ПВА делается роспись. После полного высыхания краски инкрустированная и расписанная по­верхность покрывается светлым нитроцеллю-лозным лаком в 2—3 слоя. Для большей долго­вечности инкрустации и росписи необходимо поверх нитроцеллюлозной пленки сделать одноразовое покрытие масляно-смоляным лаком.

Второй способ. Инкрустация и роспись гуа­шью по тонированной жесткой основе.

Второй способ несколько отличается от первого. Подготовленную деревянную ос­нову покрывают 10% раствором клея (ПВА, столярный, крахмальный, декстриновый), просушивают, зачищают наждачной бумагой поднявшийся ворс. Следующая операция — тонирование гуашью с добавлением клея ПВА. После просушки на заготовку перево­дится рисунок, а затем изготавливаются соло­менные ленты. Клеем ПВА они смазываются и наклеиваются на основу согласно рисунку. По завершении набора соломенных элемен­тов выполняется роспись. Первоначально краской выполняется заливка нижнего слоя крупных элементов росписи. После высыха­ния первого слоя поверх его делается заливка гуашью элементов второго слоя. И завершают роспись пропиской деталей как по ранее на­несенному слою краски, так и непосредствен­но по поверхности фона (древесины). Просу­шенную роспись покрывают светлым лаком марки НЦ. Мелкие элементы соломки можно при помощи лака приклеивать к лаковой ос­нове, т.е. дорабатывать композицию. Завер­шив все доработки, необходимо выполнить 3—4-разовое лакирование с промежуточной сушкой 10—15 минут. Лаковая пленка должна сравнять соломенный набор и роспись на один уровень, т.е. «заподлицо». При необходимости ослабить лаковый блеск изделия блестящую поверхность натирают прозрачной восковой пастой (смесь разогретого скипидара и воска в пропорциях 2:1).

 

ОБЪЕМНО-ПЛОСКОСТНАЯ ИНКРУСТАЦИЯ С РОСПИСЬЮ

В предыдущем разделе вы познакомились и практически выполнили плоскостную ком­позицию. Получив определенные знания и умения, вы можете совершенствовать их дальше в объемно-плоскостной компози­ции, сочетающей инкрустацию и роспись. Закономерности и принципы построения композиции такие же, как и плоскостной, разница будет заключаться в том, что все мо­тивы композиции или некоторые из них бу­дут изображены объемно. Это относится как к соломке, так и к росписи. Варианты решения объемного изображения разнообразны. В ин­крустации это возможно выполнить набором соломки разной светлоты, разнообразием наклона, цветового тона, подкраской солом­ки, обжигом и т.д. В декоративной росписи объем решается посредством светотеневого изображения мотивов. Это можно передать плавным переходом красок от света к тени, т.е. изображением, близким к натуре. Другой вариант росписи отличается большей услов­ностью, т.е. декоративностью, где изображе­ние стилизовано не только по рисунку, но и по приемам цветового решения мотива. Это может быть линейно-графический рисунок, силуэтно-цветовое пятно или сочетание того и другого. Наиболее распространенный при­ем современной белорусской росписи заклю­чается в плоскостном нанесении красочного слоя от темного к светлому или от светлого к темному, что и создает эффект объема.

По цветовой насыщенности росписи бы­вают от чисто локальных (чистых, ярких) до сдержанных пастельных (разбавленных).

Приступая к разработке композиции, вклю­чающей инкрустацию соломкой и роспись, необходимо достичь гармоничного сочетания разных материалов в одном изделии.

 

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РОСПИСИ:

—набор гуашевых красок;

—баночки для приготовления растворов кра­сок;

—кисти колонковые или беличьи № 1—6;

—клей ПВА;

—пластмассовая или стеклянная палитра (для смешивания красок);

—опорная рейка (для опоры руки при выпол­нении росписи);

—муштабель (приспособление для росписи прямых и параллельных линий);

—вазочка для кистей;

—баночка или стакан для воды;

—лакНЦ;

—щетинная кисть или пульверизатор.

 

РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА

И ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ

Любая практически работа начинается с определения объекта труда (задуманного из­делия). После чего определяются тема, сюжет и мотивы будущего декора. Определив тему, сюжет, конкретные мотивы, приступают к разработке эскиза в карандашном варианте. Притом, все элементы композиции желатель­но стилизовать в рисунке.

Следующий этап работы над композици­ей - создание цветового эскиза. Здесь особое внимание необходимо уделить подбору цвето­вых сочетаний росписи с золотистой солом­кой. Наиболее гармоничны к соломке теплые тона, но присутствие в росписи холодных от­тенков усиливает звучание красок.

Очередным этапом практической работы будет изготовление необходимого предмета для дальнейшей отделки. Такими изделия­ми (предметами) могут быть декоративные панно, шкатулки, разделочные доски, точе­ные изделия, игрушки, пасхальные яйца и др. (рис. 74- 78). Предметы для отделки могут быть из чис­той древесины, тонированные или покрытые клеящим грунтом. Все зависит от замысла автора в создании художественного образа. Перед тонировкой изделия из фанеры и дре­весины (доски) шлифуются наждачной шкур­кой вдоль слоя для снятия ворса. Но даже на отшлифованной поверхности остается ворс, который в процессе росписи и лакирования приподнимается и ухудшает внешний вид из­делия. Чтобы избавиться от него, надо слегка увлажнить поверхность древесины 10—15% раствором столярного или другого клея и дать просохнуть. При высыхании ворс поднимет­ся и затвердеет от клея, тогда его надо убрать мелкозернистой шкуркой. После такой обра­ботки можно начинать роспись по древеси­не - краска растекаться не будет.

Подготовленный рисунок переснимается на заготовку посредством копировальной бу­маги, на светлый фон через темную, а на тем­ный - через светлую копировальную бумагу.

Инкрустацию можно выполнять несколь­кими способами:

- когда заготовка покрыта клеевым грун­том, соломка наклеивается непосредс­твенно в грунт (известный нам способ);

- когда заготовка не затонирована или име­ет тонировку, тогда соломка наклеивается при помощи клея, нанесенного непос­редственно на соломку;

- заготовка покрывается лаком марки НЦ в 1-2 слоя, просушивается, наносится рисунок, после чего соломенные детали композиции смазываются тем же лаком и приклеиваются на заготовку к лаковой пленке. Другой вариант наклейки солом­ки на лаковую поверхность заключает­ся в следующем: необходимый участок лаковой поверхности на заготовке сма­чивается растворителем для лаков НЦ, после чего на это место прикладывается соломка и плотно прижимается к основе до полного приклеивания. Следует помнить, что для лакового способа набора соломки необходима хорошая венти­ляция помещения.

После выполнения инкрустации необходи­мо подготовить краски для росписи. Для этого надо развести водой гуашевые белила в отде­льных баночках до густоты жидкой сметаны и добавить цветной гуаши, чтобы получить не­обходимые для росписи оттенки. Не забудьте в разведенную краску добавить немного клея ПВА.

До начала росписи необходимо подготовить стакан с водой, кисти беличьи или колонковые № 1—6, палитру из пластика, стекла или бе­лую плоскую тарелку для смешивания красок. И еще такие приспособления, как опорная рейка и муштабель. Опорная рейка — это приспособление, на которое во время рос­писи можно опереться кистью руки. Мушта­бель — это круглая или квадратная палочка с шариком на конце. Он применяется вместо линейки для проведения кистью параллель­ных линий, построения сеток и т.д.

Роспись начинается с заливки краской эле­ментов, имеющих преобладающий цвет в ком­позиции, последовательно переходя к другим элементам. По просохшему слою краски вы­полняют прописку другими цветами. Деталь­ная проработка в виде штриховки, бликовки и контурной проработки выполняется в послед­нюю очередь.

Первые шаги в освоении простых приемов росписи по дереву чрезвычайно важны для учащихся. Конечно, не все сразу получится, однако терпение и трудолюбие все преодоле­ют.

В процессе работы надо уметь правильно держать кисть. Ее надо держать кончиками трех пальцев, что позволит вращать кисть во время выполнения разных элементов. По ходу росписи можно опираться мизинцем в изде­лие или кисть руки класть на опорную рейку.

Ширина линии в росписи зависит от нажи­ма кистью и угла наклона ее к изделию. Чтобы получить тонкую линию, кисть надо держать перпендикулярно к расписываемой поверх­ности.

Если надо написать дугообразный завиток, то кисть при движении немного вращают вок­руг собственной оси в сторону изгиба.

При росписи все мазки должны выполнять­ся сразу, с одного приложения кисти к поверх­ности заготовки.

Завершающим этапом росписи является на­несение бликов, капелек, волосков. Капельки можно выполнять деревянными палочками, штампиками разных размеров, изготовленны­ми из черенков кисточек.

Просушенную роспись с инкрустацией за­крепляют 2—5-слойным лаковым покрытием (жидкий раствор лака).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

• Помните, что в основе кистевой росписи лежит свободный, пластичный рисунок (от движения кисти влево, вправо, по кругу и т.д.).

• Не увлекайтесь многоцветием и пестротой в росписи. Для первой работы определите не более двух красок и белил, при помощи ко­торых делаете цветовые градации оттенков.

• Комбинированные композиции по инкрус­тации и росписи могут состоять из плоских, объемных и смешанных изображений.

• Для передачи объема мотивов из соломки предпочтительнее делать обжиг, нежели ее подкрашивать.

• Подготавливая растворы гуашевых красок для росписи, добавляйте в них по несколько капель клея П ВА, что придаст им большую эластичность, прочность и дольше сохранит от растрескивания красочный слой.

• Для придания инкрустации и росписи боль­шей долговечности необходимо поверх покрытия нитролаком нанести один слой масляного лака и просушить до полного вы­сыхания.

• Предложенные примерные варианты эски­зов разных изделий послужат основой для авторских разработок.

 

 

 


Практическая работа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.