|
Инструкционная карта (часть вторая)
Практическая работа
РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ИНКРУСТАЦИИ НА ОСНОВЕ МОТИВОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Инструкционная карта (часть 1)
№
| Последовательность выполнения работ
| Графическое изображение
| Инструменты, приспособления, оборудование, материалы
| 1.
| Определить тему и сюжет для плоскостной симметричной композиции. Форму и размер
|
| Образцы изделий, слайды, фотографии, книги с образцами, открытки и книги с мотивами животных и растений
| 2.
| Выполнить зарисовку основных и второстепенных мотивов композиции с натуры или с других источников
|
| Натурные образцы природы. Книги, открытки. Бумага, карандаш
| 3.
| Выполнить контурный карандашный эскиз будущей композиции
|
| Бумага, карандаш
| 4.
| Стилизовать мотивы композиции
|
| Образцы стилизации. Бумага, карандаш
| 5.
| Проработать карандашом направление набора соломенных деталей
|
| Образцы изделий или фотографии инкрустаций. Бумага, карандаш
|
| Выполнить эскиз композиции в цвете (светлые силуэты на темном фоне)
|
| Бумага, акварель, кисть, тушь (можно применять фломастер)
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНКРУСТАЦИИ СОЛОМКОЙ ПО РАЗРАБОТАННОМУ ЭСКИЗУ
Инструкционная карта (часть вторая)
№
| Последовательность выполнения работ
| Графическое изображение
| Инструменты, приспособления, оборудование, материалы
| 1.
| Сварить (или разогреть) клеевой грунт и процедить его
|
| Клееварка с клеевым грунтом, электроплитка
| 2.
| Выпилить заготовку из ДВП, фанеры или плотного картона (согласно размерам эскиза)
|
| Столярный угольник, линейка, карандаш, ножовка, наждачная бумага, ДВП. Фанера или плотный картон
| 3.
| Нанести первый слой клеевого грунта на заготовку и просушить 10—15 минут. Затем нанести второй слой и просушить до полного высыхания (4—6 часов)
|
| Поролоновый тампон или щетинная кисть, заготовка
| 4.
| Переснять графический рисунок эскиза на загрунтованную заготовку
|
| Копировальная бумага (желтая или красная), карандаш, кнопки, эскиз, загрунтованная заготовка
| 5.
| Выполнить инкрустацию соломкой крупных элементов композиции
|
| Подкладная доска, брусок, ванночка с водой, поролон, кисточка малая, нож-косяк, заготовка с рисунком, соломка
|
| Выполнить инкрустацию соломкой мелких элементов композиции
|
| Подкладная доска, брусок, ванночка с водой, поролон, кисточка малая, нож-косяк, заготовка с рисунком, соломка
| 7.
| Поочередно нанести трехслойное лаковое покрытие с промежуточной сушкой
|
| Ванночка с лаком, щетинная кисть, заготовка с наклеенной соломкой
| 8.
| Изготовить отделочную рамку из бумаги или древесины
|
| Картон, ножницы, клей (древесина)
| 9.
| Смонтировать инкрустированную пластину в рамку. Тыльную сторону изделия заклеить плотной бумагой
|
| Рамка, клей, инкрустированная пластина, плотная бумага
| 10.
| На тыльной стороне изделия приклеить петельку из шпагата. Указать название работы, автора, год выполнения
|
| Кусочек шпагата или толстая нить, клей, бумага, тушь или фломастер
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
В тех случаях, когда инкрустация соломкой выполняется на лак, необходимо заготовку предварительно покрасить гуашью или анилиновым красителем в необходимый цвет. Затем нанести 2—3 слоя нитролака, просушить и выполнять инкрустацию.
Для выполнения мелких изделий, типазначков, наклейку соломки можно выполнять синтетическими клеями или лаком. С обратной стороны значка приклеить булавку с колечком, после чего значок со всех сторон покрыть лаком.
В предыдущих разделах вы познакомились с технологией инкрустации соломкой на клеевой основе, с закономерностями композиции, стилизацией и с разработкой плоскостной композиции для инкрустации соломкой.
Вам предстоит углубить свои познания в области комбинированного декора, т.е. сочетания инкрустации с росписью. Этот вид декора нетрадиционен для Беларуси, но в последние годы (1980—1990) он интенсивно развивается в республике, хотя в отдельности каждый из них имеет свои давние традиции.
Если инкрустация соломкой для вас уже пройденный этап и вы имеете определенные практические навыки, то с росписью по дереву вам предстоит еще познакомиться, а затем, соединив вместе оба вида ремесла, выполнить практическую работу.
Предметы из древесины с декором росписи известны с древности. В разных странах у разных народов сложились свои традиции и приемы украшения жилища и предметов быта росписью, выжиганием или резьбой. Пожалуй, нет ни одной страны или народа, где бы не встречались расписные деревянные изделия.
Под декоративной росписью подразумевается орнаментальная предметная или сюжет -но-тематическая композиция, выполненная красителями или красками на разных частях архитектурных строений, предметах домашнего обихода или изделиях сугубо декоративного назначения.
По способам и приемам исполнения росписи бывают:
1.Кистевая роспись — выполняется кистью свободным, естественным движением руки как по чистой, так и грунтованной поверхности древесины.
2.Роспись штампами (печатание разными красками на различные поверхности. У белорусов известна традиционная народная роспись под названием «цацкова-ние»).
3.Трафаретная роспись (выполняется через бумажный, пленочный или пластиковый трафарет при помощи кисти, поролона, валика, пульверизатора. Для многократного печатания на трафарет накладывается капроновая сетка, и такое печатание называется «шелкографией»).
4.Имитационная роспись (роспись, имитирующая более ценные породы древесины или другие материалы, аэрография, ак-ваграфия, декалькомания, напрессовка цветных материалов. На Беларуси была распространена «фляндровка» на куф-рах).
5.Комбинированная роспись (включающая разные материалы, разные виды и способы росписи на одном изделии).
Композиции росписи подразделяются так же, как и инкрустации соломкой, на орнаментальные, предметные, сюжетно-тематические, а по характеру исполнения — на плоскостные, объемно-плоскостные и объемно- пространственные.
Таким образом, мы подошли к тому моменту, когда необходимо рассмотреть комбинированное сочетание разных материалов и технологий на примере инкрустации соломкой и росписи.
ВАРИАНТЫ ИНКРУСТАЦИИ С РОСПИСЬЮ
Из многих искусствоведческих источников мы знаем, что инкрустация соломкой и гуа-шевая роспись получили свое возрождение во второй половине XX столетия. Мы являемся свидетелями того, что эти виды стали традиционными и без них мы не можем представить наши ремесла и промыслы.
Бурный всплеск по возрождению традиционных ремесел на Беларуси породил и совершенно новое явление. Появляются новые виды ремесла, обусловленные новыми материалами, новыми технологиями, новыми взглядами и подходами мастеров даже к традиционному ремеслу. К этому же явлению следует отнести и первые эксперименты 1970-х годов по соединению инкрустации соломкойс росписью. Это явление нашло своих сторонников и продолжателей. Зрители и покупатели с большой заинтересованностью отнеслись к новым экспериментам и полученным результатам. Такая заинтересованность обусловила подготовку специалистов в профессионально-технических училищах
Беларуси для местной промышленности по выпуску сувениров, утилитарно-декоративных и декоративно-художественных изделий. Несомненно, новое явление всегда развивается неровно, оно имеет свои взлеты, терпит неудачи, спотыкается, но движется вперед. И первым камнем преткновения является роспись, ее мотивы и сюжеты в сочетании с соломкой. Несомненно, что традиционными образцами могут служить расписные народные «дываны», «куфры» с природными мотивами и сюжетами. Но использование только сюжетов и мотивов традиционных росписей ограничило бы движение вперед. И потому мы видим росписи: пейзажи, архитектуру, натюрморты в сочетании с соломкой. Вполне возможно, что роспись белорусских изразцов, культовых предметов храмов и др. может лечь в основу новых поисков и композиций в росписи. Но одно ясно, что этот вид ремесла интенсивно развивается и он войдет в сокровищницу белорусских ремесел. Это однозначное мнение автора.
Поэтому целесообразно познакомиться с данным видом ремесла и выполнить практическую работу, которая даст толчок для первого осмысления, а может быть и для дальнейшего увлечения комбинированным декором.
Рассматривая композиции из сочетания двух материалов, можно определить их примерные вариации:
- соломка преобладает над росписью, а роспись играет дополнительную (второстепенную) роль;
- роспись преобладает, а соломка является дополнением к главному акценту композиции;
- соломка и роспись играют равнозначные роли в композиции.
Наряду с разнообразием в решении композиций возможны разные технологические варианты как по материалам, так и по способам выполнения. Все зависит от требований, предъявляемых к изделию, от технических и технологических условий, от возможностей исполнителей.
Несомненно, дома ремесел, фабрики художественных изделий и сувениров имеют другие цели и задачи, чем учебные мастерские или мастера-надомники. Поэтому и технологии у них более современные, где практикуется конвейерное пооперационное изготовление изделий.
Процесс наклейки соломки осуществляется лаками или синтетическими клеями, а роспись выполняется как по чистой, так и по загрунтованной древесине.
Некоторые способы и приемы неприемлемы в учебных заведениях и домашних условиях из-за отсутствия необходимого оборудования для обеспечения санитарных, противопожарных и других норм безопасности труда.
Мы рассмотрим наиболее простые способы инкрустации в сочетании с росписью на жесткой основе.
Первый способ. Инкрустация соломкой и роспись гуашевыми красками по клеевому грунту на жесткой основе.
Рассмотрим вариант декора, когда на жесткую основу из ДВП, ДСП, фанеры, древесины наносится клеевой подкрашенный грунт: столярный клей, вода, анилиновый краситель, глицерин, жидкое мыло или шампунь. Рецепт смотрите для инкрустации соломкой.
Сваренный грунт наносится на заготовку, просушивается, наносится второй слой, после вторичной просушки через цветную копировальную бумагу переснимается эскиз композиции. Все готово для выполнения инкрустации и росписи. Перед исполнителем встает вопрос, с чего начать — с инкрустации или с росписи? В технологическом плане это не имеет принципиального значения, все зависит от композиции, т.е. от главных композиционных элементов (доминант), следовательно, и начинать необходимо с них. Если это соломка, то делается набор крупных элементов инкрустации, затем мелких, и только после этого гуашевыми красками с добавлением клея ПВА делается роспись. После полного высыхания краски инкрустированная и расписанная поверхность покрывается светлым нитроцеллю-лозным лаком в 2—3 слоя. Для большей долговечности инкрустации и росписи необходимо поверх нитроцеллюлозной пленки сделать одноразовое покрытие масляно-смоляным лаком.
Второй способ. Инкрустация и роспись гуашью по тонированной жесткой основе.
Второй способ несколько отличается от первого. Подготовленную деревянную основу покрывают 10% раствором клея (ПВА, столярный, крахмальный, декстриновый), просушивают, зачищают наждачной бумагой поднявшийся ворс. Следующая операция — тонирование гуашью с добавлением клея ПВА. После просушки на заготовку переводится рисунок, а затем изготавливаются соломенные ленты. Клеем ПВА они смазываются и наклеиваются на основу согласно рисунку. По завершении набора соломенных элементов выполняется роспись. Первоначально краской выполняется заливка нижнего слоя крупных элементов росписи. После высыхания первого слоя поверх его делается заливка гуашью элементов второго слоя. И завершают роспись пропиской деталей как по ранее нанесенному слою краски, так и непосредственно по поверхности фона (древесины). Просушенную роспись покрывают светлым лаком марки НЦ. Мелкие элементы соломки можно при помощи лака приклеивать к лаковой основе, т.е. дорабатывать композицию. Завершив все доработки, необходимо выполнить 3—4-разовое лакирование с промежуточной сушкой 10—15 минут. Лаковая пленка должна сравнять соломенный набор и роспись на один уровень, т.е. «заподлицо». При необходимости ослабить лаковый блеск изделия блестящую поверхность натирают прозрачной восковой пастой (смесь разогретого скипидара и воска в пропорциях 2:1).
ОБЪЕМНО-ПЛОСКОСТНАЯ ИНКРУСТАЦИЯ С РОСПИСЬЮ
В предыдущем разделе вы познакомились и практически выполнили плоскостную композицию. Получив определенные знания и умения, вы можете совершенствовать их дальше в объемно-плоскостной композиции, сочетающей инкрустацию и роспись. Закономерности и принципы построения композиции такие же, как и плоскостной, разница будет заключаться в том, что все мотивы композиции или некоторые из них будут изображены объемно. Это относится как к соломке, так и к росписи. Варианты решения объемного изображения разнообразны. В инкрустации это возможно выполнить набором соломки разной светлоты, разнообразием наклона, цветового тона, подкраской соломки, обжигом и т.д. В декоративной росписи объем решается посредством светотеневого изображения мотивов. Это можно передать плавным переходом красок от света к тени, т.е. изображением, близким к натуре. Другой вариант росписи отличается большей условностью, т.е. декоративностью, где изображение стилизовано не только по рисунку, но и по приемам цветового решения мотива. Это может быть линейно-графический рисунок, силуэтно-цветовое пятно или сочетание того и другого. Наиболее распространенный прием современной белорусской росписи заключается в плоскостном нанесении красочного слоя от темного к светлому или от светлого к темному, что и создает эффект объема.
По цветовой насыщенности росписи бывают от чисто локальных (чистых, ярких) до сдержанных пастельных (разбавленных).
Приступая к разработке композиции, включающей инкрустацию соломкой и роспись, необходимо достичь гармоничного сочетания разных материалов в одном изделии.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РОСПИСИ:
—набор гуашевых красок;
—баночки для приготовления растворов красок;
—кисти колонковые или беличьи № 1—6;
—клей ПВА;
—пластмассовая или стеклянная палитра (для смешивания красок);
—опорная рейка (для опоры руки при выполнении росписи);
—муштабель (приспособление для росписи прямых и параллельных линий);
—вазочка для кистей;
—баночка или стакан для воды;
—лакНЦ;
—щетинная кисть или пульверизатор.
РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА
И ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Любая практически работа начинается с определения объекта труда (задуманного изделия). После чего определяются тема, сюжет и мотивы будущего декора. Определив тему, сюжет, конкретные мотивы, приступают к разработке эскиза в карандашном варианте. Притом, все элементы композиции желательно стилизовать в рисунке.
Следующий этап работы над композицией - создание цветового эскиза. Здесь особое внимание необходимо уделить подбору цветовых сочетаний росписи с золотистой соломкой. Наиболее гармоничны к соломке теплые тона, но присутствие в росписи холодных оттенков усиливает звучание красок.
Очередным этапом практической работы будет изготовление необходимого предмета для дальнейшей отделки. Такими изделиями (предметами) могут быть декоративные панно, шкатулки, разделочные доски, точеные изделия, игрушки, пасхальные яйца и др. (рис. 74- 78). Предметы для отделки могут быть из чистой древесины, тонированные или покрытые клеящим грунтом. Все зависит от замысла автора в создании художественного образа. Перед тонировкой изделия из фанеры и древесины (доски) шлифуются наждачной шкуркой вдоль слоя для снятия ворса. Но даже на отшлифованной поверхности остается ворс, который в процессе росписи и лакирования приподнимается и ухудшает внешний вид изделия. Чтобы избавиться от него, надо слегка увлажнить поверхность древесины 10—15% раствором столярного или другого клея и дать просохнуть. При высыхании ворс поднимется и затвердеет от клея, тогда его надо убрать мелкозернистой шкуркой. После такой обработки можно начинать роспись по древесине - краска растекаться не будет.
Подготовленный рисунок переснимается на заготовку посредством копировальной бумаги, на светлый фон через темную, а на темный - через светлую копировальную бумагу.
Инкрустацию можно выполнять несколькими способами:
- когда заготовка покрыта клеевым грунтом, соломка наклеивается непосредственно в грунт (известный нам способ);
- когда заготовка не затонирована или имеет тонировку, тогда соломка наклеивается при помощи клея, нанесенного непосредственно на соломку;
- заготовка покрывается лаком марки НЦ в 1-2 слоя, просушивается, наносится рисунок, после чего соломенные детали композиции смазываются тем же лаком и приклеиваются на заготовку к лаковой пленке. Другой вариант наклейки соломки на лаковую поверхность заключается в следующем: необходимый участок лаковой поверхности на заготовке смачивается растворителем для лаков НЦ, после чего на это место прикладывается соломка и плотно прижимается к основе до полного приклеивания. Следует помнить, что для лакового способа набора соломки необходима хорошая вентиляция помещения.
После выполнения инкрустации необходимо подготовить краски для росписи. Для этого надо развести водой гуашевые белила в отдельных баночках до густоты жидкой сметаны и добавить цветной гуаши, чтобы получить необходимые для росписи оттенки. Не забудьте в разведенную краску добавить немного клея ПВА.
До начала росписи необходимо подготовить стакан с водой, кисти беличьи или колонковые № 1—6, палитру из пластика, стекла или белую плоскую тарелку для смешивания красок. И еще такие приспособления, как опорная рейка и муштабель. Опорная рейка — это приспособление, на которое во время росписи можно опереться кистью руки. Муштабель — это круглая или квадратная палочка с шариком на конце. Он применяется вместо линейки для проведения кистью параллельных линий, построения сеток и т.д.
Роспись начинается с заливки краской элементов, имеющих преобладающий цвет в композиции, последовательно переходя к другим элементам. По просохшему слою краски выполняют прописку другими цветами. Детальная проработка в виде штриховки, бликовки и контурной проработки выполняется в последнюю очередь.
Первые шаги в освоении простых приемов росписи по дереву чрезвычайно важны для учащихся. Конечно, не все сразу получится, однако терпение и трудолюбие все преодолеют.
В процессе работы надо уметь правильно держать кисть. Ее надо держать кончиками трех пальцев, что позволит вращать кисть во время выполнения разных элементов. По ходу росписи можно опираться мизинцем в изделие или кисть руки класть на опорную рейку.
Ширина линии в росписи зависит от нажима кистью и угла наклона ее к изделию. Чтобы получить тонкую линию, кисть надо держать перпендикулярно к расписываемой поверхности.
Если надо написать дугообразный завиток, то кисть при движении немного вращают вокруг собственной оси в сторону изгиба.
При росписи все мазки должны выполняться сразу, с одного приложения кисти к поверхности заготовки.
Завершающим этапом росписи является нанесение бликов, капелек, волосков. Капельки можно выполнять деревянными палочками, штампиками разных размеров, изготовленными из черенков кисточек.
Просушенную роспись с инкрустацией закрепляют 2—5-слойным лаковым покрытием (жидкий раствор лака).
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
• Помните, что в основе кистевой росписи лежит свободный, пластичный рисунок (от движения кисти влево, вправо, по кругу и т.д.).
• Не увлекайтесь многоцветием и пестротой в росписи. Для первой работы определите не более двух красок и белил, при помощи которых делаете цветовые градации оттенков.
• Комбинированные композиции по инкрустации и росписи могут состоять из плоских, объемных и смешанных изображений.
• Для передачи объема мотивов из соломки предпочтительнее делать обжиг, нежели ее подкрашивать.
• Подготавливая растворы гуашевых красок для росписи, добавляйте в них по несколько капель клея П ВА, что придаст им большую эластичность, прочность и дольше сохранит от растрескивания красочный слой.
• Для придания инкрустации и росписи большей долговечности необходимо поверх покрытия нитролаком нанести один слой масляного лака и просушить до полного высыхания.
• Предложенные примерные варианты эскизов разных изделий послужат основой для авторских разработок.
Практическая работа
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|