Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение категории трудности протяженного препятствия





 

Протяженные препятствия (ПП) являются основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной (многокилометровой, от 5 до 80 км) протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление. Однако это не означает, что вся протяженность маршрута состоит только из протяженных препятствий и что только они (ПП) определяют категорию сложности велосипедного маршрута.

Протяженные препятствия в равнинной местности - это непрерывные участки маршрута, сложные для езды на велосипеде, имеющие относительно стабильный набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков, а именно: дорожное покрытие, пересеченность местности, абсолютная высота. Относительно стабильным набор этих показателей можно считать в том случае, когда хотя бы один из трёх показателей остаётся неизменными на протяжении всего препятствия. При расчёте категории трудности равнинного препятствия используется средневзвешенное значение того показателя, который был изменчив.



Протяженные препятствия в горной местностиэто непрерывные участки маршрута, характеризующиеся постоянным общим набором высоты. ПП в горной местности. По характеру движения они подразделяются на:

1. Подъем по ущелью - характеризуется относительно равномерным и небольшим по крутизне набором высоты и заканчивается резким изменением условий движения (окончанием дороги, пригодной для движения на велосипеде, началом перевального взлета, выходом в цирк и т.п.).

2. Перевальный взлет (подъем на перевал или горное плато) - характеризуется относительно быстрым и резким набором высоты. Начало определяется резким изменением условий движения (подъема) - уход от реки при подъёме по ущелью, значительное возрастание крутизны подъема, а окончание определяется выходом на точку перегиба рельефа (перевал, вершину, плато).

3. Перевал. Допускается объединение подъема по ущелью и перевального взлета в одно протяженное препятствие - перевал, - если второй является логическим продолжением первого. Все показатели, применяемые при расчете категории трудности, в этом случае рассчитываются как средневзвешенные значения для всей протяженности объединенного ПП.



 

Примечания.

а) Участки маршрута по горным плато и нагорьям рассчитываются как ПП в равнинной местности (формулы 4 и 5расчёта КТ см. ниже).

б) Спуск с перевала или связка перевалов могут быть рассчитаны как равнинные ПП. (Для спуска с перевала – Кв определяется по среднему значению показателя абсолютной высоты на всём ПП).

в) Участки маршрута, прохождение которых на велосипеде не является ни логичным, ни безопасным способом передвижения, не могут быть отнесены к велосипедным препятствиям. Подобные участки (узкие тропы по крутым склонам, осыпи, ледники, труднопроходимое бездорожье, осложнённое множеством локальных препятствий) в велопоходе заведомо преодолеваются пешком и должны учитываться либо как ЛП, для увеличения километража эквивалентного пробега, либо как участки другого вида туризма (пешего, горного) включённые в комбинированный маршрут.

 

Руководитель группы сам классифицирует – в какой местности расположено то или иное ПП – в горной, или на сильнопересечённой равнине, и соответственно этому определяет Категорию Трудности данного ПП.

 

Чтобы количественно оценить набор препятствий, отвечающих требуемой сложности маршрута, используется понятие категории трудности (КТ) Протяжённого Препятствия. При определении КТ ПП велосипедного маршрута используется Таблица 3.


Балльная оценка препятствий по категориям трудности Таблица 3.

Категория трудности I II III IV V VI
Количество баллов*   1,1 – 1,4 1,5 – 2,3 2,4 – 3,7 3,8 – 5,6 5,7 – 7,9 8,0 – 10,0

 



Для стимулирования включения в сложные веломаршруты разнообразных протяженных препятствий, требующих смены тактики и владения всем арсеналом технических приемов велотуризма, количество баллов, принимаемое в расчет для каждого отдельного препятствия, не может превышать десяти, что соответствует высшему значению для ПП 6-й категории трудности.

 

*) Количество баллов в Таблице 3 рассчитывается по формулам:

 

для равнинных участков: КТ = Кпк*Кпр*Кпер*Кв *СГ(4)

 

для горных участков: КТ = Кнв*Кв*Кпк*Ккр*СГ (5)

где КТ- количество баллов для определения категории трудности ПП

Кпк - коэффициент дорожного покрытия определяется по Таблице 4

Кпер –коэффициент пересеченности местности определяется по Таблице 5

Кнв- коэффициент набора высоты определяется по Таблице 6

Кв- коэффицент абсолютной высоты определяется по Таблице 7

Ккр -коэффициент крутизны определяется по Таблице 8

Кпр - коэффициент протяженности препятствия рассчитывается по формуле (5)

СГ - сезонно-географический показатель (коэффициент) определяется по Таблице 10.

Кпр = 1 + Lпп/100 (5)

где: Lпп - протяженность ПП в километрах;

Для любого протяжённого препятствия существует ограничение 5 км< Lпп < 80 км;

Значение коэффициента дорожного покрытия (Кпк)

для различных типов дорог и тропТаблица 4.

Тип дороги (тропы) и покрытия * Кпк
Асфальт 0,8
Профилированная гравийная (гравий до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер), непрофилированная грунтовая дорога (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива, крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше), песчаная (заснеженная) дорога (рыхлый песок (снег) со средней глубиной до 3 см) 1,6
Используемая лесовозная, тракторная дорога, песчаная (снежная) дорога (рыхлый песок (снег) со средней глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые "надолбы" поверх полотна дороги. 2,0
Зимник летом, зарастающая кустарником, деревьями лесовозная или тракторная дорога; песчаная (заснеженная) дорога (рыхлый песок (снег) глубиной 5-10 см.); галечник, туристская, конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5

*) В отдельных случаях, когда при прохождении конкретного ПП имело место неблагоприятное сочетание "тип дороги + временный погодный фактор", что реально привело к значительному ухудшению дорожного покрытия, в расчётах КТ этого ПП возможно использовать значение Кпк, повышенного на 25%сверх нормы, предусмотренной в Таблице 4 для соответствующего типа дороги. Пример неблагоприятного сочетания "тип дороги+погодный фактор": обильные дожди для лесовозных дорог по глинистому грунту, оледенение по асфальту. Если в результате применения повышенного значения коэффицента Кпк увеличится КТ данного ПП, то МКК может зачесть это препятствие одной категорией выше, учитывая, что группа преодолела препятствие в особо неблагоприятных дорожных условиях.

 

Кпер - коэффициент пересеченности местности Таблица 5

Характер местности Частота подъемов на 10 км пути, не менее Кпер
Плоская равнина с перепадами высот не более 30 м - 0,8
Слабопересеченная местность с уклонами подъемов до 4% и перепадами высот от 30 до 50 м. 1,0
Среднепересеченная местность со средними уклонами подъемов 4-6 % и перепадами высот от 50 до 100 м 1,2
Сильнопересеченная местность с уклонами дорог более 6 % и перепадами высот от 100 до 200 м 1,4

 

Кнв - коэффициент набора высоты Таблица 6

Набор высоты Кнв
До 200 м 1,0
400м 1,1
600 м 1,2
800м 1,3
1000 м 1,4
1200 м 1,6
1400 м 1,8
1600 м 2,0
1800 м 2,2
2000 м 2,4
2400 м 2,8
2800 м 3,2
3200 м 3,6
3600 м 4,0

Кнв для промежуточных значений набора высоты определяется интерполяцией

Кв - коэффициент абсолютной высоты Таблица 7

Абсолютная высота, м Район похода
Заполярье Сибирь, Сев. Урал Прочие
До 500
1,2 1,1
1,4 1,2 1,1
1,6 1,3 1,2
- 1,4 1,3
- 1,6 1,4
- 1,8 1,5
- - 1,6
- - 1,8
- - 2,0
5000 и более - - 2,4

Кв для промежуточных значений набора высоты определяется интерполяцией.

Ккр - коэффициент крутизны определяется по среднему значению уклона КР на всем подъеме, т.е.

КР=(Вк - Вн)/Lп (в %)(6)

 

где: Вк и Вн, соответственно высота конца и начала ПП(подъема), м;

Lп - длина ПП (подъема), м

 

Соответствие среднего уклона КР коэффициенту крутизны Ккр Таблица 8

КР Ккр
4% и менее 1,0
6% 1,1
9% 1,3
12% 1,5
14% 1,8
15% и более 2,0

Ккр для промежуточных значений уклона определяется интерполяцией.

 

Для наглядности применения МКВМ и уменьшения количества расчётов рекомендуются к применению справочные таблицы 12 "Длины ПП при заданной КТ" для равнин, плато и нагорий.

 

Протяженные препятствия 6-й КТ в горной местности, помимо указанной в таблице 2 суммы баллов, должны дополнительно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 9.


Дополнительные требования для ПП 6КТ в горной местности Таблица 9

Показатель Район похода
Горные системы Европы Горные системы Центральной Азии, Африки и Америки Сибирь Заполярье
Абсолютная высота, не менее, м        
Набор высоты, не менее, м    
Крутизна подъема не менее, чем на 500 м из общего набора высоты, %

 

Сезонно-географический показатель (СГ) Таблица 10

Район Сезонность СГ
1. Равнины и низкогорья
Средняя часть России с 15 апреля по 15 октября
весна, осень 1,2
зима 1,3
Север европейской части России Западная Сибирь с 15 мая по 15 сентября
начало мая, конец сентября 1,1
апрель, октябрь 1,2
март, ноябрь 1,3
зима 1,4
Восточная Сибирь, Аляска, Север Канады (для районов с устойчивыми зимними температурами ниже -30 (*)) лето, начало сентября
май, конец сентября 1,2
апрель, октябрь 1,3
март, ноябрь 1,4
зима 1,5(1,6)*
Пустыни государств Центральной Азии, Африки и другие аналогичные им районы (для районов с устойчивыми летними температурами выше +40 (*)) лето 1,5(1,6)*
май, сентябрь 1,4
март-апрель, октябрь-ноябрь 1,3
зима 1,1
2. Горы
Среднегорье (1500 - 2500 м) ( территория стран СНГ) лето, сентябрь
май, октябрь 1,2
март, апрель 1,3
ноябрь, зима 1,4
Высокогорье (свыше 2500 м) (территория стран СНГ) (для Восточного Памира, Тибетского плато (*)) лето, сентябрь 1,1(1,2)*
май, октябрь 1,3
март, апрель 1,4
ноябрь, зима 1,5(1,6)*
Горы Заполярья, Восточной Сибири, Северный и Приполярный Урал, Аляска, Сев. Канады (для районов с устойчивыми зимними температурами ниже -30 (*)) лето, сентябрь 1,1
апрель, май 1,3
март, октябрь 1,4
ноябрь, зима 1,5(1,6)*

Примечание. Сезонно-географический показатель может повысить КТ ПП на одну категорию, а при СГ=1,5-1,6 некоторые ПП 4КТ до 6КТ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.