Направления 37.03.01 «Психология»
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
для студентов направлений 37.03.01 «Психология»
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
Тверь 2015
Пьянова Л. В.
Безопасность жизнедеятельности: Рабочая программа. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2015. – 96 с.
Одобрено кафедрой математики и общеестественных дисциплин, протокол № 1 от «01» сентября 2015.
Тверской филиал
Московского гуманитарно-экономического института, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по
дисциплине (модулю), соотнесенных
с планируемыми результатами освоения
образовательной программы.........................................4
|
|
|
Место дисциплины (модуля) в структуре
освоения образовательной программы.........................6
|
| 3.
| Объём дисциплины (модуля) в зачетных единицах с
указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу
обучающихся ..........................................................8
|
| 4.
| Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.................................................10
|
| 5.
| Перечень учебно- методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)............................................................................27
|
| 6.
| Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоенич дисциплины (модуля).............................................................................32
|
| 7.
| Перечень ресурсов информационно-телекумманикационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)...............................32
|
|
|
|
| 8. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины (модуля).......................................................33
9. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по
дисциплине (модулю) , включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем
(принеобходимости)..........................................................35
10. Описание материально-технической базы,
необходимой для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю)..............................37 .
11. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).........................................................................37
11.1 Перечень компетенций с указанием этапов их
формирования в процессе освоения образовательной
программы....................................................................38
|
|
|
|
|
| 11.2 Описание показателей и критериев оценивая компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.............................................50
|
|
| 11.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы...........................................51
|
| 11.4 Методические материалы, определяющие
процедуры оценивания знаний, умений, навыков и
(или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций............................................65
|
| 11.5 Показатели и критерии оценивания сформированности
компетенций на различных этапах их формирования,
шкалы и процедуры оценивания.....................................68
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от негативных последствий антропогенного и естественного происхождения, сохранения безопасности и здоровья в среде обитания.
Цель изучения дисциплины заключается в приобретение знаний и умений, необходимых
- для сохранения своей жизни и здоровья;
- для обеспечения безопасности человека в современных экономических и социальных условиях;
- в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях как в мирное, так и в военное время;
-для спасения людей, животных и материальных ценностей.
Основные задачи дисциплины
1. Изучение основ культуры безопасности, комплекса опасностей, действующих на человека и природу.
2. Формирование и соблюдение нормативных требований к источникам опасностей, действующих в окружающей среде.
Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека; управление безопасностью жизнедеятельности; основы физиологии труда и комфортные условия жизни; природные и техногенные опасности и защита от них; основы социальной, медицинской и пожарной безопасности; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий; основы безопасности
жизнедеятельности в городских условиях; основы личной безопасности от
преступлений террористического характера.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: вопросы возникновения учений о безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды, вопросы современного мира опасностей и проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, вопросы защиты человека и природы от различных видов опасностей. Также формируется способность защитить себя на основе создания определенного типа сознания, которое создает потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивирует деятельность, направленную на получение дополнительной информации, определение собственного выбора в сложившейся ситуации и участие в управлении риском на уровне общества.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: принципы, методы и средства обеспечения безопасности; культура безопасности человека; ноксология – наука об опасностях; возникновение и основы реализации опасностей; закон толерантности; поле опасностей; качественная квалификация (таксономия) опасностей; количественная оценка опасностей; показатели негативного влияния реализованных опасностей; естественно-техногенные, антропогенные опасности; виды взаимосвязей человека – оператора с технической системой; восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека; системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности; дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность; функции управления охраной труда; планирование работ по охране труда, виды планов по охране труда; оценка состояния охраны труда, показатели по охране труда; производственный травматизм; определение термина «несчастный случай» и «профессиональное заболевание»; несчастные
случаи, происшедшие на производстве; расследование несчастных
случаев; виды причин несчастного случая; нормативная правовая база РСЧС; задачи и структура РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; уровни РСЧС – федеральный, региональный, территориальный, местный, объектный; силы и средства РСЧС; силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций; режимы функционирования РСЧС; повседневный режим, режим повышенной готовности, чрезвычайный режим; органы управления гражданской обороной; средства коллективной и индивидуальной защиты; элементы рационального режима труда и отдыха; микроклимат; терморегуляция организма человека; гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели качества производственной среды; виды вентиляции, способы естественной вентиляции; понятие воздухообмена; нормирование искусственной освещенности помещений; стихийные бедствия геологического, метеорологического и гидрологического характера; правила поведения населения при проведении изоляционно-ограничительных мероприятий; вибрация; акустический шум; инфразвук; электромагнитные поля и излучения; лазерное излучение; электрический ток; механическое воздействие; действия населения в условиях техногенных аварий; аварии с выбросом химически опасных веществ и их последствия; пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия; транспортные аварии и их последствия; виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях; виды психического воздействия на человека и защита от них; основы информационной безопасности; медицинская характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи; правила и приемы наложения повязок на раны; основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности; организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей; меры пожарной
безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей;
автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожаров; первичные средства тушения пожаров, действия при возникновении пожара; аварии на радиационно опасных, химических, гидродинамических, пожаро- и взрывоопасных объектах; аварии на транспорте, на коммунально-энергетических сетях; наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами, природные пожары; биологические чрезвычайные ситуации; космические чрезвычайные ситуации: поражающие факторы ядерного; особенности поведения людей в зонах радиоактивного заражения; отравляющие вещества раздражающего действия; пути воздействия отравляющих веществ на организм человека, способы их обнаружения, защиты и оказания первой помощи пострадавшим; поведение людей в зонах химического заражения; средства защиты от бактериологического оружия и меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила поведения населения в очагах бактериологического заражения; современные средства поражения; основные способы защиты населения; назначение и сущность специальной обработки; частичная и полная специальная обработка; санитарная обработка людей, меры безопасности; основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств; загрязнение атмосферы, гидросферы, земель, энергетические загрязнения техносферы; сферы, в которых могут происходить ошибки по вине человека; виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем; влияние параметров микроклимата на самочувствие человека; производственная среда объектов экономики; зоны чрезвычайных ситуаций; терроризм и его виды; характерные признаки взрывчатых устройств; нападение на особо опасные объекты; меры антитеррористического характера на предприятиях; техническое обеспечение антитеррористических мер.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения
практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
2. Место дисциплины (модуля)в структуре ООП
По направлению подготовки 37. 03. 01 «Психология» дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО.
Трудоемкость данной дисциплины равна 2 зачетным единицам, что равно 72 часам.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении « Основы безопасности жизнедеятельности».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общепрофессиональной школе.
Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в гуманитарный, социальный и экономический цикл для создания основы системных представлений о теории и практике безопасности жизнедеятельности как о специфической сфере профессиональной деятельности, сформировавшейся в историческом процессе технического прогресса.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» базируется на самых различных отраслях знаний и научных выводах физики, химии, инженерных дисциплин, эргономикой, физиологией труда и профессиональной гигиеной. Кроме того, курс тесно связан с вопросами законодательства, системой стандартов безопасности труда и т. д. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», студенты, обучающие по направлениям подготовки 37. 03. 01 Психология должны:
знать основные понятия и инструменты безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;
уметь решать поставленные задачи для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, проводить их анализ и делать соответствующие выводы;
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определены требования к освоению основных образовательных программ бакалавриата: процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции (согласно ФГОС) ОК - 9:
Наименование компетенции
| Код компетенции
| Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
| ОК - 9
|
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных еди ницах с указанием количества академических и ли астрономически х часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (*по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего),
в том числе
| 36/1
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего),
в том числе
| 36/1
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
| 36/1
| 36/1
| Под контролем преподавателя
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего),
в том числе
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего),
в том числе
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Под контролем преподавателя
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость часы / зачетные единицы
| 72 / 2
| 72 / 2
|
4. Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
4.1 Тематический план
направления 37.03.01 «Психология»
очная форма обучения
№
| Наименование
темы
| Количество часов по учебному плану
| Количество аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная работа
| Формируемые компетенции
| лекции
| практические занятия
| Раздел I. Теоритические основы учения о безопасности
жизнедеятельности человека
|
| Тема 1. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека
|
|
|
|
|
|
ОК-9
| Раздел II.Управление безопасностью жизнедеятельности
|
| Тема 2.Законодательные и нормативные правовые основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
|
|
| ОК-9
|
| Тема 3.Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ( РСЧС) и гражданской обороны (ГО)
|
|
|
|
|
| ОК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел III. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
|
| Тема 4.Основы
физиологии труда и
комфортные условия
жизни
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Раздел IV.Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
|
| Тема 5.Природные и техногенные опасности и защита от них
|
|
|
|
|
| ОК-9
|
| Тема 6.Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности
|
|
|
| 4+2**
|
| ОК-9
| Раздел V.Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
|
| Тема 7.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий
|
|
|
| 2**
|
| ОК-9
| Раздел VI.Экстремальные ситуации криминального характера
|
| Тема 8. Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях
|
|
|
|
|
| ОК-9
|
| Тема 9. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера
|
|
|
| 2+2**
|
| ОК-9
|
| Зачёт
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
заочная форма обучения
Наименование раздела (темы)
| Всего
| Количество аудиторных
часов
| Самостоятельная работа студентов
| К
о
м
п
е
е
н
ц
и
я
| Всего
| Виды занятий
| Л
| ПЗ
| С
| Тема 1.
| Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека
|
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Тема 2.
| Управление безопасностью жизнедеятельности
|
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Тема 3
| Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
|
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Тема 4
| Природные и техногенные опасности и защита от них
|
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Тема 5.
| Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности
|
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Тема 6
| Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий
|
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Тема 7
| Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях
|
|
|
|
|
|
| ОК-9
| Тема 8
| Основы личной безопасности от преступлений террористического характера
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной отчетности (зачет)
| зачет
|
| Всего
| 72 10 4 6 62
|
|
Программа курса
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|