Распределение учебного времени на виды программного материала при трех часовых занятиях в неделю в 1-4 классах.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по физической культуре Москва «Просвещение» 2011, авторской программы «Физическая культура» 1-4 классы М. «Вентана-Граф», 2013., учебников «Физическая культура» 1-2 класс М. «Вентана-Граф», 2011; 3-4 класс М. «Вентана-Граф», 2012.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонне развитой личности, способной актинно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации труд о ной деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
Генеральная цель физкультурного образования — ориентация на формирование личности школьников средствами и методами физической культуры, на овладение универсальными жизненно важными двигательными действиями, па познание окружающего мира.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать)’ школьников устойчивые мотивы и потребнос ти в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целое! ном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения материала учебного предмета «Физическая культура» обеспечивается формирование целостного представления о единс тве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Общая цель обучения предмету' «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвипающей направленно-
пью. Курс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомлен не учащихся с ос ионными положениями пауки о физической культуре.
Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи:
■ сформирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
■ формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях:
■ расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
■ формирование навыков и умений в выполнении (физических упражнений различной педагогической направленности. связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения. правильной осанкой и культурой движения;
■ расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей:
■ сформирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий «физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Сформулированные цели и задачи базируются па требованиях к освоению содержания образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и отражают основные направления педагогического процесса формирования физической культуры личности в ходе теоретической, практической и физической подготовки учащихся.
Для достижения планируемых результатов и реализации поставленных целей решаются следующие практические задачи.
Формирование:
■ интереса учащихся к занятиям физической культурой, осознания красоты и эстетической ценности физической культуры, гордости и уважения к системам национальной физической культуры;
■ умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой: составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями небольшого объёма.
Воспитание:
■ позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой;
■ потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры.
Обучение:
■ первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры.
Общая характеристика программы
Программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура», разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и входит в состав комплекта учебной литературы, включающего учебники для учащихся 1-2 и 3—4 классов. Комплект подготовлен научным коллективом МВФ РАО и ИСМО РАО. Программа рассчитана па четыре года обучения.
Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи образования — сформирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств: на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру. В соответствии с программой образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе должен быть ориентирован:
■ на развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
■ на обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта;
■ на освоение знаний о физической культуре;
■ на обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
■ личностно ориентированные принципы — двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
■ культурно ориентированные принципы — целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности овладения основами физической культуры;
■ деятельностно ориентированные принципы — двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника;
■ принцип достаточности и сообразности, определяющий распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
■ принцип вариативности, лежащий в основе планирования учебного материала в соответствии с особенностями физического развития, медицинских показаний, возрастно-половыми особенностями учащихся, интересами учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал. спортивные пришкольные площадки, стадион. бассейн), региональными климатическими условиями и типом, видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).
Программа ориентирована на создание у школьников основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Принципиальное значение придаётся обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе самостоятельного использования учащимися приобретённых знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Содержание программы составлено с учётом того, что в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение обязательного учебного предмета отводится 2 ч в неделю и 1 ч дополнительного времени по интересам и по индивидуальному плану (состоянию здоровья).
Место курса в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта З ч в неделю: в 1 классе —99ч, во 2 классе — 102ч, в 3 классе — 102ч, в 4 классе — 102ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания» Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения.
Авторская программа соответствует примерной программе по физической культуре. В рабочую программу по сравнению с авторской внесены следующие изменения:
В 1 классе на изучение теории отводится 12 ч., т.к. считаем нецелесообразно проводить целый теоретический урок (теоретический курс проводится в процессе уроков), часы распределены в тему « Подвижные игры с этнокультурным компонентом».
Во 2 и 3 классах увеличились часы по легкой атлетике(+4), лыжной подготовке(+6 ), подвижным играм с этнокультурным компонентом (+7, +6 ), потому что предпочтение отдано национальным играм, упражнениям, имеющим прикладное значение, прежде всего из зимних видов спорта (лыжная подготовка), за счёт теоретического курса (-12) и гимнастики (-5), т.к. недостаточно условий для проведения этой темы.
В 4 классе на теоретический курс отведено 13ч., на плавание* 14ч., т.к в школе нет условий для проведения этой темы (*см. стр.45 «Физическая культура»: 1-4 классы / Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров – М: Вентана- Граф, 2013.),а теоретический курс проводится в процессе уроков,часы распределены на темы: подвижные игры с этнокультурным компонентом(+10), легкую атлетику(+9), лыжную подготовку(+8).
Распределение учебного времени на виды программного материала при трех часовых занятиях в неделю в 1-4 классах.
№
п/п
| Разделы программы
| Количество часов
| Классы
|
|
|
|
| 1.
| Знания о физической культуре
| в процессе уроков
| 2.
| Организация здорового образа жизни
| в процессе уроков
| 3.
| Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью
| в процессе уроков
| 4.
| Физкультурно-оздоровительная деятельность
| в процессе уроков
| 5.
| Спортивно-оздоровительная деятельность:
| | | | | | · подвижные игры
|
|
|
|
| | · подвижные и спортивные игры
|
|
|
|
| | · подвижные игры с этнокультурным компонентом
|
|
|
|
| | · легкая атлетика
|
|
|
|
| | · гимнастика с основами акробатики
|
|
|
|
| | · лыжная подготовка
|
|
|
|
| | · общеразвивающие упражнения
| в содержании соответствующих разделов
| | | Учебные недели
|
|
|
|
| | Всего часов
|
|
|
|
| | | | | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|