Обязанности участников практики
Перед выходом на практику студенты должны:
− Ознакомиться с программой практики и содержанием предстоящих работ.
− Подобрать и изучить рекомендуемую научную и справочную литературу.
− Программу практики.
Во время прохождений практики студент обязан:
− Выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.
− Подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка, иметь образцовую дисциплину.
− Выполнять административные, производственные и научно-технические указания руководителей практики, обеспечивать высокое качество выполняемых работ.
− Производить необходимые исследования, опыты, наблюдения, изучать нормативную документацию и собирать материал для научно-исследовательской работы.
− Принимать активное участие в работе учреждения, общественной жизни коллектива, вносить свои предложения по совершенствованию социальной работы.
− Систематически вести дневник практики и своевременно составить отчет о прохождении практики.
− Староста группы студентов-практикантов должен вести учет посещаемости студентами учреждения, оповещать их о групповых консультациях выполнять поручения руководителей практики.
В результате любого вида практики студенты получают знания и умения по следующим основным направлениям:
− Административно-организационная структура территориальных комитетов и управлений социальной защиты населения, социальных учреждений (ведомственная подчиненность, форма собственности; направление деятельности, наличие отделов, подразделений и их характеристика; схема управления, распределения задач, коммуникации);
− краткая история создания организации и перспективы ее развития;
− нормативно-правовое обеспечение функционирования социального учреждения;
− финансирование социального учреждения (источники и порядок, ограничения);
− организация системы социального обеспечения населения (пенсионеры, инвалиды, семьи и дети);
− основные задачи и функции, решаемые организацией; формы и методы, виды действий и мероприятий социальных учреждений;
− кадры учреждений социальной защиты (штатное расписание, численность, уровень образования, опыт работы в социальной сфере, права и обязанности, оценка кадровой ситуации, система оплаты труда, текучесть кадров, перспективы увеличения или сокращения штатов);
− контингент (клиентура) с которым работает организация, его краткая характеристика;
− организация системы социальных услуг населению (уход на дому, реабилитация, правовые услуги, патронаж, бытовая помощь и т.д.);
− основные перспективные направления работы организации (наличие плана работы, целевых программ, проектов развития и т.д.);
− организация системы социального контроля (надзор, профилактические мероприятия);
− организация труда в подразделении, оценку результатов работы социальных работников, ведение документации, организацию приема клиентов;
− личное участие в проводимых мероприятиях и конкретной повседневной социальной работе.
Руководство практикой осуществляется с двух сторон: со стороны академии руководителем практики - преподавателем кафедры педагогики и социального образования; со стороны учреждения: руководителями управлений и комитетов социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания населения.
Руководитель практики от кафедры:
− разъясняет студентам цели и задачи при прохождении практики;
− проводит организационное собрание для разъяснения целей и содержания практики, порядка ее прохождения, а также выдачи методических материалов и задания;
− осуществляет контроль за условиями прохождения практики;
− контролирует сроки прохождения практики, ведение дневника;
− осуществляет методическое руководство;
− проверяет отчет по практике, допускает его к защите, участвует в работе комиссии по принятию отчета.
Руководитель практики от организации:
− организует прохождение практики студентом в соответствие с программой;
− организует проведение экскурсий по социальной службе, ее подразделениям;
− проводит консультации со студентами по программе практики;
− организует доступ студентов к информации, необходимой для написания отчета по практике;
− знакомит студента с законодательными и нормативными документами по направлению деятельности социальной службы;
− организует проведение инструктажа по технике безопасности, знакомство с правилами внутреннего распорядка;
− оценивает работу студентов во время практики и дает характеристику-отзыв о проделанной работе.
По окончании практики студент должен сдать на кафедру:
− Дневник;
− Отчет о практике.
Инструктивные указания к ведению дневника:
- в дневнике должна получить свое отражение вся работа студента-практиканта в базовом учреждении, где проходит практику;
- дневник должен заполняться ежедневно;
- студент-практикант обязан иметь дневник всегда при себе во время практики в образовательном или другом учреждении.
Основываясь на документах и сведениях, полученных при прохождении экскурсии в социальном учреждении, по итогам прохождения ознакомительной практики студент должен дать анализ учреждения и организации практики по следующим пунктам:
− Официальное юридическое название организации, форма собственности, источники финансирования.
− Основные задачи, решаемые организацией.
− Краткая история создания организации и ее перспективы.
− Основные структурные подразделения организации.
− Контингент (клиентура) обслуживаемого населения, с которыми работает организация, его краткая характеристика.
− Функциональные обязанности социального работника (социального педагога), анализ оказываемых услуг клиентам.
− Ознакомление с основными видами социального инструментария (методы, технологии социальной помощи), используемого социальными учреждениями в своей деятельности.
− Основные перспективные направления работы организации (наличие перспективного плана, программ, проектов и т.д.).
− Особенности приобретенного опыта профессионального общения и взаимодействия с клиентом и работниками учреждений системы социальной защиты населения.
По окончании практики студент пишет заключение, которое подписывается руководителем практики от учреждения. Руководитель практики от учреждения пишет характеристику-отзыв на студента-практиканта.
Дифференцированный зачет по практике по 100-балльной системе выставляется руководителем практики от кафедры.
1-я страница дневника ознакомительной практики оформляется следующим образом:
Титульный лист
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»
социально-психологический факультет
Кафедра педагогики и социального образования
Отчет по ознакомительной практике
студента-практиканта ___________________________________
____ курса (____ группы ОФО СПФ)
Направление «Социальная работа»
Практика проводится в (название организации или учреждения) г. Тобольска
с ______________________по __________________________года
Руководители практики:___________________________________________
___________________________________________
Директор учреждения_____________________________________________
Ведущий специалист______________________________________________
Адрес учреждения________________________________________________
_______________________________телефон__________________________
Тобольск
| Примерная схема отчета студента-практиканта
Отчет составляется студентом-практикантом в соответствие с указаниями руководителя практики. В отчете освещаются следующие вопросы: общие сведения о базе практики: степень выполнения программы практики; сообщение о содержании и выполнении общей части практики; методы проведения работ; заключение, включая предложения и рекомендации. Отчет иллюстрируется схемами, таблицами, чертежами, рисунками, оформляется на формате А4 и подшивается в папку. Для оформления отчета студенту выделяется неделя со дня окончания практики. По окончании практики студент защищает отчет на итоговой конференции. При оценке практики принимается во внимание:
− полнота и качество выполненного отчета;
− отзыв руководителей практики от учреждения;
− инициативность студента на практике;
− своевременность сдачи отчета по практике;
− знание студентом теоретического материала и умение применять их в практической деятельности;
− защита отчета;
− активное участие в итоговой конференции.
Аттестация по практике производится с выставлением оценки по 100-балльной системе. Аттестация без предоставления дневника и отчета о практике не производится. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета не переводится на следующий курс и не допускается к государственной аттестации. В отдельных случаях при наличии уважительных причин студент направляется на практику повторно в период каникул, либо сроки практики могут быть продлены, при условии обязательного посещения учебных занятий.
Вопросы для обсуждения на итоговой конференции
1. В чем особенности развития и функционирования современных социальных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других государственных и общественных учреждений, служб и организаций, помогающих населению?
2. Существуют ли в этих учреждениях реальные условия для решения проблем клиента и его развития?
3. Какие актуальные проблемы стоят сегодня перед социальной службой? Каков механизм их решения в современных условиях?
4. В чем Вы видите отличие государственных, общественных и частных социальных служб, занимающихся проблемами клиента?
5. Охарактеризуйте потребность в профессии специалиста / социального работника, ее место и значение для современного российского общества.
6. Обоснуйте роль знаний и нравственно-гуманистической подготовки социального работника для эффективной профессиональной деятельности?
7. Обоснуйте нормы делового этикета социального работника.
8. Охарактеризуйте особенности состояния здоровья, психологические и нравственные качества и способности человека, необходимые для данной профессии.
9. Определите перспективы профессии социального работника.
10. Оправдались ли ожидания, которые Вы связывали с практикой?
11. Какое задание было для Вас самым трудным (легким), интересным (неинтересным)?
12. Чего Вы ожидаете от следующей практики? Какие пожелания можете высказать по поводу теоретической подготовки к практике, ее организации?
Структура и содержание ознакомительной практики
Ознакомительная практика проводится на базе учреждений социальной сферы, различной ведомственной подчиненности. Осуществляющих социальную поддержку всех нуждающихся граждан и оказывающих социальные услуги всему населению. Длительность ознакомительной практики 2,5 недели.
Задание
| Виды деятельности
| Формы отчетности
| Подготовительный этап
| Знакомство с программой практики, с групповыми руководителями, распределение по объектам.
| Участие в работе установочной конференции.
| Оформить в дневнике:
· цель
· задачи
· содержание практики.
| Рабочий этап
| 1. Составить индивидуальный план работы.
| Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий.
| Привести в дневнике план работы.
| 2. Получить представление о проблемах населения в регионе и городе, возможностях и способах их решения, месте и роли системы социальной работы в обществе.
| Беседа с администрацией и специалистами Управления социальной защиты населения.
| Зафиксировать полученную информацию в дневнике.
| 3. Составить целостное представление о системе социальной работы в регионе и городе, ее возможностях в удовлетворении потребностей населения в целом и отдельных его категорий в услугах.
|
Индивидуальное задание
| Зафиксировать полученную информацию в дневнике.
| 4. Ознакомиться с основными типами учреждений системы социальной работы.
| Индивидуальное задание.
| Реферативная работа, выполняемая по материалам одного из учреждений и соответствующей специальной литературе.
| 5. По заданию специалистов учреждения выполнить работы, необходимые для деятельности учреждения.
| Индивидуальное задание
| Вид деятельности и результаты работы зафиксировать в дневнике практики.
| 6. Познакомиться со структурой основными направлениями деятельности, целями и задачами, функциями, кадровым составом, делопроизводством Центра социального обслуживания населения.
| Беседа с администрацией и специалистами Центра социального обслуживания населения.
| Полученные сведения зафиксировать в дневнике практики.
| 7. Познакомиться с Уставом учреждения, квалифицированными требованиями, предъявляемым специалистам по социальной работе, этическим кодексом, нормативной базой.
| · Беседа с администрацией и специалистами учреждения;
· Наблюдение за процессом взаимодействия специалистов и клиентов.
| Зафиксировать в дневнике:
· перечень профессиональных обязанностей;
· основные положения Устава;
· профессионально-этические особенности взаимодействия.
| 8. Познакомиться с:
1) организацией работы отделений:
· срочной социальной помощи;
· социального обслуживания на дому;
· временного содержания;
· дневного пребывания и другими, действующими в Центре социального обслуживания;
2) категориями клиентов, являющимися основными потребителями услуг данного учреждения и конкретных отделений и отделов.
|
Взаимодействие со специалистами отделений и отделов:
· беседа;
· наблюдение за процессом работы;
· выполнение поручений, заданий.
|
Привести в дневнике основные правила этикета социального работника.
| 9. Изучить особенности профессионального этикета.
| В процессе наблюдения за работой специалистов выявить:
· особенности поведения при взаимодействии с клиентами и коллегами;
· особенности профессиональной речи;
· особенности внешнего вида;
· особенности интерьера рабочего места.
| Составить памятку (буклет) по культуре внешности, этикетным нормам с коллегами и клиентами.
| Итоговый этап
| 1. Обобщить полученные на практике результаты.
2. Подготовить к итоговой конференции вопросы, пожелания, а также выступление по результатам выполнения индивидуального задания.
| Итоговая конференция, круглый стол.
| Написать отчет по практике по установленной форме.
Оформление дневника практики.
Реферативная работа.
|
Литература
1. Основы социальной работы: учебник /Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 2002. – 368 с.
2. Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 156 с.
3. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учебн. пособие для студентов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 192 с.
4. Теория социальной работы: учебник /Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.
5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.
6. Технология социальной работы: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с..
7. Фирсов М.В., Студенова Е.Т. Теория социальной работы: учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
Автор-разработчик:
Доронина Надежда Анатольевна
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|