Базы ознакомительной практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»
Социально-психологический факультет
Кафедра педагогики и социального образования
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
Клюсова В.В.
«___» __________ 2012 г.
ПРОГРАММА
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки
Социальная работа»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр социальной работы
Форма обучения
Очная
Тобольск
Доронина Н.А. Методические рекомендации по ознакомительной практике. – Тобольск, 2012. – 31 с.
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов социально-психологического факультета, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».
В данных методических рекомендациях студентам предлагается содержание учебной практики с заданиями.
Рецензент: д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» О.А. Иванова
© Доронина Надежда Анатольевна, 2012
© ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2012
Пояснительная записка
Систематизация практики предпринимается с 1 курса обучения студентов. Ознакомительная практика способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального и вертикального уровней. Основным содержанием ознакомительной практики является повышение информационной компетентности студента, формирование начальных знаний о социальных проблемах и путях их решения, обучение элементам общения, наблюдения и действия в оказании помощи и поддержки клиентам, а также сотрудникам социальных служб.
Цель ознакомительной практики
Целью ознакомительной практики является общее практическое знакомство с различными социальными службами, органов и центров социальной защиты населения различных видов и ведомственной подчиненности, направлениями их деятельности, содержанием их деятельности, а также с обязанностями, правами и ответственностью специалистов по социальной работе различных уровней и профилей.
Задачи ознакомительной практики
− Ознакомление с основными типами учреждений системы социальной защиты населения: осуществить наблюдение за их деятельностью, проанализировать соответствие деятельности целям и задачам, функциям, структуре.
− Знакомство с функциями социальных работников, изучить состояние кадрового потенциала, делопроизводства, клиентов, являющихся основными потребителями услуг данного учреждения или организации.
− Профессиональное самоопределение студентов (профориентация) перед прохождением учебно-производственной и преддипломной практик.
− Формирование мировоззрения специалиста социальной работы на уровне представлений о сущности социальных проблем, формах и методах их решения.
− Изучение целей и задач социальной учреждения.
− Повышение информационно-коммуникативного уровня студентов.
− Изучение отдельных клиентов социальной работы путем наблюдения, изучение документации, бесед с социальными работниками.
− Практическое участие в обслуживании населения, нуждающегося в помощи (нетрудоспособных, одиноких, пожилых, детей с ограниченными возможностями и других).
В некоторых случаях ознакомительная практика может сочетаться с волонтерской деятельностью студентов в социальных учреждениях и организациях.
Волонтерская деятельность представляет собой форму самостоятельной работы студентов под руководством специалистов социального учреждения для обретения практических навыков по оказанию различных видов социальной помощи различным категориям нуждающихся, начиная с низовых уровней социальной работы (младший медицинский персонал в приюте или доме-интернате; социальная помощь на дому; социально-медицинский патронаж; социально-бытовая помощь; психологическая помощь и т.д.).
Основная цель волонтерской практики – формирование у студентов эмпатических способностей, приобщение их к профессиональной деятельности через включение в «добровольческую деятельность на безвозмездной основе».
Волонтерская деятельность ставит перед собой следующие задачи:
− Оказание реальной социальной помощи различным уязвимым категориям населения (инвалиды, престарелые, одинокие люди, беженцы, девианты, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане группы риска и т.д.);
− Знакомство с особенностями и основными направлениями работы социальных учреждений, центров социального обслуживания;
− Освоение системы социальных услуг, правил их предоставления;
− Отработка навыков практической деятельности с различными категориями населения в различных социальных учреждениях;
− Знакомство с основными формами и методами оказания конкретных видов социальной помощи;
− Освоение практической организации самозанятости и самообеспечения клиентов.
Компетенции, формируемые в результате прохождения ознакомительной практики
Процесс прохождения практики направлен на формирование и развитиеобщепрофессиональных компетенций:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- Процесс прохождения практики направлен на формирование и развитиепрофессиональных компетенций:
Процесс прохождения практики направлен на формирование и развитиепрофессиональных компетенций:
- быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
- быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
- быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
- быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
- быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);
- быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);
- быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
- быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);
- быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);
- быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
- владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
- быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).
Базы ознакомительной практики
Базами ознакомительной практики могут быть:
1. Управление социальной защиты населения г. Тобольска.
2. АНО Центр социального обслуживания населения.
3. АНО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
4. Центр занятости г. Тобольска.
5. Общеобразовательная школа № 19 восьмого вида.
6. Тюменская областная психиатрическая больница.
7. ФГУ ИК 13. Пенитенциарное учреждение.
8. Центр здоровья женщины (комитет планирования семьи).
9. Тобольское городское правление ВОИ.
10. Центр психолого-педагогической помощи населению.
Студент заочной формы обучения самостоятельно находит базу для прохождения ознакомительной практики.
В основу содержания ознакомительной практики положены полученные знания в процессе изучения следующих учебных курсов «Социальная работа», «Введение в профессию», «Социальная педагогика», «Основы социальной медицины», «Основы социального образования», «Волонтерство как форма решения социальных проблем».
Студенты, работающие по профессии специалист по социальной работе, а также работающие по совместительству с нагрузкой не менее 12 недельных часов аттестуются по ознакомительной практике на основании предоставленных следующих документов:
- копия трудовой книжки;
- характеристика с места работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|