Причины повреждения произведений станковой живописи
Сохранность картин определяется свойствами материалов, из которых они состоят, и окружающей их средой. Поэтому проблема «музейного климата», среды, в которой находятся предметы, является главной в деле хранения.
Понятие «музейный климат» включает температуру в помещении, относительную влажность воздуха, чистоту атмосферы, освещение. Правильное сочетание этих компонентов создает тот оптимальный режим, который необходим для нормальной жизни художественных произведений в условиях музейной экспозиции и в запасниках. На сохранность музейных экспонатов, в том числе на произведения станковой масляной и темперной живописи, оказывают пагубное влияние не только чрезмерно высокая или низкая температура и относительная влажность воздуха, но и их суточные и сезонные колебания, излишне сильная освещенность или, наоборот, отсутствие света, загрязненный воздух, различные микроорганизмы, насекомые.
Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются температура и влажность воздуха.
Влажность воздуха характеризуется различными величинами. В музейной практике важны две из них: абсолютная и относительная.
Абсолютная влажность воздуха — это вес водяного пара в граммах на 1 кубический метр воздуха. Однако, в зависимости от температуры, при одной и той же абсолютной влажности воздух может быть сух или влажен. Разрушающая сила влажности измеряется не по абсолютному количеству воды, содержащейся в определенном объеме воздуха, а по относительной влажности воздуха.
Материалы, из которых состоят картины — основа, грунт, красочный и лаковый слой—различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего они по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой масляной живописи и пленка олифы на темперной живописи представляют собой слабоводопроницаемый барьер, на колебание относительной влажности прежде всего реагирует оборотная сторона картины, то есть основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопическими материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.
Урок 2 «Теоритическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом»
Первоисточник: ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976
СХЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ КАРТИН
№..................................................................................................
Автор ............................................................................................
Название......................................................................................
Обмер ...........................................................................................
Материал основы.........................................................................
Материал живописный................................................................
Общее состояние картины..........................................................
Угроза со стороны........................................................................
КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ
Общее состояние.........................................................................
Угроза ближайшая.......................................................................
Характер красочного слоя...........................................................
а) преобладание корпусности или лессировок....................
б) обработка светов, теней и полутеней...............................
в) массив................................................................................
г) фактурные особенности (где)...........................................
ЛАК
Общее состояние.........................................................................
Отдельные особенности..............................................................
ГРУНТ
Материал......................................................................................
Общее состояние.........................................................................
ХОЛСТ
Общее состояние.........................................................................
Зерно в 1 кв. сантиметре.............................................................
Плотность ....................................................................................
Кромки .........................................................................................
ПОДРАМНИК
Качество.......................................................................................
Норма натянутости......................................................................
Гвозди...........................................................................................
СЛЕДЫ БЫВШЕЙ РЕСТАВРАЦИИ
Смытость (лака, живописи)........................................................
Заделка прорывов (место, размер, характер).............................
Заделка трещин осыпей, выпадений краски (место, размер,
характер) ......................................................................................
Записи (место, размер, характер)................................................
Дублировка или перевод (качество и сохранность)...................
Закрепления .................................................................................
ПОРОКИ И БОЛЕЗНИ КАРТИН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ
а) Кракелюр (характер, размеры и выраженность, причины: время, механическое воздействие, повторные прописки, болезни красок, влияние холста, лака и пр.).............................
б) Связь красочного слоя с грунтом...........................................
в) Выпадения, царапины (размер, место, характер)..................
г) Особые замечания....................................................................
ЛАК (пороки)...............................................................................
ГРУНТ (пороки)..........................................................................
ХОЛСТ (пороки ткани, разрывы - размер, место, причины)....
ЗАГРЯЗНЕНИЕ КАРТИНЫ......................................................
Год, месяц и число.......................................................................
Обследование производил..........................................................
(подпись)
Урок 3 «Практические занятия с реставрируемым предметом»
Источники: Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
«Реставратор не должен упускать возможность рассказать публике о целях и возможностях своей профессии, чтобы люди лучше представляли, чем занимается реставратор.»
Этический Кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов АГИТПРОСВЕТ
«Прежде всего, следует помнить, что, не имея точных данных о природе материала, из которого построен объект, не зная его свойств и техники его обработки, вообще нельзя браться за реставрацию…»
М.В. Фармаковский
Природа материала и способы ее изучения
«...единственно разумным действием остается лишь одно: оставить их (произведения искусства) в покое или, когда необходимо, освободить их от реставрации — старой или недавней, плохой или не столь плохой».
Камилло Бойто
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
«Человек живет не только в окружении природной среды, но и в окружении памятников культуры. Поэтому сохранение природы и сохранение культурной среды стоят рядом: это проблема Экологии с большой буквы».
Д.С. Лихачев
Экологическое законодательство как форма сохранения культурного наследия
«Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником».
Анатоль Франс
Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»
Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»
Урок 2 «Теоритическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов
Урок 2 «Теоритическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов
Урок 2 «Теоритическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|