Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.11 Учреждения образования и воспитания как социальный институт развития личности





Система государственных воспитательно-образовательных учреждений в Республике Беларусь. Типологические особенности институтов воспитания. Изменение их роли в процессе социализации человека.

Школа как социальный и воспитательный институт, важнейшее звено в подготовке ребенка к жизнедеятельности в обществе. Школа как открытая социально-педагогическая система. Типы современных школ. Основные направления деятельности социального педагога в школе.

Внешкольное образование и воспитание. Цели, формы и методы воспитательной работы во внешкольных учреждениях. Формы и методы социальной адаптации, реабилитации детей и подростков во внешкольных учреждениях. Взаимодействие институтов воспитания в социальном формировании личности. Формы и методы взаимодействия социального педагога с правоохранительными органами и другими заинтересованными учреждениями.

Тема 2.12 Детские и молодежные объединения как фактор социализации

Сущность понятия «детское и молодежное объединение». Основные типы и виды объединений в детско-подростковой и молодежной среде. Официальные, формальные и неформальные объединения, их особенности, различия. Важнейшие функции объединений: социализирующая, коммуникативная, досуговая и др.



Возможности детских и молодежных объединений в самоопределении, самореализации личности, в самодеятельности и самоуправлении детей и молодежи. Специфика воспитательного потенциала детских и молодежных объединений. Социализирующие механизмы детского объединения. Понятие «субкультура». Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Характеристика современных проявлений детской и молодежной субкультуры. Детские и молодежные объединения в Республике Беларусь. Социально-педагогические аспекты деятельности детских и молодежных объединений в социуме, их взаимодействие с государственными и общественными институтами. Молодёжное и детское движение как фактор социализации. Основные направления работы социального педагога по координации деятельности детских и молодёжных организаций.

 

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тема 3.1 Национальная система охраны детства

Понятие охраны прав ребенка как системы правовых, экономических, медицинских, психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка. Деятельность мирового сообщества по защите детства. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

Нормативно-правовая база социальной защиты детей в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Важнейшие права ребенка.

Пути обеспечения необходимых социальных условий для защиты жизни и здоровья, развития детей, реализация их потенциала. Оказание социальной поддержки различным категориям детей, нуждающимся в государственной защите. Президентская программа «Дети Беларуси». Деятельность социального педагога по защите прав и интересов ребенка.

Тема 3.2 Педагогика ненасилия как основа социально-педагогической деятельности

Понятие ненасилия в различных теориях. Ненасилие как основа гуманистического подхода к воспитанию. Формы насилия: физическое, сексуальное, психическое, пренебрежение интересами ребенка. Признаки насилия. Последствия перенесенного в детстве насилия. Социальные последствия жестокого обращения с детьми. Педагогика ненасилия как основа социально-педагогической деятельности.

Этика ненасилия. Воспитание в духе ненасилия. Формирование ненасильственного отношения к природе, людям, к себе. Деятельность социального педагога по профилактике и защите детей от насилия в образовательном учреждении. Ненасилие в семейном воспитании.

Тема 3.3 Сиротство как социально-педагогическая проблема



Определение понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Состояние проблемы сиротства в Республике Беларусь. Государственная политика по защите прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Особенности развития, воспитания детей-сирот.

Государственные формы устройства детей-сирот: школы-интернаты, детские дома, дома-интернаты. Семейные формы устройства детей-сирот: опекунская семья, приемная семья, патронатная семья, детские дома семейного типа. Детские деревни SOS.

Тема 3.4 Система учреждений социально-педагогической помощи

Службы в системе Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Основные функции служб. Необходимость включения в состав данных служб специалистов разного профиля. Положение о деятельности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования. Социально-педагогические учреждения: социально-педагогические центры, детские социальные приюты. Основные задачи социально-педагогического учреждения. Структура социально-педагогического учреждения и организация деятельности.

Тема 3.5 Социальный педагог в системе социально-педагогической службы

Социальный педагог в системе служб. Основные направления деятельности социального педагога в различных социально-педагогических и психологических службах. Цель, задачи, основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (СППС). Функции, права, обязанности и ответственность социального педагога в системе служб.

Взаимодействие социального педагога и других специалистов служб. Разработка комплексных программ помощи и поддержки клиентов. Разнообразие форм и методов комплексной социально-педагогической и психологической помощи. Методы индивидуальной и групповой работы с учащимися, их сущностная характеристика. Консультирование в работе социального педагога. Методика организации и проведения семинаров для родителей и учителей. Диагностические методы в системе деятельности социального педагога, их характеристика.

Тема 3.6 Сущность и основные виды социальной адаптации

Сущность понятия адаптации. Подходы к определению понятий «адаптация», «адаптированность». Социальная адаптация личности, этапы и критерии степени социальной адаптации. Профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация. Формы адаптации. Показатели успешной адаптации. Степени адаптированности: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.

Типичные группы людей, требующих специальной социально-педагогической реабилитации. Понятие педагогической реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация. Медико-социальная реабилитация.

Тема 3.7 Социальная дезадаптация и ресоциализация: сущность, и основные типы

Сущность понятий дезадаптации, социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация, ее формы, виды социальной дезадаптированности человека. Типы дезадаптации: патогенная, психосоциальная, социальная. Ресоциализация и реабилитация дезадаптированных категорий детей. Признаки школьной дезадаптации на различных ступенях школьного образования. Работа социального педагога с «трудными» и «социально дезадаптированными» детьми.

Тема 3.8 Основы социально-педагогической реабилитации детей

Основные концептуальные положения реабилитационной службы. Основные категории детей, подростков и юношества, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. Реабилитационная служба системы образования. Основные цели, задачи и принципы. Социальная реабилитация. Этапы реабилитации. Виды реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, профессиональная, социально-экономическая, трудовая, бытовая, спортивная. Основы построения реабилитационных программ. Формы реабилитации. Социально-педагогическое взаимодействие в процессе социальной реабилитации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.