Тема 1.6 Положение детей в Республике Беларусь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе и государстве, важнейшими характеристиками которого выступает социальная политика в поддержку человека, социально-педагогическая помощь приобретает особую значимость. Социально-педагогическая деятельность играет большую роль в развитии личности, общественного сознания, общества в целом. Деятельность социального педагога направлена на поддержку детей, нуждающихся в государственной защите, на помощь неблагополучным семьям и другим категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Программа государственного экзамена «Социальная педагогика» предназначена для проведения государственной аттестации выпускников специальности:
1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика»
Содержание программы государственного экзамена включает основные вопросы, отражающие уровень профессиональных знаний умений и навыков, полученных студентами.
На государственный экзамен выносятся основные разделы учебных курсов: «Социальная педагогика», «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения», «Педагогика семьи», «Охрана и защита детства», «Социально-педагогические и психологические службы».
Требования к уровню освоения содержания основных разделов учебных курсов определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени.
а) должен знать:
- этапы становления и развития социальной педагогики как отрасли педагогической науки и области практической деятельности;
- закономерности и основные категории социальной педагогики;
- законодательные основы защиты прав ребенка;
- теорию социализации и особенности современных факторов социализации;
- концепции социализации и социального воспитания личности в системе деятельности институтов общественного воспитания;
- теорию адаптации человека, основы ресоциализации, социально-педагогической коррекции;
- содержание социально-педагогической деятельности с различными категориями людей;
- квалификационную характеристику, должностные обязанности, квалификационные требования к деятельности социального педагога;
- основные направления деятельности, функции и роли социального педагога;
- систему государственных и негосударственных служб помощи населению, их особенности в Республике Беларусь;
б) должен уметь:
- использовать знания теории социальной педагогики в социально-педагогической деятельности;
- анализировать явления и процессы, происходящие в окружающей жизни, и их влияние на развитие, воспитание и социализацию личности;
- организовать процесс социального воспитания используя возможности окружающего социума;
- использовать формы и методы воспитательного воздействия в социально-педагогической деятельности;
- принимать оптимальные решения в различных социально-педагогических ситуациях;
- оказывать помощь и поддержку человеку в процессе социализации.
На государственный экзамен вынесено 50 вопросов (25 билетов), которые отражают содержание государственного экзамена. На экзамене студент может использовать правовые и нормативные документы.
В соответствующем разделе программы предлагаются вопросы, которые могут быть вынесены на государственный экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1.1 Понятие социальной педагогики. Причины и предпосылки ее возникновения
Социальная педагогика – отрасль науки, учебный предмет, область общественной деятельности. Причины возникновения социальной педагогики как отрасли знания. Социально-экономические и духовные предпосылки развития социальной педагогики в Республике Беларусь. Сущностное определение социальной педагогики.
Место и роль социальной педагогики в системе научных знаний о человеке. Социальная педагогики как отрасль гуманитарных знаний о жизнедеятельности человека в социуме. Жизнедеятельность человека в обществе. Интегративная функция социальной педагогики.
Тема 1.2 Методологические основы социальной педагогики
Сущность методологии социальной педагогики. Гносеологические основы социальной педагогики. Диалектический подход в научном познании и преобразовании социально-педагогической практики. Оценочный подход к познанию и преобразованию социально-педагогического объекта. Исторический подход к познанию социально-педагогических объектов. Тенденции и закономерности как инварианты научных знаний в социальной педагогике. Социальная политика как определяющий фактор социально-педагогической деятельности.
Взаимодействие социальной педагогики и других отраслей «человекознания»: философии, социологии, этнографии, права, дефектологии и др. Соотношение социальной педагогики и педагогики. Основные задачи изучения курса социальной педагогики.
Методология и методы социально-педагогических исследований. Предметная область социальной педагогики. Задачи, функции и принципы социальной педагогики как науки. Понятие метода в социальной педагогике.
Тема 1.3 Важнейшие категории и ведущие функции социальной педагогики
Категории социальной педагогики. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Гуманизация социокультурной среды обитания человека. Принципы социальной педагогики: личностно-ориентированный подход; гуманизм; субъект-субъектные отношения; создание благоприятных социокультурных условий развития личности; взаимосвязь и взаимозависимость социального развития, формирования, воспитания, обучения, социализации.
Тема 1.4 Гуманистические идеи отечественных и зарубежных ученых в развитии социальной педагогики
Развитие социально-педагогических идей в работах древних философов, ученых эпохи Возрождения, развитие идеи воспитания как процесса гармоничного развития личности, связи воспитания с жизнью.
Идеи влияния факторов окружающей среды, свободы и естественности в работах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. Педагогика долга в работах Э. Канта. Педагогические идеи И. Песталоцци. Гуманистическая сущность взглядов социалистов–утопистов на человека и его развитие. Работы П. Наторпа, Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи и др.
Социальная направленность, демократический характер педагогических взглядов Н. Пирогова, Л. Толстова, К.Д.Ушинский о развитии личности с антропологических позиций. Развитие идей социальной педагогики в работах С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Возникновение социально-педагогических идей в теории и практике воспитания в Республике Беларусь. Социально-педагогические основы педагогики сотрудничества.
Тема 1.5 Личность, ее развитие и социальное воспитание
Человек, его социально-биологическая и психологическая сущность. Общее, особенное, единичное в природе человека. Понятие «личность». Взаимоотношение категорий: человек, индивид, индивидуальность, личность. Общественно-историческая детерминированность личности. Идеал человека и личности в обществе и государстве Республики Беларусь.
Современное звучание проблем «личность-общество». Ведущие факторы развития личности. Зависимость развития личности от психофизиологических особенностей человека. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности ребёнка.
Республика Беларусь – социально ориентированное государство, человек – важнейшая ценность белорусского общества.
Тема 1.6 Положение детей в Республике Беларусь
Положение детей в Республики Беларусь. Социальная политика государства по защите законных прав детей. Государственная поддержка семьи и детей. Национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь». Характеристика семей, воспитывающих детей. Меры государственной поддержки семьи и детей. Нормативные документы в деятельности социального педагога.
Одаренные дети. Состояние здоровья детей. Дети – социальные сироты. Дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития. Категории детей с особенностями психофизического развития.
Международное сотрудничество в интересах детей. Приоритетные направления государственной социальной политики в отношении детей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|