Сделай Сам Свою Работу на 5

Для направления подготовки 030900.62 – Юриспруденция





 

 

Вологда – 2014


Программа государственного экзамена по теории государства и права для направления подготовки 030900.62 – Юриспруденция. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 64 с.

 

Разработали:

С.А. Софронова – кандидат юридических наук, доцент, начальник юридического факультета ВИПЭ ФСИН России;

Е.В. Свинин – кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России;

Е.В. Кузнецова – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

 

Рецензенты:

М.Н. Лазарева – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-западного института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА);

С.В. Косоногова – кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин 08.07.2014, протокол № 17

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета института 24.07.2014, протокол № 11

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавр) и содержит перечень основной и дополнительной литературы (приводится отдельно к каждой теме), примерный перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к экзамену, понятийный минимум по каждой теме учебной дисциплины.

Государственный экзамен по теории государства и права является одним из итоговых государственных испытаний и нацелен на проверку уровня сформированности следующих компетенций:

– сознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

– юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);



– толковать различные правовые акты (ПК-15);

– давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Итоговый государственный экзамен по дисциплине «Теория государства и права» проводится в устной форме по билетам. Экзаменационный билет включает в себя два теоретических вопроса, вопрос на знание юридической терминологии и практическое задание.

Теоретические вопросы включают в себя основные положения учебной дисциплины «Теории государства и права» и нацелены на проверку:

– знаний природы и сущности государства и права;

– основных закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права;

– исторических типов и форм права и государства, их сущности и функций;

– механизма государства, системы права, механизма и средств правового регулирования, реализации права;

– особенностей государственного и правового развития России;

– роли государства и права в политической системе общества;

– умений логически правильно, ясно и четко излагать свой ответ;

– формулировать и аргументировать свою позицию по изучаемым государственно-правовым процессам;

– умение анализировать факты общественной жизни, осуществлять их правовую оценку.

Третий вопрос экзаменационного билета направлен оценку владения юридической терминологией и предполагает краткий ответ в виде формулировки юридических понятий.

Практическое задание экзаменационного билета предполагает анализ фактов и обстоятельств, их правовую квалификацию, анализ и толкование правовых предписаний и нацелен на проверку сформированности следующих умений и навыков:



– владение юридической терминологией;

– навыки анализа различных правовых явлений, юридических фактов и обстоятельств;

– навыки анализа и толкования правовых предписаний, в том числе норм права;

– навыки анализа правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

– навыки анализа и провой квалификации правовых нарушений;

– навыки оценки правовых проблем и коллизий.

Экзаменационная оценка выставляется на основе анализа ответа на теоретические и практические задания по четырехбалльной шкале.

Оценка «отлично» выставляется студенту, продемонстрировавшему высокий уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой; сформулировавшему правильные и исчерпывающие ответы на вопросы и практическое задание, продемонстрировавшему безупречное владение юридической терминологией, ответившему на дополнительные вопросы комиссии. Ответы экзаменуемого должны отличаться безупречной логикой изложения, аргументированностью, грамотностью и ясностью, экзаменуемый должен продемонстрировать глубокие и всесторонние знания в том числе и из отраслевых юридических дисциплин, грамотное использование приобретенных умений и навыков при решении практического задания.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, продемонстрировавшему высокий уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой, сформулировавшему правильные ответы на теоретические вопросы и практическое задание, продемонстрировавшему высокий уровень владения юридической терминологией, ответившему на дополнительные вопросы, продемонстрировав при этом глубокие знания, грамотное использование умений и навыков, но допустившему отдельные неточности, непринципиальные ошибки, некоторую неуверенность в изложении своей позиции и привлечении аргументов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, продемонстрировавшему достаточный уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой, сформулировавшему правильные, но краткие или неполные ответы на вопросы, в целом верно, но с некоторыми неточностями, ошибками решившему практическое задание, продемонстрировавшему при ответах базовый уровень знаний и владений, при этом ошибки студента свидетельствуют не об отсутствии знаний курса, а лишь о недостаточном их усвоении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не продемонстрировавшему достаточного уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и образовательной программой, наличие теоретических знаний, не сформулировавшему ответы на теоретические вопросы, либо давшему ответы, содержащие принципиальные ошибки, свидетельствующие об отсутствии знаний по данному вопросу, не сумевшему выполнить практическое задание, либо выполнившему его с существенными ошибками, на бытовом уровне, без демонстрации необходимых умений и навыков, не ответившему на дополнительные вопросы комиссии.

При оценке уровня сформированности компетенций рекомендуется руководствоваться следующими критериями.

Критерии оценки уровня сформированности компетенции

Компетенция, предусмотренная ФГОС ВПО Высокий уровень сформированности компетенции Достаточный уровень сформированности компетенции
сознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) – имеет четкое представление об особенностях и назначении юридической профессии; – обладает глубокими и всесторонними знаниями о явлениях и процессах, составляющих предмет теории государства и права; – имеет уверенные знания о понятии, видах, структуре правосознания, профессиональном правосознании юриста, деформации правосознания, способен оценить свой уровень правосознания – владеет юридической терминологией на высоком уровне, способен раскрыть содержание юридического понятия, правильно и уместно использует юридические термины в устной речи – имеет представление об особенностях и назначении юридической профессии; – обладает базовыми знаниями о явлениях и процессах, составляющих предмет теории государства и права; – имеет представления о понятии, видах, структуре правосознания, профессиональном правосознании юриста, деформации правосознания; – владеет юридической терминологией, в целом уместно ее использует в устной речи.
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4) – владеет юридической терминологией, уместно использует ее в устной речи, при ответах на вопросы, оценке фактов и обстоятельств; – способен логически верно построить устный ответ на вопрос; – способен логически верно изложить решение практического задания; – при ответе на вопрос(ы) приводит аргументы различного вида: аргументы с опорой на исторические факты или современный общественный опыт; аргументы с опорой на собственную профессиональную деятельность (в рамках практики), аргументы с опорой не содержание нормативных актов, аргументы с опорой на мнение видных теоретиков права. – использует логические приемы и способы при ответе на вопрос, решении практического задания (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.); – устная речь отличается ясностью, грамотность, эмоциональной выразительностью – владеет юридической терминологией, уместно использует ее в устной речи; – ответы на вопросы, решение практических заданий в целом построены логично, хотя могут присутствовать некоторые дефекты в логике изложения; – ответы на вопросы аргументированы, однако преобладают однотипные аргументы с опорой на собственный или современный общественный опыт, преобладают аргументы бытового уровня. – затрудняется в использовании различных логических приемов и способов при ответах на вопросы; – устная речь отличается грамотностью
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9) – способен выявлять юридически значимые явления и процессы, определять правовой характер поведения субъектов права; – способен анализировать социально значимые факты и обстоятельства, имеющие правовое значение; – способен высказывать собственную позицию по наиболее значимым явлениям и процессам государственно-правовой действительности, аргументировать ее привлекая знания из Теории государства и права, других юридических наук, смежных гуманитарных дисциплин – способен выявлять юридически значимые явления и процессы, определять правовой характер поведения субъектов права; – способен анализировать социально значимые факты и обстоятельства, имеющие правовое значение
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) – способен анализировать факты и обстоятельства, имеющие правовое значение (выделять юридические факты в нормативно-правовом предписании, определять и классифицировать юридические факты в ситуациях); – способен анализировать правовое поведение субъектов права с точки зрения состава (структуры), классифицировать, определять характер правовых последствий – способен классифицировать юридические факты, обладает базовыми навыками выявления юридического факта в нормативно-правовом предписании; – способен определить характер правового поведения, его структуру и правовые последствия
способен толковать различные правовые акты (ПК-15) – обладает глубокими познаниями о понятии, назначении, видах толкования права; – способен анализировать акты официального юридического толкования; – имеет уверенные знания о способах толкованиях права, способен использовать основные способы толкования права при анализе правовой нормы, текста нормативного акта; – способен грамотно, логические верно разъяснить содержание нормативного предписания – имеет базовые познания о понятии, назначении, видах толкования права, актах толкования права; – имеет представление о способах толкования права, способен использовать основные способы толкования права при анализе нормы права; – способен разъяснить содержание правого предписания, допускает некоторые непринципиальные ошибки
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) – имеет четкое представление о содержании и назначении различных видов юридической деятельности: правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, правосистематизирующей; – имеет представление о юридической технике в различных видах юридической практики – способен анализировать ситуации имеющие правовое значение, определять их отраслевую принадлежность, квалифицировать факты и обстоятельства, поведение субъектов права; – привлекает знания отраслевых юридических дисциплин при оценке фактов и обстоятельств – имеет базовые знания о содержании и назначении различных видов юридической деятельности: правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, правосистематизирующей; – имеет представление о юридической технике в различных видах юридической практики; – способен анализировать ситуации имеющие правовое значение, определять их отраслевую принадлежность, квалифицировать факты и обстоятельства, поведение субъектов права, допускает при этом непринципиальные ошибки

 

Настоящая программа содержит перечень основных тем курса, кратко раскрывает их содержание. Каждая тема сопровождается перечнем основных юридических терминов, знание которых проверяет третий вопрос билета, и списком дополнительной литературы. Далее приведен список примерных вопросов государственного экзамена и образцы практических заданий.

При подготовке к итоговому государственному экзамену следует ознакомиться с содержанием каждой темы, используя базовые учебники, выписать определения юридических понятий и разобрать каждый тип практического задания. Для приобретения глубоких и всесторонних знаний по темам курса следует изучить дополнительную литературу.

 


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Рассказов Л. П. Теория государства и права: Учеб. М.: РИОР, 2014.

2. Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. для бакалавров. М.: Кнорус, 2014.

3. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2011.

4. Бошно С. В. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2011.

5. Теория государства: Учебно-практ. пособие / Под ред. Р.Б. Головкина, С. А. Софроновой. М.: Юрлитинформ, 2014.

6. Теория права: Учебно-практ. пособие / Под ред. Р.Б. Головкина,
С.А. Софроновой. М.: Юрлитинформ. 2012.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.