IV. Формы стимулирования НИРС
ПОЛОЖЕНИЕ
о научно-исследовательской работе студентов в Астраханском инженерно-строительном институте
Астрахань 2008 г.
Содержание
1. Общие положения 3
2. Управление НИРС 3
3. Формы НИРС 4
4. Формы стимулирования НИРС 5
5. Материально-техническое обеспечение НИРС 6
6. Приложение1 7
7. Приложение 2 13
8. Лист ознакомления с положением 16
Положение о научно-исследовательской работе студентов АИСИ разработано в ________ экземплярах и выдано
____экз. _________________________ ____________ _______________ ___________
(наименование подразделения) (подпись) (И.О. Фамилия) (Дата)
____экз. _________________________ ____________ _______________ ___________
(наименование подразделения) (подпись) (И.О. Фамилия) (Дата)
I. Общие положения
1.1. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в ОГОУ ВПО «Астраханский инженерно-строительский институт» (далее – АИСИ) – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, нацеленных на повышение качества образовательного процесса на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки).
1.2. НИРС включает в себя следующие формы:
- работу, проводимую в учебное время (УИРС);
- НИРС, выполняемую во внеучебное время;
- организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС.
II. Управление НИРС
2.1. Общее руководство НИРС в АИСИ осуществляет научный руководитель НИРС АИСИ, назначаемый приказом ректора по представлению проректора по научной работе. Руководитель по НИРС формирует Совет по НИРС АИСИ, в состав которого входят председатели Совета по НИРС факультетов и ведущие ученые АИСИ.
2.2. На кафедрах АИСИ научными руководителями НИРС являются преподаватели, имеющие соответствующее служебное поручение заведующего кафедрой.
2.3. Координацию НИРС в АИСИ осуществляют начальник отдела координации НИР и производственной деятельности, председатель Совета по НИРС, деканы факультетов, научные руководители НИРС кафедр и студенты института.
2.4. Основным звеном, непосредственно реализующим все формы НИРС и отвечающим за ее результаты, является кафедра. Непосредственное руководство научной работой студентов в соответствии с общими требованиями к научным работам студентов (Приложение 1) осуществляют преподаватели и научные сотрудники. Конкретная работа по привлечению студентов к научному творчеству может быть включена как в индивидуальный план работы преподавателя, так и в заключаемый с ним контракт. При оценке качества работы преподавателя (по руководству НИРС), учитываются следующие основные виды работ:
- научное руководство подготовкой к изданию студенческой монографии, сборника трудов (включая научное редактирование);
- научное руководство подготовкой студентом к публикации научной статьи в монографии, в сборнике трудов, в журнале и др.;
- научное руководство подготовкой студентов к участию во внешних олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, выставках;
- научное руководство работой студента по гранту или контракту, его участием в выполнении научно-исследовательской работы;
- заявки на объекты интеллектуальной собственности со студентами.
2.5. В соответствии с положением о смотре-конкурсе по НИРС АИСИ (Приложение 2) подготовку, организацию и проведение осуществляет Совет по НИРС.
III. Формы НИРС
3.1. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС):
- УИРС предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИРС), закрепление знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИРС).
- УИРС предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения (семинарах, практических занятиях, лабораторных, курсовых и дипломных работах, в производственной практике и др.).
3.1.1. Исследовательские лабораторные работы, исследовательские задания на практические занятия:
- отличительная особенность исследовательской лабораторной работы (задания на практическое занятие с элементами исследования) состоит в том, что в результате выполнения этой работы студент приобретает (закрепляет) навыки проведения отдельных этапов научного исследования. Исследовательские работы могут быть поставлены по специальным и общенаучным дисциплинам.
3.1.2. Курсовые, дипломные работы, содержащие элементы исследования
- к курсовым и дипломным работам, носящим исследовательский характер, могут быть отнесены работы, предусматривающие:
- вариантное проектирование (сопоставление различных вариантов с целью нахождения оптимального решения);
- теоретическое исследование;
- экспериментальное исследование;
- составление и отладку программ, реализующих модели различных объектов, выполнение расчетов на КП и ДП и т.д.;
- аналитический обзор с включением самостоятельных переводов научной литературы;
- оценку патентоспособности разработки;
- сквозные исследования по схеме: "Курсовая работа – дипломная работа";
- иные формы работы в зависимости от специфики получаемой специальности (направления подготовки).
3.2. Научно-исследовательская работа во внеучебное время:
- НИРС во внеучебное время – это работа студентов в научных кружках и семинарах, их участие в хоздоговорных, бюджетных и инновационных работах, участие в международных исследованиях по договорам (контрактам), в выполнении работ по грантам, в том числе грантам зарубежных научных фондов, работа в научно-исследовательских группах и т.п.
3.2.1. Научные кружки и семинары:
- научные кружки и семинары организуются на общеобразовательных (общенаучных) и выпускающих кафедрах для студентов 3-5 курсов для обсуждения результатов самостоятельной научной работы студентов.
- целью научного семинара являются привлечение студентов к углубленному изучению дисциплин учебной программы, теоретических основ профилирующих курсов, ознакомление студентов с современными достижениями науки и техники, расширение их научного кругозора.
3.2.2. Рефераты:
- основная задача работы над рефератами – сформировать у студентов навыки творческой работы с современной отечественной и зарубежной научной и научно-периодической литературой, в т.ч. с использованием информационных технологий. Результаты реферирования заслушиваются на научном семинаре, кружке, на студенческих конференциях. Работе по реферированию может предшествовать чтение курса лекций по основам работы с информацией, библиографии и т.д., а также практические занятия по методике реферирования.
3.3. Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС – внутривузовские, городские, региональные, всероссийские, международные и другие:
- конференции;
- конкурсы;
- выставки.
IV. Формы стимулирования НИРС
4.1. К формам, стимулирующим развитие НИРС, относятся:
- участие студентов в поисковых и фундаментальных НИР, международных, федеральных, отраслевых и региональных научных и научно-технических программах с оплатой труда;
- представление студентов к стипендиям Президента РФ, стипендий банков, института и др. с учетом достижений в НИРС.
4.2. Результативность НИРС учитывается при проведении смотра-конкурса НИРС кафедр института.
4.2.1. Учитываются следующие показатели результативности работы:
- доклады на конференциях, публикации;
- участие в конкурсах, выставках и др.;
- заявки на объекты интеллектуальной собственности;
- участие студентов в инновационной деятельности АИСИ;
- участие подразделений АИСИ, руководителей и студентов в организационно-массовых мероприятиях по НИРС, таких, как:
- внутривузовские, городские, региональные, всероссийские, международные и другие конкурсы, выставки, конференции и т. п.
- доля заработной платы по проекту, гранту и т.п. (теме), выплачиваемая студентам.
4.3. Руководство научной работой студентов учитывается в индивидуальном плане работы преподавателя.
4.4. Заинтересованность студентов, заниматься научно-исследовательской работой, обусловлена как внутренней, личностной склонностью, так и мотивациями повышения престижа при проведении рейтинга студентов и при присвоении студенту почетного звания "Студент года".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|