Сделай Сам Свою Работу на 5

Общение как взаимодействие и взаимопонимание.





Общение -это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит передача и прием сообщений с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познания ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие. Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, т.к. процесс общения происходит осознанно и опосредованно с речью.

Можно выделить несколько особенностей процесса обмена информацией: в процессе человеческого общения происходит не только передача информации, но и ее формирование, уточнение и развитие; обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу; возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

Важное значение в процессе общения играет обратная связь-это такие сигналы, знаки, которые слушатель подает говорящему, которые говорят о том, как слушатель воспринимает слова говорящего.



Барьеры общения-это те невидимые психологические преграды, которые мешают открытому доверительному общению с другими на определенную тему, по определенному поводу.

Типы барьеров:

Существуют 3 основных типа: социальный барьер (статус, возраст, образование, профессия); этно-культурный(каждый человек является представителем своей культуры - язык, поговорки, песни, здорованье, религия); психологические (барьер темперамента, темп реакции; барьер характера - определенные черты характера: замкнутость, застенчивость, тупость, занудство; барьеры отрицательных эмоций: плохое настроение, страх, агрессия, гнев, отвращение).

Социальная перцепция -восприятие общающимися друг друга. Самая малоисследуемая область.

Социально-перцептивные характеристики общения:

Эмпатия -способность человека к сопереживанию, сочувствие, способность отражать эмоции другого человека.

Идентификация-отождествление, уподобление себя другому человеку, различным характеристикам этого человека, для лучшего понимания этого человека.



Рефлексия-способность понимать то, как мы воспринимаемся партнером по общению.

Стереотипизация-процесс восприятия объекта по сформированному шаблону.

Типы стереотипизации:

- эффект «ореола» - проявляется во влиянии общего впечатления о человеке, на восприятие его частных характеристик.

- эффект «первичности» - проявляется во влиянии первого впечатления о человеке на его дальнейшее восприятие.

- эффект «новизны» - проявляется во влиянии последней информации на человека на переосмысление его предыдущего поведения.

- эффект «проецирования собственных качеств» - перенос на других людей.

- эффект «привязки» - проявляется во время группового обсуждения какой-либо проблемы, член группы высказался первым, и другие члены приближают свое мнение к этому высказыванию.

 

 

6. ЛИЧНОСТЬ

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становиться личностью - субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность-это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих людей.



Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Термин «человек»относится не к отдельно взятому человеку, а ко всему человеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п.

Индивидомназывают отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода. В это понятие, как и в понятие «человек», входят всевозможные человеческие свойства, которые присущи данному, отдельно взятому, конкретному человеку.

Термин «индивидуальность»имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличается от другого.

Еще более сложно, чем с определение понятия «личность», обстоит дело с уточнением того, что входит в структуру личностиили в совокупность личностных свойств человека.

Обычно в структуру личности включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности-понимаются как индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент-включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер- включает качества,определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества-охватывают несколько специальных личностных свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленной цели.

Эмоции и мотивация - это переживания и побуждения человека к деятельности.

Социальные установки- убеждения и отношения людей.

Основная трудность в решении вопроса структуры личности состоит в отсутствии в настоящее время единой теории личности. Существуют, по крайней мере, пять разных оснований для деления теорий личности на группы, и по каждому из этих оснований можно выделить собственно 2-3 группы теорий личности.

Первое основание - это способ объяснения в данной теории личности поведение человека. В соответствии с ними теории личности можно разделить на следующие группы: психодинамические, социодинамические, интеракционистские и гуманистические.

Психодинамическиминазываются теории личности, в которых человек как личность представлен и описывается в терминах, характеризующих его психологию или его внутренний мир. Это такие термины, как потребности, мотивы, черты личности, характер, темперамент, воля. Объяснение поведения человека в рамках этих теорий дается исключительно изнутри, т.е. со ссылками на его психологию (или физиологию). Тот факт, что поведение человека может также зависеть от ситуации, в которой он в данный момент времени оказался, в теориях этого типа в расчет не принимается. Формирование и развитие человека как личности в психодинамических теориях представлено как изменение его психологии, а не поведения или реакций на внешние воздействия, т.е. исключительно как динамика внутреннего мира. (Известными примерами психодинамическихтеорий являются психоаналитическая теория личности З.Фрейдаи теория черт личности Г. Олпорта и Р. Кеттела).

Социодинамическими называются теории личности, в которых в личности человека, напротив, подчеркивается внешнее, поведенческое начало. Если необходимо представить и описать человека как личность, то выделяются типичные формы социального поведения данного человека, его привычки, действия, поступки и реакции на разного рода социальные ситуации. Вопрос о формировании и развитии человека как личности в русле этих теорий решается так: устойчивые изменения, происходящие в поведении человека под влиянием социальной среды или тех иных социальных ситуаций, и есть изменения его личности. (Примером социодинамических теорий личности являются воззрения Б. Скиннера и А. Бандуры, разработанные в русле идей социального бихевиоризма).

Интеракционистическиминазывают теории личности, в которых при описании и объяснении поведения человека, а также при изучении его формирования и развития как личности учитываются и внутренние, психологические особенности данного человека, и его поведение. Такие теории личности занимают промежуточное положение между психодинамическими и социодинамическими теориями личности. (Примером такой теории может служить теория социальных ролей, разработанная Э. Берном).

Особое место среди теорий, разделяемых на группы по способу описания личности и объяснения поведения человека, а также по характеристике процесса личностного развития человека, занимают гуманистические теории личности.Они возникли позднее, чем многие другие теории личности. В качестве движущих сил поведения человека в них часто рассматривались биологические инстинкты и потребности; основное внимание обращалось на то, что объединяет, а не разделяет человека и животных. Такое положение дел не устраивало тех ученых, которые впоследствии выступали авторами гуманистических теорий личности. Они предложили полностью отказаться от использования в описаниях и объяснениях поведения человека как личности тех данных, которые были получены в исследованиях, проведенных на животных. Личностью, по их мнению, может быть только человек, и поэтому аналогии с животными при характеристике человека как личности не уместны. Изучая психологию человека, необходимо обращать внимание на то, что его отличает от животных. Это цели и смысл жизни, ценности, мораль и многое другое. В объяснениях поведения человека необходимо ориентироваться именно на эти его особенности, а не на биологические инстинкты и потребности. Наконец, рассматривая формирование и развитие человека как личности, следует изучать его психологию с точки зрения стремления человека к самосовершенствованию. (Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс).

Второе основание - способ получения данных о личности человека. По этому критерию все теории делятся на экспериментальные и неэкспериментальные.

В теориях личности экспериментального типа основным источником данных о ней, которые кладутся в научном эксперименте с применением современных психологических тестов и методов математической статистики. (Примером такой теории личности может служить теория черт личности Г. Олпорта и Р. Кеттела).

Неэкспериментальныминазываются теории, созданные на базе анализа и обобщения результатов наблюдений, размышлений и т.п., т.е. теории, в основе которых лежат не данные, полученные экспериментальным путем, а наблюдения и кабинетные размышления. (Примером такой теории может служить теория личности А. Маслоу).

Третье основание - акцентирование внимания на структурных или динамических аспектах личности. По этому признаку все теории делятся на две группы с соответствующими названиями: структурные и динамические.

Структурные теорииличности акцентируют внимание на описании личности, уточнении ее структуры, а динамические теории - преимущественно на изучении процесса формирования, развития и изменения человека как личности, т.е. ее динамика. (Типичная структурная теория личности - это теория черт личности (Г. Олпорта и Р. Кеттела). В свою очередь, динамическими могут считаться психоаналитическая (З.Фрейд) и гуманистическая теории личности (А. Маслоу и К. Роджерс).

В зависимости от четвертого критерия - возрастного диапазона, охватываемого теорией личности, - все теории можно разделить на следующие две группы: теории, касающиеся в основном детства; теории, охватывающие всю жизнь человека.

Наконец по пятому критерию - системе понятий, с помощью которых человек характеризуется как личность, все теории можно разделить на следующие виды: те, в которых представлен внутренний мир человека; те, где главным образом описывается поведение человека. (Психоаналитическая теория З. Фрейда является примером теории личности с преимущественной ориентацией на описание внутреннего мира человека, а бихевиористическая теория Б. Скиннера и А. Бандуры выступает как концепция, ориентирующаяся на описание поведения человека).

Рассмотрим структуру личности более подробно с позиций некоторых теорий личности:

В теории личности З. Фрейдаструктура личности представлена как состоящая из трех областей: бессознательного (ид); сознания «Я» или самосознания человека (эго); сверх- Я» или сверхсознания человека (супер-эго). В состав бессознательного входят, по Фрейду, два основных инстинкта человека: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первый побуждает человека к сохранению и продолжению жизни, а второй к ее прекращению. Эти инстинкты не осознаются и не признаются человеком, но они, тем не менее, существуют и действуют, побуждая человека постоянно искать способы их удовлетворения. Реализуя эти инстинкты, человек действует, говоря словами Фрейда, исходя из «принципа удовольствия». Однако, живя в обществе среди людей, человек не имеет возможности открыто и полностью удовлетворять эти инстинкты, поскольку условия жизни в обществе, существующие в нем моральные и другие нормы накладывают жесткие ограничения не только на публичное удовлетворение, но даже и на открытое проявление этих инстинктов и поведения. Человека в обществе с детства воспитывают таким образом, чтобы он сдерживал эти инстинкты. Между «бессознательным» и «сверх-Я», по Фрейду, существует изначальный и неразрешимый конфликт, который порождает множество внутриличностных проблем и конфликтов.

В теории оперантного научения Б. Скиннера утверждается, что человек приобретает новые формы социального поведения следующим образом. Столкнувшись с новой для себя социальной ситуацией, он сам пробует вести себя в ней по-разному. Некоторые из предпринимаемых им действий приводят к нужному результату и удовлетворяют потребности человека. В дальнейшем, повторно попадая в подобные ситуации, человек в первую очередь, старается вести себя таким конечном счете, этот способ поведения закрепляется за ним как за личностью и становится характерным для него.

В теории личности А. Маслоу (гуманистическая теория) ее структура представлена через иерархизированную систему потребностей человека. У человека согласно этой теории с рождения последовательно появляются следующие семь видов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребность в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребность в уважении (почитании), познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самоактуализации. Новые потребности могут появиться и актуализироваться у человека тогда, когда хотя бы в минимальной степени удовлетворены старые потребности или потребности более низкого уровня. (На главный вопрос своей теории - что такое самоактуализация - А. Маслоу кратко ответил: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое- то дело…они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации своих высших ценностей).

 

 


7. ВНИМАНИЕ

Внимание-это психический познавательный процесс, который заключается во внутреннем сосредоточении человека на каком-либо объекте или предмете, имеющем то или иное значение для него.

Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватманской бумаги, прислушивается ли к музыке, доносящейся издалека. Здесь оно включено в процесс восприятия. Внимание может проявляться также в процессах памяти, мышления, воображения. Человек может обращать внимание и на свои движения, выполняя то или иное действие. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на более или менее постоянном уровне. Строго говоря, абсолютно устойчивого внимания не существует и быть не может. В каждый момент времени в силу разных причин, постоянно отвлекающих внимание человека от того, чем он занят, его внимание незначительно колеблется. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания.

Концентрация внимания (другое ее название - сосредоточенность внимания; противоположное качество называется рассеянность) проявляется в способности внимания собраться, ограничиться, сконцентрироваться на чем- то одном, отвлекаясь от всего остального в данный момент времени.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного предмета на другой, переключение с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания проявляется в его способности распределяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Это способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Объем внимания- это его количественно-качественная характеристика, такая, которая определяется количеством предметов, которые человек одновременно способен удержать в сфере своего внимания. Численная характеристика среднего объема внимания взрослых людей - от 5 до 7 предметов.


Основными видами внимания считаются:

Непроизвольное - внимание, которое не предполагает участие воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание может возникать, изменяться и исчезать само по себе, помимо желания и сознания человека (неожиданные вспышки света, острые запахи).

Произвольное -внимание, которое связано с участием воли в процессах памяти. В этом случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени, сам переключает свое внимание на новый объект, и так далее. Все эти процессы происходят сознательно и находятся под волевым контролем со стороны человека.

Послепроизвольное - внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем-либо. Если, к примеру, человек чем-либо начал заниматься и продолжает это делать в течение достаточно длительного времени, то со временем ему уже не нужно будет прилагать усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание на соответствующем объекте.

Непосредственное - внимание, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Между соответствующим объектом - тем, на который направлено внимание человека, и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, с помощью которых его внимание регулируется. К примеру, если мы случайно взглянули на что- либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, то это и будет непосредственное внимание.

Опосредованное - внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно непосредственно направляется, а чем-либо другим. Например, мы можем попросить человека обратить на что-либо внимание; оставить на видном месте какой-либо предмет с сознательным расчетом на то, чтобы увидевший его человек обратил внимание не только на данный предмет, но и на что-либо другое, связанное с этим предметом.

8. ПАМЯТЬ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память - это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта.

Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно утрачивалось. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.

У животных есть только 2 вида памяти: генетическая (проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических и поведенческих свойств) и механическая (выступает в форме способности к научению, т.е. к приобретению жизненного опыта, который иначе как в самом организме нигде не сохраняется и исчезает вместе с уходом соответствующего животного из жизни).

Классификация видов памяти человека:

По включению волевых характеристик:

Произвольная -при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку нередко приходится прилагать определенные усилия и включать в соответствующие процессы свое мышление.

Непроизвольная -при использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходит как бы само собой, помимо желания и воли человека. Человек обращает внимание, запоминает или воспроизводит с помощью непроизвольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потребностями.

По времени хранения информации:

Мгновенная -самая короткая по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия.

Кратковременная -также представляет собой способ сохранения информации в течении сравнительно короткого времени, но намного больше, чем в иконической (мгновенной) памяти. Такая память способна сохранять информацию на протяжении 15-30 с после прекращения ее восприятия человеком. В кратковременной памяти в отличии от иконической сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т.п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после запоминания или однократного предъявления ему соответствующего материала. Без хорошей кратковременной памяти невозможно и нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться в ней лишь то, что когда-то уже было в кратковременной памяти.

Оперативная - память, рассчитанная на сохранение информации в течение заранее определенного, известного срока времени, с последующим забыванием соответствующей информации. Этот срок зависит от задачи, для решения которой требуется информация, хранящаяся в оперативной памяти, и может варьировать в широких пределах: от нескольких минут до нескольких дней.

Долговременная -это память, способная хранить информацию в течении длительного, практически не ограниченного срока (этот срок ограничен только временем жизни человека). Информация, оказавшаяся в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, причем без ее забывания. Более того, многократное и систематическое использование (воспроизведение) данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память человека обычно начинает работать не сразу после того, как он воспринял новый материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек мог перевести вновь воспринятый материал из кратковременной в оперативную и далее - в долговременную память.

Генетическая -это память, где информация храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, автоматически, в следующих поколениях людей. В связи с множеством до сих пор не разгаданных тайн, которые хранит в себе генотип, ученые пока еще не могут определенно сказать о том, что представляет собой генетическая память человека по своему содержанию и механизмам функционирования.

По органам чувств и использованию мнемических средств:

Образная -это память на зрительные, слуховые и другие образы (впечатления). Активизация и развитие этого вида памяти людей связаны с возникновением и развитием искусств, прежде всего театрального и художественно- изобразительного.

Логическая -это память на мысли, рассуждения, выводы, умозаключения.

Двигательная -представляет собой память на осваиваемые или заучиваемые движения. Она по предположению П.П. Блонского, появилась и стала развиваться у людей начиная с того времени, когда у них возник производительный труд, когда люди изобрели и стали использовать орудия в своей трудовой деятельности. Для этого им понадобилось, во-первых, запоминать и передавать друг другу из поколения в поколение способы изготовления; во-вторых, способы использования этих орудий.

Эмоциональная -это память на переживания, в особенности такие, которые связаны с угрозами для жизни человека или с условиями, в которых он может наиболее полно удовлетворять свои потребности.

Непосредственная - это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциаций- связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств человека.

Опосредованная -это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.

Выделят пять процессов памяти:

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Различают 2 вида запоминания, произвольное и непроизвольное.

Сохранение - накопление материала в памяти.

Воспроизведение - процесс памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений.

Узнавание -это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту.

Забывание -процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или ранее запомнилось.

9. МЫШЛЕНИЕ

Мышление- это социально обусловленный неразрывно связанный с речью познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Основные признаки мышления:

Опосредованность - человек познает окружающую действительность не в процессе опосредованного взаимодействия с предметами (как при восприятии и ощущении), а опосредованно (через познание связей и отношений между предметами - образы, схемы, символы, знаки, язык, приборы и т.д.).

Обобщенность - мышление позволяет познавать и отражать мир в причинно-следственных связях и отношениях, т.е. выходить за рамки чувственного познания (как в восприятии и ощущении). Благодаря этому мы можем познать не только настоящие, но и прошлое и предвидеть будущее.

Таким образом, мышление возникает из чувственного познания на основе практической деятельности (рационального познания). Т.е мышление выходит за пределы чувственного познания, В этом главное отличие мышления от других психических познавательных процессов. Мышление начинается там, где уже недостаточно чувственного познания.

Человеческое мышление - это речевое мышление (С. Л Рубинштейн). Любая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем основательнее продумана мысль, тем четче она выражается в устной или письменной речи (и наоборот).

Связь мышления и речи выражается в понятиях, суждения и умозаключениях, которые являются основными формами мышления:

Понятие - опосредованное и обобщенное знание о предмете, которое раскрывает его существенные и отличительные признаки (образ предмета) (например, понятие «студент»).

Суждение - содержание понятия, т.е. отражение связей между предметами и явлениями действительности (высказывание чего-то о чем-то) (например, суждение «некоторые студенты отличники»).

Умозаключение - связь между понятиями и суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений человек получает новое суждение (например, «студенты-отличники получают стипендию»).

Мышление неоднородно, существуют его разные виды.

Виды мышления по генезису:

̵ наглядно-действенное (познание предметов посредством взаимодействия с ними);

̵ наглядно-образное (познание предмета на расстоянии - нет непосредственного взаимодействия);

̵ словесно - логическое (познание предмета отвлеченно, в форме абстрактных понятий).

Виды мышления по типам используемых средств:

̵ наглядное (оперирование наглядными образами);

̵ вербальное (оперирование отвлеченными знаковыми структурами).

Виды мышления по типу решаемых задач (проблем):

̵ теоретическое (познание законов, правил);

̵ практическое (Б.М. Теплов) (практическое преобразование действительности - проверка гипотез).

Виды мышления по степени рефлексии:

̵ интуитивное (протекает быстро, оно безэтапно, минимально осознанно);

̵ рациональное (аналитическое) (продолжительно во времени, оно поэтапно, максимально осознанно).

Виды мышления по функциям:

̵ творческое - преобразование действительности, внесение новых идей;

̵ критическое - преобразование действительности с учетом внешних оценок.

Виды мышления по типу познания (В.В. Давыдов):

̵ теоретическое (понимание связей и отношений посредством умозаключений);

̵ эмпирическое (понимание действительности на уровне понятий).

Мышление осуществляется посредством мыслительных операций, среди которых выделяют:

̵ анализ - выделение в объекте его отдельных сторон, элементов и свойств (расчленение на компоненты);

̵ синтез - объединение отдельных элементов, сторон и свойств объекта (соединение компонентов);

̵ сравнение - нахождение в объектах общего и различного (одинаковый - разный).

̵ обобщение - объединение объектов в группу по определенному общему признаку (по форме, цвету, размеру и т.д.);

̵ абстрагирование - отвлечение от несущественных сторон (признаков) с целью выделения существенных сторон (признаков).

ВОЛЯ

Воля-одно из главных понятий, используемых в психологии для объяснения поведения человека, особенно его высших форм. Это слово употребляется обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть отличие поведения человека от поведения животных.

В.И. Селиванов, один из немногих отечественных ученых, кто целенаправленно занимался изучением воли, определяет ее как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключаются в плоскость субъектных отношений. При этом сознательная рефлексия осуществляется на следующих уровнях:

Первый уровень - осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

Второй уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В.А. Иванников, один из немногих отечественных ученых, уделившей этой проблеме большое внимание, соотносит судьбу психологических исследований воли с борьбой двух трудно согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной.

Согласно реактивной концепции все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внешние и внутренние стимулы, и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, оценить их и выяснить связь с поведенческими реакциями. Для такого человеческого поведения, по мнению В.А. Иванникова, воля как таковая не нужна.

Согласно активной концепции, которая за последние несколько десятков лет набрала силу и окончательно утвердилась в психологической науке, поведение человека, по крайней мере, на его высших уровнях, понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному и волевому выбору способов поведения, к его волевой регуляции.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.

Побудительная функцияобеспечивает активность человека, а активность порождает действие.

Тормозная функцияволи, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Человек способен тормозить побуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его пр

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.