Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение и развитие сознания.





Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, история становления сознания - это история человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.

С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения). Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности.

Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Поэтому творчество - это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.



Первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом.Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

Психологическая характеристика сознания.

Первая психологическая характеристика сознания - ощущение себя познающим субъектом, способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими. Человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем.



Вторая психологическая характеристика сознания - мысленное представление и воображение действительности. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений (избирательность).

Третья характеристика человеческого сознания-способность к коммуникации,т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем - умственных структур, в соответствии с которыми человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное и абстрагируются от второстепенного.

Сознание существует в словесной и образной форме.

Словесная форма связана с языком и речью, первой сигнальной системой, системой значений и системой смыслов слов.

Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка.



Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека.

Образная форма связана с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы (искусство, литература, музыка).

Развитие личности невозможно без ее самосознания.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще.

Самосознание формируется вместе с психическим развитием, примерно до подросткового возраста. Личность ведет себя в соответствии со своими представлениями о мире, о других людях, о себе и в соответствии с накопленными знаниями.

Структура самосознаниявключает в себя три взаимосвязанных компонента:

- когнитивный, отражающий самопознание индивида (представление о самом себе - образ «Я»);

- эмоциональный, выражающий его самоотношение (эмоциональное отношение к этому образу, его самооценку);

- поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида (конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой).

Самосознание включает в себя самопознание, результатом деятельности которого становится выработка Я-концепции - совокупности представлений индивида о себе, связанной с его отношением к самому себе.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, харак­терных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельностьможно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об­щество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие про­дуктивного, творческого характера своей деятельности человек соз­дал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Если животные для удовлетворения своих потребностей пользуются только тем, что им предоставила природа, то деятельность человека проявляется и продолжа­ется в творениях, она носит продуктивный, а не только потребитель­ский характер. Другими словами, животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у жи­вотных, умениями и навыками, приобретенными в результате со­знательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески поль­зоваться предметами домашнего обихода, различ­ными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Возникает предметная дея­тельность, которая отличается от естественной активности живот­ных.

Таким образом, деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятель­ности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом. Материальные моти­вы побуждают человека к деятельности, направленной на со­здание предметов домашнего обихода, различных вещей и инс­трументов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельностивыступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства). Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом Раз­личные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч­ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ­ными мотивами.

Предметомдеятельностиназывается то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру, в которой обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель, Например, входящими в состав трудовой деятельности мож­но считать знакомство с задачей, поиск необходимых инстру­ментов и материалов, разработку проекта, технологии изготов­ления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и средств осущест­вления действия.

В качестве средств осуществления деятельностидля человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

К основным видам деятельности относят игру, учение, труд.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не состоянии ослабить иным путем. Существует несколько типов игр: индивидуальные и группо­вые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько инди­видов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятель­ность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачи­ваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограничен­ное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Нако­нец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешан­ные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры е правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведе­ние и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ри­туалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждений. Оно может быть неорганизованным и происходит попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом связано, прежде всего, создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного творчества.

Освоение деятельности человеком осуществляется посредством развития умений и формирования навыков, под которыми в совокупности понимаются автоматизированные, сознательно, полусознательно и бес­сознательно контролируемые компоненты деятельности.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-ли­бо делать с высоким качеством, например, точно и правильно

Навыки - это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессоз­нательного контроля. Если под действием понимать часть дея­тельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компо­нент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразова­ний. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пи­шущего текст, выполняющего спортивное упражнение, прово­дящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую де­таль предмета, читающего лекцию и т.п.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает. Во-вторых, контроль за действием или операцией при их ав­томатизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаи­модействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согла­сованности до противодействия, от полного слияния до взаим­но отрицательного тормозного влияния - интерференции. Со­гласование навыков происходит тогда, когда; а) система движе­ний, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; б) когда реализация одного навы­ка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в) когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Важное значение для понимания процесса формирования на­выков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних дейст­вий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой пере­нос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обоб­щенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате коорди­нации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуля­цию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заклю­чается в том, что человек в состоянии изменять структуру уме­ний - навыков, операций и действий, входящих в состав уме­ний, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении како­го-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющими­ся под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный конт­роль - это главное, что отличает умения от навыков. Активиза­ция интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление на­выками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Иначе говоря, всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя­занные с практическим выполнением деятельности.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, па­мять, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты лю­бой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятель­ность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутрен­ние моменты.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируют­ся его основные виды: восприятие глубины, направления и ско­рости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, чело­век не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти. Запоминание осуществляется в деятельности и само пред­ставляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятель­ности. В более развитых формах - образной и логической - деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных дейст­вий и операций.

Речь также представляет собой особого рода дея­тельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосо­четанием «речевая деятельность».

Следовательно, всякая деятель­ность - это соединение внутренних и внешних, психических и пове­денческих действий и операций. Однако это соотношение не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности происходит переход внешних компонентов во внутренние - интериоризация и автоматизация. А в случае возникновения затруднений в деятельности, которые могут быть связаны с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация (сокращенные компоненты деятельности вновь разворачиваются и проявляются вовне, т.е. становятся внешними).

 

ОБЩЕНИЕ

Общение-это сложный, многоплановый информационный процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа.

Содержание общения. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, деятельность. Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Межличностное взаимодействие - совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Средства общения -способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения -слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника, и монологическую речь - речь, которую произносит один человек. Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения -знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около55-65% информации. К невербальным средствам относятся:

1) визуальные средства: направления взгляда; выражение лица; выражение глаз; поза-расположение тела в пространстве; кожные реакции (покраснение, испарина);

2) акустические (звуковые): связанные с речью (громкость, тембр, интонация); не связанные с речью (смех, вздох);

3) тактильные - связанные с прикосновением.

Виды общения:

1. Виды общения по средствам: вербальное общение - осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить; невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики. Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам, дельфинам).

2. Виды общения по целям: биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. Виды общения по содержанию: материальное - обмен предметами и продуктами деятельности, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей; когнитивное - передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности; кондиционное - обмен психическими и физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое и психическое состояние; деятельностное - обмен действиями, умениями, навыками; мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

4. По опосредованности: непосредственное общение - происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище; опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (след на земле) или культурных предметов (знаковые системы, печать, радио); прямое общение строится на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей); косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди.

5. Другие виды общения: деловое общение - общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности; воспитательное общение - предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата; диагностическое общение - общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получении от него какой-либо информации (врач с пациентом); интимно-личностное общение - возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Единство общения и деятельности.Связь общения с совместной деятельностью очевидна. В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информативная сторона, как коммуникация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.