Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Данная категория детей составила 15 % обращений. Разрабатываются методы терапии и психокоррекции СДВГ (Ю. С. Шевченко, 1997; Р. Гарднер, 2002). В нашем исследовании детей с СДВГ, имеющих проблемы в учебе и поведении (А. Л. Нелидов, 2006), были установлены два механизма перехода биологических проявлений СДВГ в нарушения развития личности.
ü Непрерывные кризисные циклы в каждом акте взаимодействия.
Возникают в любом эпизоде общения «родитель — ребенок» и проявляются у ребенка в виде симптомов СДВГ, в ответных реакциях родителей на симптомы СДВГ как патологию характера ребенка. В условиях неадекватной реакции родителей наблюдаются утяжеление у детей симптомов СДВГ, возникновение нарушений личности.
ü Общее кризисное развитие (дизонтогенез) семьи.
Непрерывные кризисные циклы приводят к нарушению процессов воспитания и препятствуют развитию самых уязвимых — только начинающих возникать — новообразований личности ребенка. В результате при отсутствии помощи за 2—4 года у того возникают клинико-психологические расстройства. Первый вид таких расстройств (преобладание в СДВГ возбудимости) — психопатоподобные возбудимые расстройства. Второй вид (преобладание нарушений внимания) — астенические, невротические. Технологии коррекции разделялись на применимые при обоих видах СДВГ и специфические для 1-го и 2-го вида.
К числу универсальных для обоих видов СДВГ технологий относятся следующие.
ü Начальная коррекция системы отношений в семье (1-я — 3-я недели),включающая в себя:
— изучение родителями сущности СДВГ и его влияния на личность ребенка и семью;
— прерывание кризисных циклов взаимодействия на основе обнаружения родителями и тренинга своих адекватных реакций (копинг-поведения) на проявления СДВГ у ребенка.
Далее применялась система удовлетворения семьей основных потребностей ребенка на 1-м этапе жизни(на котором начинался СДВГ в 0—2,5 года): в физическом контакте и ласке, уюте, защите и др.
ü Терапия общих психофизиологических проявлений СДВГ (в течение 1,5—2-х лет).
Терапия нарушений пространственного гнозиса: игры типа «лабиринт», сходства-различия картинок; повторение рисунков / конструкций (кубики, конструкторы). Коррекция нарушений моторики руки и почерка: упражнения на общую пластику (танцы, плавание, велосипед и др.) и координацию движений (футбол, хоккей и др.); рисование кружков, «восьмерок», кружев и орнаментов; конструирование, склеивание моделей, рукоделие (плетение, вышивка, шитье); мелкая лепка. Непрерывная поддержка любых проявлений нормы почерка; исключение черновиков и реакций протеста у детей на них.
ü Стимуляция новообразований личности 2-го (2,5—4 года) и 3-го этапов жизни (4—7 лет).Начинается со 2—3-го месяца программы.
Развитие способности ребенка к самостоятельной деятельности изложенными выше системами. Игры с развитием одновременно нескольких психофизиологических функций: внимания, усидчивости, сдержанности и др.
Семейная психотерапия: коррекция аномального воспитания и дисфункций семьи.
ü Восстановление нормы развития личности ребенка на текущем этапе онтогенеза.
Поддержка учебной деятельности и усложнение внеучебных видов деятельности. Развитие этической сферы в отношениях дружбы, совместных хобби, тренинга общения и эмпатии; в ролях опекуна и защитника; в уходе за животными; литературой, кино и телепередачами гуманной направленности.
Технологии коррекции, применяемые специально для 1-го варианта СДВГ (с возбудимостью), представлены ниже.
ü Преодоление эмоционального отвержения родителями своего ребенка: изучение позитивных качеств детей; применение техники конфронтации субличностей «я отвергающий» и «я любящий»; моделирование ситуаций решения родителями задач, актуализирующих нравственный смысл родительства; совместная деятельность с взаимным выражением эмпатии.
ü Коррекция агрессивности. Выявление ее причин (в рамках нашего исследования — фрустрации значимых видов деятельности, защита от чувства неполноценности, гиперкомпенсация лидерством) и преодоление каждой из них. Реализация агрессивности в других, эффективных деятельностях (видах деятельности) — спорт, туризм и др. Развитие механизмов компенсации агрессивности — эмоциональности, общения, дружеских отношений.
ü Терапия седативными ноотропами и корректорами психопатоподобных расстройств.
Среди технологий, востребованных для второго варианта СДВГ (с астенией и патологией внимания), выделяют:
ü Игры на внимание, в том числе компьютерные (с усложнением от «гонок» до игр-стратегий), пересказы и рисование по книгам и фильмам. СПТ уверенности в себе.
ü Терапия ноотропами стимуляторами, мягкими седативными средствами.
В целомпродолжительность психокоррекции составляет до двух лет. Ее эффективность, подтвержденная лабораторно и психодиагностикой: для 1-го вида СДВГ — 65 %, для второго — 85 %.
Итак, изложенные технологии коррекции детей группы риска охватывают большинство случаев дезадаптации в начальной школе и применимы к детям-инвалидам при обучении в общих классах. Их освоение входит в подготовку социальных педагогов и педагогов-психологов в Арзамасском государственном педагогическом институте, Нижегородском институте развития образования (кафедра психологии; заведующая — доцент Е. Г. Еделева) и Нижегородской государственной медицинской академии (кафедра общественного здоровья и здравоохранения; заведующий – профессор Ю. Н. Филиппов), руководителей учреждений здравоохранения в Нижегородской государственной медицинской академии.
Таким образом, в Нижегородской области имеется начальный опыт, позволяющий рассматривать включенное образование как одну из возможных форм обучения детей-инвалидов в будущем.
Литература
1. Безух, С. М. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / С. М. Безух, С. С. Лебедева. — СПб : Речь, 2006. — 112 с.
2. Гарднер, Р. Психотерапия детских проблем. / Р. Гарднер. — СПб. : Речь, 2002 — 416 с.
3. Гусева, Н. К. Психологическое приспособление к новым условиям жизни (методы психотерапии) / В кн. Организация и методика проведения социального этапа реабилитации инвалидов на базе муниципальных центров социальной защиты населения. Методическое пособие / Н. К. Гусева, А. Л. Нелидов. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской Государственной медицинской академии, 1999. — с 30—57.
4. Гуткина, Н. И. Инструментальный метод в детской практической психологии / Н. И. Гуткина // Вопросы психологии, 2003. № 1.
5. Добряков, И. В. Психология семьи и больной ребенок: Учебное пособие. Хрестоматия / И. В. Добряков, О. В. Защиринская — СПб. : Речь, 2007 — 400 с.
6. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина с соавт. — СПб. : Питер, 2004, 2009. — 592 с.
7. Кравцова, Е. Е. Формирование психологической готовности детей к школе // Актуальные проблемы психопедагогики начального образования / Е. Е. Кравцова. — М., 1997.
8. Нелидов, А. Л. Восстановление базовых потребностей в развитии при психокоррекции детей и подростков «группы риска» / Психология образования: профессионализм и культура: Материалы региональной научно-практической конференции / А. Л. Нелидов. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — С. 265—273.
9. Нелидов, А. Л. Система вторичной профилактики в отношении детей «группы риска» разного типа: взаимодействие психолого-педагогических и медико-психологических технологий (на модели детей с синдромом минимальной мозговой дисфункции) / Проблемы и технологии профилактической работы с детьми «группы риска» в учреждениях образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / А. Л. Нелидов. — Арзамас: АГПИ, 2006 — С. 12—25.
10. Нелидов, А. Л. Психодиагностика системы эмоциональных отношений у школьников «группы риска» (игровая модификация цветового теста отношений А. М. Эткинда) / Современная психология в экономике, политике и социальной сфере : Материалы IV Международной научно-практической конференции 25.11.2008 / А. Л. Нелидов. — Нижний Новгород : НФ ИБП, 2009. С. 51—55.
11. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. — М. : Тривола, 1995. — 360 с.
12. Родионова, Е. Л. Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе / Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних / Е. Л. Родионова, А. Л. Нелидов. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2004. — с. 5—85.
13. Славина, Л. С. Трудные дети / Л. С. Славина. — М.; Воронеж : АП и СН, 1998. — 447 с.
14. Строжнова, Е. В. Психологическое исследование и психокоррекционная работа с больными гемофилией детьми. Дипл. раб. Рук. — А. Л. Нелидов / Е. В. Строжнова. — Н. Новгород, 1999.
15. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю. С. Шевченко. — М. : Вита-Пресс, 1997. — 58 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|