Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева
Морфология
Сельскохозяйственных
Животных
Учебное - методическое пособие
Допущено министерством сельского хозяйства РФ
в качестве учебно-методического пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
«Технология производства и переработки
сельскохозяйственной продукции»
Тюмень 2010
УДК 591.4
ББК 45.2
Рецензент:
кандидат биологических наук,
доцент кафедры анатомии и физиологии
человека и животных ФГОУ ВПО ТюмГУ
О.Н. Лепунова
Федоткина Т.В., Веремеева С.А. Морфология сельскохозяйственных животных. Учебно-методическое пособие. / ТГСХА. - Тюмень, 2010. - 186с.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры анатомии и физиологии ТГСХА, протокол № 1 от 8 сентября 2009 г.
Рассмотрено и рекомендовано к печати методическим советом Института биотехнологии и ветеринарной медицины ТГСХА, протокол № 7 от 15 марта 2010 г.
© Тюменская государственная
сельскохозяйственная академия, 2010
© Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева,2010 СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………..
| | Правила работы с микроскопом………………………..........
| | Занятие 1
| | Тема 1. Общая морфология клетки, органоиды и включения. Деление соматических клеток…………………………………………
| | Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клетках печени амфибии…………………………………………….
|
| Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка……………………………...
|
| Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яйцеклетки аскариды…………………………………………
| | Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках печени аксолотля……………………………………………………
| | Препарат № 1.5. Митоз (кариокинез) растительной клетки. Корешок лука……………………………………...
| | Препарат № 1.6. Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши………………………………………………………...
| | Занятие 2
| | Тема 2. Оплодотворение. Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных с разными типами яйцеклеток……..
| | Препарат № 2.1. Оплодотворение яйцеклетки лошадиной аскариды………………………………………….....
| | Препарат № 2.2. Дробление яйцеклетки лягушки ………
| | Препарат № 2.3. Бластула лягушки……………………….
| | Препарат № 2.4. Гаструла лягушки……………………….
| | Препарат № 2.5. Нейрула лягушки……………………......
| | Препарат № 2.6. Сомиты, хорда и нервная трубка зародыша курицы……………………………………………….
| | Занятие 3
| | Тема 3. Эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервная ткани………………………………………..
| | Препарат № 3.1. Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы коровы……………………...
| | Препарат № 3.2. Мазок крови человека………………......
| | Препарат № 3.3. Рыхлая волокнистая соединительная ткань подкожной клетчатки крысы……………………….
| | Препарат № 3.4. Плотная оформленная соединительная ткань. Сухожилие телёнка в поперечном разрезе………..
| | Препарат № 3.5. Гиалиновый хрящ ребра кролика……...
| | Препарат № 3.6. Берцовая кость человека (поперечный разрез декальцинированной трубчатой кости)…………...
| | Препарат № 3.7. Поперечно-полосатая мышечная ткань языка кролика……………………………………................
| | Препарат № 3.8. Нервные клетки спинного мозга, содержащие базофильное вещество (тигроидное вещество)
| | Занятие 4
| | Тема 4. Соматические системы…………………………..
| | 4.1. Остеология……………………………………………..
| | Занятие 5
| | Тема 4. Соматические системы (продолжение)…………..
| | 4.2. Артрология ………………………………………………...
| | 4.3. Миология…………………………………………………...
| | 4.4. Дерматология………………………………………………
| | Занятие 6.
| | Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях……………...
| | 5.1. Система органов пищеварения…………………………….
| | | | |
Занятие 7
| | Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)……………………………………………………………...
| | 5.2. Аппарат дыхания…………………………………………...
|
| 5.3. Система органов мочевыделения………………………….
|
| Занятие 8
|
| Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)……………………………………………………………...
|
| 5.4. Органы размножения млекопитающих……………………
|
| 5.4.1. Органы размножения самок……………………………...
|
| 5.4.2. Органы размножения самцов…………………………….
|
| Занятие 9
|
| Тема 6. Сердечно-сосудистая система………………………....
|
| 6.1. Сердце……………………………………………………...
|
| 6.2. Ангиология………………………………………………....
| | 6.3. Лимфатическая система……………………………………
| | 6.4. Кроветворные органы……………………………………...
| | Занятие 10
| | Тема 7. Нервная система……….………………………………
|
| 7.1. Центральный отдел нервной системы……………………..
|
| 7.2. Периферический отдел нервной системы…………………
|
| 7.3. Вегетативная нервная система…………………………….
|
| 7.4. Органы чувств……………………………………………..
|
| Занятие 11
|
| Тема 8. Железы внутренней секреции…………………………
|
|
Заключение………………………………………...…………..
|
|
Приложение...………………………………………………….
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Цель дисциплины «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» - дать обучающимся студентам, знания структурной организации клеток, тканей, органов сельскохозяйственных и домашних животных и закономерностей их развития в онтогенезе.
Задача дисциплины – сформировать у студентов умение свободно использовать знания нормальной структуры клеток, тканей, органов и их систем.
Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой методики к лабораторно-практическим занятиям по курсу основы общей цитологии и гистологии, эмбриологии и анатомии, рассчитанные на 2-х часовые занятия студентов по специальности 311200 “Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции”
Для овладения знаниями в области гистологии и эмбриологии необходимо изучение микроскопических и ультрамикроскопических структур с помощью светового и электронного микроскопов. Поэтому главным содержанием практических занятий является изучение с помощью светового микроскопа гистологических препаратов. Гистологический препарат является объективным источником сведений о микроскопическом строении тканей и органов животных и о процессах их развития. Практические занятия по анатомии должны содержать анатомические препараты по всем представленным разделам.
Целью работы студента на практическом занятии являются приобретение навыков работы с препаратом, умения анализировать наблюдаемые структуры, давать им оценку и делать правильные выводы.
Вопросы, представленные в пособии, соответствуют программе (2002 г.) по указанной дисциплине. В конце каждого занятия предлагаются контрольные вопросы по текущей теме. Приводится список литературы, доступной в библиотеке ВУЗа.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ
1. Установить микроскоп у края стола напротив левого плеча.
2. Установить объектив малого увеличения на 1,5-2 см от предметного столика. Поднять конденсор в верхнее крайнее положение. Поместить препарат на предметный столик в центр поля зрения.
3. Смотреть на микроскоп сбоку (не в окуляр) и опустить макровинтом объектив малого увеличения на 0,7-1 см от препарата.
4. Положить обе руки на макровинт и движением на себя поднимать объектив малого увеличения до появления четкого изображения.
5. Для перехода на большее увеличение повернуть револьвер и установить 40-кратный объектив (фокусное расстояние не изменять!). Микровинтом добиться резкого изображения.
ВНИМАНИЕ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
I. РАБОТА С МАКРОВИНТОМ на большом увеличении, т.к. можно раздавить препарат и повредить объектив.
II. УБИРАТЬ ПРЕПАРАТ из-под ОБЪЕКТИВА БОЛЬШОГО УВЕЛИЧЕНИЯ. Необходимо сначала поставить в рабочее положение малый объектив и затем снять препарат со столика микроскопа.
III.РАЗВИНЧИВАТЬ И ВЫНИМАТЬ ЛЮБЫЕ ДЕТАЛИ МИКРОСКОПА.
IV. ПЕРЕНОСИТЬ МИКРОСКОП (даже в пределах стола) С ПРЕПАРАТОМ НА ПРЕДМЕТНОМ СТОЛИКЕ.
ЗАНЯТИЕ №1
Продолжительность 2 часа
Тема 1. ОБЩАЯ МОРФОЛОГИЯ КЛЕТКИ, ОРГАНОИДЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ. ДЕЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ КЛЕТОК.
Цель занятия: Изучить микроскопическое и субмикроскопическое строение клетки и её органелл. Ознакомиться с расположением в клетке включений. Изучить строение ядра в неделящейся клетке и два вида клеточного деления: прямое (амитоз) и непрямое (митоз, или кариокинез).
Учебно-наглядные пособия:
1. Микропрепараты по цитологии.
2. Схемы, таблицы.
Препараты по цитологии иллюстрируют основные морфофункциональные особенности клеток и неклеточных структур и теснейшую взаимосвязь, и взаимозависимость их строения и функции.
Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клетках печени амфибии
Окраска: по Альтману.
Под малым увеличением рассмотреть на препарате клетки печени (см. Рис. 1. в приложении). Митохондрии в клетках печени представлены в виде мелких зерен, коротких палочек или нитей. Зарисовать и обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) митохондрии.
Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка
Окраска: осмиевая кислота.
Под малым увеличением микроскопа определить скопления крупных нервных клеток. Под большим увеличением микроскопа обратить внимание на округлую форму ложно-униполярных клеток, светлое однородное ядро, темной окраски ядрышко (Рис. 2.). Аппарат Гольджи представлен в цитоплазме нервных клеток в виде мелких чёрных телец в виде палочек и запятых вокруг ядра. Сделать рисунок и обозначить: 1) границы клеток, 2) эндоплазма, 3) ядро, 4) аппарат Гольджи.
Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яйцеклетки аскариды
Окраска:железный гематоксилин.
Под малым увеличением микроскопа найти одну из яйцеклеток, находящуюся в состоянии деления (Рис. 3.). Под большим увеличением изучить её структурные особенности: хитиновую оболочку, цитоплазму и клеточный центр. Препарат зарисовать и обозначить: 1) центриоли, 2) хромосомы, 3) цитоплазма, 4) желточное пространство, 5) оболочка яйца, 6) ахроматиновые нити.
Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках печени аксолотля
Окраска: кармин-Беста-гематоксилин.
Под большим увеличением микроскопа на одном из полюсов клетки в цитоплазме обнаруживаются мелкозернистые структуры ярко-розовой окраски, это гликоген, углеводные трофические включения (Рис. 4.). Зарисуйте несколько клеток с трофическими включениями гликогена. Обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) включения гликогена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|