|
Редподготовка книжных изданий
В рассматриваемый период значительный объем в потоке изданий приходится на книжные издания. В начале XIX века сократилось число издаваемых книг по сравнению с концом XVIII века. Но постепенно книгоиздание расширяется. На первом месте по количеству изданий стоит художественная литература, книги исторического и религиозно-богословского содержания. На втором месте - научная литература. В это время издание литературы осуществляли и сами авторы, и владельцы типографий, и книгопродавцы. Кроме того, издательской деятельностью занималась Академия наук (на государственные средства), а также научные общества, которые на собственные деньги выпускали свои труды. Начало века характерно дальнейшим развитием изданий. Значительно изменились поэтические вкусы читающей публики. Утрачивается интерес к одам, надписям, эпистолам и другим жанрам поэзии классицизма и усиливается интерес к лирике - интимной, сентиментальной, романтической. Видоизменяется облик изданий. Теперь уже на титуле обозначают не только жанр произведения и имя автора, как это делалось раньше ("Притчи" Александра Сумарокова, "Элегии" Федора Козельского и т.п.). Заботой автора и издателя сборники получают самостоятельные названия. Назовем несколько таких сборников. "Минуты муз" В. Попугаева - 1801; "Цветы граций" П. Шаликова - 1802 год; "Пустынная лира забвенного сына природы" И. Варакина - 1807; "Сумерки моей жизни" И. Долгорукова - 1806; "Венок для милых" - 1809; "Печальные, веселые и унылые тоны моего сердца" Ф. Рындовского - 1809. Усиливается дифференциация видов изданий, формируется их облик, который определяет оформление издания, принципы расположения произведений. Изменяется традиционное расположение стихотворений в соответствии с требованиями иерархии жанров. Поэты решают этот вопрос в соответствии с тематикой произведений или опираясь на другие принципы. В то же время антологии русской поэзии все еще создаются по привычным правилам. В.А. Жуковский опубликовал "Собрание русских стихотворений" (1810-1815), расположив произведения по жанровому признаку. Привычной формы придерживается и Г.Р. Державин, подготовивший свое собрание сочинений со строгим соблюдением жанрового принципа и принципа иерархии жанров. После его смерти этот принцип использовался при издании его произведений. Например, в четырехтомном издании "Сочинений" Державина (издатель - А.Ф. Смирдин), которое вышло в свет в 1831 году. Уже в первой трети XIX постепенно определяются основные аспекты работы редактора, круг обязанностей, формируются формы и методы подготовки книжных изданий. Публикуя литературно-художественные произведения, редактор, как правило, над их текстом не работал. Хотя при подготовке изданий другой литературы работа над текстом проводилась. В 1805 году один из владельцев типографии Кряжева пишет Максимовичу, автору издания "Указатель российских законов": "Вы же сами знаете, что я кроме обязанности моей печатать получаемый от вас оригинал вам деятельно помогал и в приведении оного в порядок..." . Напомним, что "редактирование" в буквальном значении перевода с французского и есть "приведение в порядок". Важное направление работы редактора - определение композиции издания. В рассматриваемый период композиция издания становится предметом литературно-критического анализа. Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал издатель и книгопродавец А.Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и известнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы широкой читающей публики и опирался на сформировавшийся уже интерес к художественной литературе. Не случайно Белинский называет тридцатые годы XIX века "смирдинским периодом". Изменилось "лицо" книжного дела. Из любительства по преимуществу оно превращается постепенно в строго профессиональную отрасль. Редактор в этой отрасли наряду с издателем занимает ведущее место. Причем личность редактора, его редакторское мастерство во многом определяют издательскую деятельность. Именно негодных редакторов О.И. Сенковского и Н.И. Греча, которым издатель доверил редакторскую часть своих изданий, современники обвиняют в том, что содержание этих изданий не всегда отвечало тем целям, которые ставил Смирдин, и даже в том, что этот блестящий издатель разорился. Важным условием высокого уровня первых изданий Смирдина стало то, что издатель сумел привлечь лучшие литературные силы того времени. На обложке первой из двух книжек альманаха "Новоселье" была помещена гравюра "Обед в книжной лавке Смирдина". Здесь в числе гостей Пушкин, Крылов, Вяземский и другие известные литераторы. Книжная лавка Смирдина была своеобразным клубом. Писатели заходили сюда за книгами, за новостями, для того чтобы друг с другом увидеться. Опыт Смирдина убедительно доказывает, что редактор и издатель современной литературы должен опираться на неформальный авторский актив. Тогда среда, окружение издателя и редактора станут для него источником определения направления изданий, позволит сформировать их состав, учитывая отношение к произведениям профессиональных опытных писателей. Большим вкладом в развитие российской культуры явилось издание серии "Собрание сочинений русских писателей". Было напечатано около 70 выпусков. В те времена, когда читающая публика увлекалась, в основном, французским чтением, такое предприятие несло в себе черты просветительства, открывало русскому читателю русскую же литературу. Таким образом, книгоиздание формирует определенное направление культуры, и в то же время собственно редакторская работа постепенно обретает профессиональные черты, выделяясь в самостоятельную сферу деятельности.
А. Пушкин как редактор
Свою деятельность в качестве редактора Пушкин начал в "Литературной газете" редактора-издателя А.А. Дельвига. С января по март 1830 года он редактировал эту газету. В качестве цели издания Пушкин определил задачу "знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно российской" (из вступительной статьи при начале издания). Литературный отдел газеты объединил лучших литераторов своего времени. Среди имен авторов - Д. Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков. Все значительные произведения печатались с разбором или краткими рецензиями в отделе "Библиография". Таким образом, уже первый собственно редакторский опыт Пушкина показывает, что редактор не только организатор издания. Пушкин понимает, что издание формирует общественное мнение, и следовательно, редактор должен помочь читателю разобраться в художественных произведениях, причем предложить читающей публике лучшее, что есть в литературе. Особый интерес представляет редакторская работа Пушкина над изданиями "Современника". Пушкин предполагал создание альманаха как чисто литературного издания и намеревался включать в него поэзию, прозу, литературную критику. Был установлен твердый авторский гонорар - 200 рублей за печатный лист. Внешним видом "Современник" напоминал альманах. Структура этого издания строилась по жанровому принципу: было представлено два раздела - "Стихотворения", "Проза". Кроме того, сюда вошли литературная критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, экономике, истории просвещения. Это было издание, предназначенное передовой, просвещенной публике. При жизни Пушкина, в 1836 году, вышли все четыре тома. Авторы альманаха - В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, А.В. Кольцов и др. Пушкин был активным организатором авторского актива "Современника", привлекая лучшие литературные силы того времени. Здесь были опубликованы повести "Капитанская дочка" Пушкина, повести Гоголя "Нос", "Коляска", "Утро делового человека". На страницах "Современника" находим произведения самых разных жанров - записки, очерки, зарисовки, отчеты, научно-популярные, литературно-критические, публицистические статьи. В конце томов помещен библиографический отдел - "Новые книги". Этот отдел имеет рекомендательный характер, наиболее интересные издания отмечены здесь звездочками. Пушкин ведет полностью всю редакторскую работу: составляет справочный аппарат (предисловие и послесловие); организует работу авторов и коллектива сотрудников. Примечательна работа Пушкина с Денисом Давыдовым и Надеждой Дуровой. Пушкин приглашает их к сотрудничеству, активно помогает в доработке произведений. Основная тенденция в отборе Пушкиным материалов при формировании "Современника" определялась его стремлением противопоставить свое отношение к литературе и чтению взгляду на чтение как на средство развлечения полуобразованных читателей. В "Современнике" он стремится показать лучшие образцы художественных произведений. Для развития редактирования это особенно серьезно. Редактор любого издания может "управлять" читательским восприятием литературного произведения, демонстрируя читающей публике те или иные аспекты произведения. В то время эта читающая публика, к которой обращен "Современник", от литературы ожидала прежде всего идейности, постановки важнейших общественных злободневных проблем. Видимо, многие читатели того времени присоединились бы к мнению А.И. Тургенева, который в ответ на письмо Вяземского от 8 апреля 1836 года пишет: "... как-то странно будет, если Пушкин совершенно исключит этот элемент (политику - С.А.) из своего "Современника": литература без политики не будет уже современной нам литературой". Деятельность Пушкина повлияла на развитие редактирования и в более общем плане. Его статьи содержат требования к произведениям литературы, формируют критерии их оценки. В своих литературно-критических работах Пушкин раскрыл многие характеристики литературных произведений, которые не утратили своего значения и для современной редакторской деятельности. Так, в литературной критике он видел выражение общественного мнения. Он рассматривал литературно-критические выступления как средство руководства развитием литературы и как средство воспитания читателя. Он считал, что критик должен обладать независимостью мнения, ученостью, начитанностью, уважением к преданию, осмотрительностью, зрелостью . Критик должен опираться не на свои пристрастия. Он должен иметь широкие литературные познания, руководствоваться своими внутренними убеждениями, коренными законами художественного творчества. Пушкин считал, что критика призвана "открывать достоинства и недостатки в произведениях искусства и литературы", основываясь на "современном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений" . Эти основания составляют методологическую базу современного редакторского дела как малой критики. Редактор, продолжая пушкинские традиции, должен при анализе произведений литературы использовать именно данный подход, рассматривая каждое произведение с учетом тех правил, которые использовал автор. Пушкин анализировал форму и содержание литературного произведения. Форму поэтических произведений он рассматривал, исходя из требования гармонии, в содержании отмечал смысл и точность. Иными словами, в качестве аспектов исследования произведений он избирал не любую и каждую случайную сторону вещи. Он выделял основное и главное - то, что определяет сущность произведения. Как важное свойство повествования рассматривал Пушкин достоверность фактов. В рукопись Вяземского "Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине" он предлагает включить ссылки на источники, которые подтвердили бы правильность приводимых фактов. Опыт Пушкина-редактора представляет интерес и с точки зрения работы над рукописями. Преобразователь и по сути один из основных создателей русского литературного языка, он в редакторской практике реализует свое право редактора именно так, что материалы с его правкой и постраничными пометами не утратили своей актуальности и по сей день. Прежде всего можно говорить о бережном отношении Пушкина- редактора к труду автора. Это проявляется в относительной малочисленности помет: отмечены только существенные недостатки. К ним относятся несоответствие отдельных аспектов произведения его жанру или собственной манере автора. Два этих основания при анализе произведения литературы, действительно, серьезны и заслуживают внимания редактора. Против одного из неудачных стихов К.Н. Батюшкова Пушкин пишет: "Это не Батюшкова, а Блудова, и то перевод". Сам великолепный поэт, прекрасно чувствующий слово, он подчеркивает необходимость следовать собственной поэтике. Работу Пушкина с авторами отличали, с одной стороны, взыскательность и требовательность, а с другой - необыкновенное внимание, глубокая заинтересованность. Многие писатели обязаны ему тем, что их произведения увидели свет. Так, в "Современнике" опубликованы 23 стихотворения Тютчева, который до этого не печатался. Пушкин публиковал стихотворения Кольцова и Слепушкина. Таким образом, отношение "автор-редактор" в деятельности Пушкина обозначилось отчетливо, и подчеркнем, что это отношение было именно таким, какое необходимо иметь редактору. В третьем томе своего "Современника" он пишет: "Статья "О движении журнальной литературы" напечатана в моем журнале, но из сего не следует, чтобы все мнения, в ней выраженные с такой юношеской живостью и прямодушием, были совершенно сходны с моими собственными. Во всяком случае она не есть и не могла быть программою "Современника" . На этом высказывании Пушкина стоит остановиться специально. Практически, весь XIX век характерен изданиями, которые прежде всего отражали волю редактора и издателя, поскольку, как правило, на страницы изданий попадали произведения тех авторов, чья позиция совпадала с позицией издателя. По сути, Пушкин и в этом случае опередил свой век, четко обозначив меру взаимодействия автора и редактора: редактор должен, имея собственную позицию, не лишать и автора права на собственную. В первой четверти XIX века в издательской практике существовала романтическая традиция расположения материала в изданиях - произведения располагались либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группировкой внутри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворений А.С. Пушкин в 1826 году. Однако издание "Стихотворений" 1829-1835 годов Пушкин строит уже на хронологическом принципе, располагая произведения по времени их написания. У читающей публики появляется интерес не только к собственно произведениям автора, но и к его творчеству. Своим изданием Пушкин как будто предугадывает это. Литература воспитывает публику, и эстетическая потребность качественно совершенствуется, что Пушкин, как редактор и издатель, сумел почувствовать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|