Компетенции, формируемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По проведению УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Семестр: 2
Часы: 108
Методические рекомендации разработаны доцентом кафедра дошкольной педагогики и специальных методик Никоненко З.А..
На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программы высшего профессионального образования, по направлению подготовки 44.03.02Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология». В соответствии с рабочей программой «Учебно-ознакомительной практики в специальных (коррекционных) организациях образования» для студентов первого курса. Утвержденной на заседании кафедры протокол от « » ____________ 20___г. №_____ и рассмотренной на НМК факультета протокол №__ от « »____________20___г.
Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образования проводится на первом курсе во втором семестре. Она является одним из необходимых этапов профессиональной подготовки студентов в системе Психолого-педагогического образования. Целью учебно-ознакомительной практики является:
ü ознакомление студентов со специальными (коррекционными) дошкольными образовательными учреждениями;
ü помочь студентам-бакалаврам определить особенности работы образовательных учреждений системы специального дошкольного образования, познакомить с основным содержанием деятельности специальных (коррекционных) организаций дошкольного образования, ОДО компенсирующего вида, а также с особенностями профессиональной деятельности педагогов-дефектологов, работающих в данных учреждениях;
ü познакомить студентов сособенностями работы педагога-дефектолога в группах для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и нарушений опорно-двигательного аппарата, которые функционируют в организациях дошкольного образования компенсирующего вида. С условиями и формами организации коррекционной работы и функциональными обязанностями педагога-дефектолога и воспитателей. С предметно-развивающей средой и организацией развивающего пространства в групповых комнатах;
ü учить наблюдать и анализировать работу педагога-дефектолога и воспитателей;
ü помочь студентам получить навыки взаимодействия с детьми, имеющими недостатки психофизического развития.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
1. Подготовить студентов к профессиональной практической работе по оказанию квалифицированной коррекционной помощи детям с недостатками развития.
2. Формирование представлений о коррекционной работе в специальных (коррекционных) организациях дошкольного образования (МС (к) ОУ).
3. Приобретение студентами опыта общения с детьми, которые имеют недостатки психофизического развития.
4. Создание условий для развития профессионально-значимых личностных качеств, формирование устойчивого нравственно-гуманистического взгляда на профессию педагога-дефектолога, проведения студентами самостоятельной работы и приобретения специальных умений и навыков.
Место учебно-ознакомительной практики в структуре ООП бакалавриата.
Учебно-ознакомительная практика проводится во втором семестре на очном отделении. Она направлена на приобретение студентами представлений и знаний об оказании специальной педагогической (дефектологической) помощи детям дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития в системе образования. Прохождение учебно-ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору. Учебно-ознакомительнойпрактике предшествует изучение следующих дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: «Анатомия и возрастная физиология», «Клиническая психология детей», «История педагогического образования», «Введение в педагогическую деятельность».
Освоенные студентами в период учебно-ознакомительной практики профессионально-педагогические знания и умения (аналитические, прогностические). Создают базу для последующего изучения дисциплин предметной подготовки и развития исследовательской, проектной деятельности и помогают приобрести «входные» компетенции, такие как:
а) Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 - способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
ОК-2 - владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений
ОК-3 - владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;
ОК-4 - готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач).
2. Формы проведения учебно-ознакомительной практики:
Учебно-ознакомительная практика пассивная и проводится без отрыва от учебного процесса. Студенты знакомятся со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями компенсирующего вида для дошкольников с нарушениями развития. Практика проводится в форме наблюдений и анализа коррекционно педагогического процесса.
3. Место и время проведения учебно-ознакомительной практики:
Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образованияпроводится без отрыва от учебного процесса на 1 курсе во втором семестре, общей продолжительностью две недели (12 выходов в МС (к) ОУ). Учебно-ознакомительная практика проводится по графику (по два дня) в каждом специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушениями:
-зрения (ознакомление с работой учреждения образования, тифлопедагога и коррекционной группы);
-слуха (ознакомление с работой учреждения образования, сурдопедагога и коррекционной группы);
-интеллекта (ознакомление с работой учреждения образования, олигофренопедагога и коррекционной группы);
-опорно-двигательного аппарата (ознакомление с работой учреждения образования, педагогов-дефектологов и коррекционной группы).
Компетенции, формируемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики
В результате прохождения практики у бакалавра формируются и развиваются следующие компетенции:
Обще профессиональные компетенции (ОПК):
ОПК-1 - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.
Профессиональные компетенции специальные психолого-педагогические (ПКСПП):
ПКСПП - 4 - способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями.
Профессиональные компетенции деятельности (ПКД):
ПКД-5 - способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В процессе подготовки к учебно-ознакомительной практике в специальных (коррекционных) организациях образования и её осуществления студенты должны знать:
- порядок организации и особенности педагогического процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
- содержание коррекционно-педагогической деятельности педагога-дефектолога и воспитателя с детьми;
- организацию и руководство коррекционно-образовательной, воспитательной, игровой и других видов деятельности детей;
- правила создания коррекционно-развивающей среды;
- функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности и поведения всех участников коррекционно-образовательного и воспитательного процесса.
уметь:
- вести педагогическое наблюдение и беседы;
- анализировать педагогический процесс, специальную научную и методическую литературу;
- изучать условия педагогического пространства, наблюдать за деятельностью педагогов-дефектологов и детей, оказывать помощь детям в различных видах их деятельности;
- устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами;
- наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности коррекционно-педагогической деятельности педагогов;
- участвовать в организации коррекционно-педагогической работе совместно со специалистами учреждения.
владеть:
- умениями анализировать коррекционно-педагогический процесс в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
- организаторскими умениями;
- конструктивно-проектировочными умениями;
- коммуникативными способностями;
- прикладными способностями.
5..Структура учебно-ознакомительной практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет-3зачетные единицы, 108 часов, дневное отделение.
н/п
| Раздел (этапы) учебной практики
| Общая трудоёмкость
| Форма контроля
| зачетные единицы
| часы
|
| Подготовительный этап
| 0,2
|
| отчет
|
| Основной этап
| 1,6
|
| отчет
|
| Итоговый этап
| 0,2
|
| отчет
| 4.
| Самостоятельная работа студентов
| 1,0
|
| отчет
| Всего:
| |
|
| зачет
|
Содержание учебно-ознакомительной практики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|