Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента.





Методологические основы менеджмента в Казахстане [:]

Цель:Изучить содержание и место менеджмента в системе экономических категорий.

Структура лекции:

1. Понятие менеджмента.

2. Основные черты менеджмента.

3. Принципы менеджмента.

 

Менеджмент — это область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Следует различать понятия управление, менеджмент и руководство.

Управление > Менеджмент > Руководство.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, термины «менеджмент» и «управление» используются как тождественные.

Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента



Управление Искусство (практика) выполнения работы Менеджмент
Наука (область человеческого знания)
Функция (вид деятельности)
Процесс
Люди, управляющие организацией
Орган или аппарат управления

 

Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.

Управление ставит своей непосредственной задачей внесение необходимой упорядоченности в процесс организации совместной деятельности людей для достижения согласованных и координированных действий.

Термин "менеджмент" применяется, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях, к управлению деятельностью, направленной на получение прибыли. В последнее время его стали применять в отношении государственных и других непредпринимательских организаций.

Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, которое означает:



· ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;

· постоянное стремление к повышению эффективности производства;

· хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности;

· постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

· необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных оптимальных решений.

В мировой литературе установилась традиция, дающая термину "менеджмент" чрезвычайно широкую трактовку.

Менеджмент определяется как:

· способ, манера обращения с людьми;

· власть и искусство управления;

· особого рода умелость и административные навыки;

· орган управления, административная единица.

· совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

«Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

«Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людей в самых разнообразных организациях».

«Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли».

Канадский теоретик в области трудовых отношений Н. Кинг трактует менеджмент как «соединительное звено между трудом и капиталом, которое может аннулировать классовые концепции».



«Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата развитого современного производства по использованию законов и закономерностей общественного развития, позволяющую организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды жизнедеятельности. Осуществление данной функции неизбежно предполагает и приводит к возникновению и воспроизводству определённых социально-экономических отношений, выступающих общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального производства».

В этой связи выделяются следующие основные значения термина "менеджмент":

· умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;

· функция, специфический вид деятельности – процесс руководства людьми в организациях;

· область человеческого знания, помогающая осуществлять эту функцию;

· орган управления, выполняющий эту функцию.

Выделяются следующие четыре основных аспекта менеджмента:

· экономический,

· социально-психологический,

· правовой

· организационно-технический.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность определенной группы лиц по организации и руководству усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система, независимо от сферы деятельности и формы собственности.

Менеджмент – это процесс управления, наука и искусство управления, специфический аппарат управления, интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения.

Менеджмент - это современная система управления, которая наиболее полно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений.

Менеджмент – это деятельность по руководству людьми в разнообразнейших организациях. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение достигать поставленные цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это наука, отрасль человеческий знаний помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в организациях.

Менеджеры – определённая категория людей, социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по управлению.

Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:
-целостности (системное свойство);
- иерархической упорядоченности;
- целевой направленности развития;
- научной обоснованности и оптимальности;
- сочетание централизации и децентрализации;
- демократизации.

Европейская модель управления: основана на идее подготовке квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или инженерно-экономическую), которая имеет прямое отношение к технической, экономической или управленческой деятельности предприятий; во-вторых, повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе практической работы, как правило, на краткосрочной основе. Сюда же примыкает и профессиональная переподготовка как более основательная форма развития знаний и умений вплоть до получения новой специальности в области бизнеса, менеджмента или предпринимательства.
Американская модель: основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако, как правило, в рамках американской модели, прежде чем получить высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый практический опыт работы, дабы изнутри понять, что такое бизнес и менеджмент в реальной жизни. Лишь после этого он выбирает «карьерный путь» менеджера и снова возвращается в систему высшего профессионального образования для приобретения серьезных знаний именно в области бизнеса и менеджмента, которые становятся для него главной профессией.
Японская модель: Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом. Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий – повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимилизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

Ни одна организация, ни одно пред­приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необходимость управления

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове­ком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз­растания групп и усложнения выполняемых ими функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только куль­туры древних египтян, но и их управленческого искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процес­сами, заботились о четкой специализации рабочих.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры органи­заций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря соз­данию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наи­более простую структуру управления: папа, кардинал, ар­хиепископ, епископ и приходской священник.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию тео­ретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли анг­лийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утопистаРоберта Оуэна в раз­витие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета кото­рого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалисти­ческом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выво­дит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоя­тельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предла­гался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

Вэтот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталки­ваться многие ученые в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль спе­циально подготовленных управляющих особенно усиливается вэпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляю­щие развивали систему знаний о том, как лучше исполь­зовать ресурсы.

Таким образом, предпосылками и источниками формиро­вания менеджмента как управления особого рода являются:

· индустриальный способ организации производства;

· развитие рыночных отношений, основными элемен­тами которых являютсяспрос, предложение и цена.

Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.

Американские ученыеГ. Кунц и С. 0'Доннелразработа­ли более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желае­мых результатов

На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринима­ли попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объяс­няется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.

В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли.В настоящее время известны че­тыре важнейших подхода, которые позволили выделить че­тыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

 

Подход с точки зрения научного Школа научного управления управления
Административный подход Классическая (административная) школа в управлении
Подход с точки зрения человече- Школа психологии и человеческих ских отношений и подход с точки отношений зрения науки о поведении
Подход с точки зрения количест- Школа науки управления венных методов (количественная)

Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.

Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.