|
Создание Российской Федерации и основные тенденции развития государства и права в 1990-е гг.
Эволюция государственно-политической системы. Приход к власти новых политических сил. Функции Президента и Верховного Совета на рубеже 1991-1992 гг. Введение постов президента в ряде субъектов РФ.
Ослабление государственного единства РСФСР. Подписание Федерального договора (март 1992 г.) и его стабилизирующее значение. Противостояние законодательной и исполнительной властей. Конституционный и государственный кризис. События 3-4 октября 1993 г. в Москве и ликвидация системы Советов в целом. Усиление органов исполнительной власти.
Голосование по проекту Конституции (12 декабря 1993 г.) и завершение реформирования органов представительной власти. Основное содержание Конституции 1993 г. Президент и его компетенция. Правительство. Федеральное Собрание. Положения Конституции о местных органах власти. Судебные органы РФ. Конституционный суд. Верховный суд.
Основные направления развития права. Источники права на территории России с начала 90-х гг. Конституционное право. Институт гражданства. Избирательное право. Гражданское право. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право. Гражданское процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 5
| Виды СРС
| Формируемые компетенции
| Форма контроля
| | ОК-1
| ОК-3
| ОК-9
| ПК-2
| ПК-17
| | Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (промежуточный контроль)
| Подготовка к практическому занятию
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль)
| | Изучение научной и учебной литературы
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| | Подготовка доклада и научного сообщения
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| | Подготовка научной статьи
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| | | | | | | | | | | | | | | | |
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 6
Раздел и тема
дисциплины
| Наименование или содержание
интерактивных занятий
| Тема 5. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья)
| Дискуссия
| Тема 8. Государство и право России в период становления и развития капитализма
Государство и право Российской империи в XIX – нач. XX вв. Государство право в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.)
| Дискуссия
| Тема 10 Государство и право Российской Федерации
Создание Российской Федерации и основные тенденции развития государства и права в 1990-е гг.
| Дискуссия
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 7
Наименование темы дисциплины
| Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии
| Тема 1. Введение. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России
| 1. Предмет периодизации истории государства и права России.
2. Метод периодизации истории государства и права России.
| Тема 2. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
| 1. Общественные отношения у скифов и сарматов.
2. Государственный строй Боспора в античности
3. Общественный и государственный строй Албании в раннее средневековье
4. Общественный строй. Государственный строй. Право Хазарии.
| Тема 3. Раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.)
Государство и право Древней Руси (X – нач. XIII вв). Государственно-правовое развитие древнерусских земель (начало XIII – XV вв.)
| 1. Субъекты права в Русской Правде.
2. Древнерусское уголовное право
3. Состязательный характер судебного процесса и его этапы
4. Новгородское и Псковское государства.
5. Система вечевых органов государственного управления Новгородом и Псковом.
6. Развитие права в Литовском государстве.
| Тема 4. Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.)
| 1.Возникновение империи Чингисхана в первой половине XIII в.
2. Установление верховной власти хана Золотой Орды над русскими княжествами.
3. Влияние монголо-татарского ига на политико-правовое развитие Руси.
| Тема 5. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья)
| 1.Особенности образования и развития государственности у монголов.
2. Особенности и источники монгольского права.
3. Шариат.
| Тема 6. Сословно-представительская монархия в России
Российское государство в XVI – XVII вв.
| 1.Государственный строй сословно-представительной монархии.
2. Судебники ХУ-ХУ1 вв. как памятники права.
3. Церковная организация и церковное право в ХУ-ХУ11 вв.
4. Судебное право в Уложении.
5. Сфера гражданско-правовых отношений.
| Тема 7. Образование и развитие абсолютной монархии в России
Государство и право российской империи в
XVIII в.
| 1.Характерные черты и особенности российского абсолютизма.
2. Государственные реформы Петра I.
3. Кодификация права в первой четверти ХУ111 в
4. Просвещенный абсолютизм в России, его сущность и связь с легитимностью.
5. Уложенная комиссия
6.Судебная реформа 1775 г.
7.Губернская реформа 1775 г
| Тема 8. Государство и право России в период становления и развития капитализма
Государство и право Российской империи в XIX – нач. XX вв. Государство право в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.)
| 1.Проекты государственных реформ М. М. Сперанского.
2. Кодификация права в первой половине Х1Х в.
3. Изменения в государственном аппарате в 70-80-е годы.
4. Контрреформы 80-90-х гг. Х1Х вв.
5. Программа Временного правительства Г. Е. Львова.
6.Главные тенденции развития буржуазной государственности.
| Тема 9. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права
| -
| Тема 9.1 Социалистическая революция в России и создание Советского государства (1917 – 1920)
| 1. Правовая политика Советского государства.
2.Государственная организация “белого” движения в годы гражданской войны.
| Тема 9.2 Государство и право в переходный период
(1921 – 1930)
| 1. Изменения в государственном аппарате в условиях нэпа.
2. Борьба советского государства против церкви.
3. Создание нового социалистического федеративного государства.
| Тема 9.3 Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 – 1960 гг.)
| 1. Формирование тоталитарной системы власти на рубеже 20-30-х гг.
2. Реконструкция народного хозяйства в 30-40-е гг.
3. Индустриализация.
4.Массовые репрессии второй половины 30-х гг.
5. Изменения в государственной системе СССР в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
6. Развитие государственно-политической системы в конце 40-начале 50-х гг.
7. Развитие права в конце 40-50-е гг.
| Тема 9.4 Государство и право в условиях кризиса социализма (1970-е – 1985 г.)
| 1. Эволюция государственно-политической системы в 60-70 гг. Новые программа и устав КПСС.
2. Конституция СССР 1977 г.
| Тема 9.5 СССР в условиях «перестройки» и последующего распада государства
| 1.Изменения в государственно-политической системе периода «перестройки».
2. Обновление законодательства в период кризиса и “перестройки”.
| Тема 10. Государство и право Российской Федерации
Создание Российской Федерации и основные тенденции развития государства и права в 1990-е гг.
| 1.Функции Президента и Верховного Совета на рубеже 1991-1992 гг.
2. Основное содержание Конституции 1993 г.
3. Источники права на территории России с начала 90-х гг.
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10.1. Использование информационных технологий
Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».
10.2. Применение активных методов обучения
Эффективное усвоение учебного материала осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Для подготовки к интерактивному занятию обучаемые должны:
1. Проанализировать научную, учебную литературу, нормативные правовые акты.
2. Сделать краткие записи.
Для наилучшего усвоения вопросов, рекомендуется следующие формы записей:
Заметки на полях, которые делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.
План прочитанного, представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста.
Выписки, делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных цитат изучаемой книги, с обязательной ссылкой на источник.
Тезисы – это вид записи, который представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги. Тезисы, как форма записи особенно удобна, в случае необходимости выступления на семинарском занятии, конференции.
Конспект - представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.
3. Сформулировать выводы по изученным вопросам, указать проблемы и пути их решения.
Таблица 8
Раздел и тема
Дисциплины
| Наименование или содержание
интерактивных занятий
| Тема 2. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу рабовладельческих государств на территории нашей страны.
| Тема 4. Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.)
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу влияния монголо-татарского ига на политико-правовое развитие Руси.
| Тема 5. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья)
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу проблем возникновения феодального государства и права у народов России.
| Тема 7. Образование и развитие абсолютной монархии в России
Государство и право российской империи в
XVIII в.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу характерных черт и особенностей российского абсолютизма.
| Тема 8. Государство и право России в период становления и развития капитализма
Государство и право Российской империи в XIX – нач. XX вв. Государство право в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.)
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу главных тенденций развития буржуазной государственности.
| Тема 9.2 Государство и право в переходный период
(1921 – 1930)
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу изменений в государственном аппарате в условиях нэпа.
| Тема 9.3 Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 – 1960 гг.)
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 9.5 СССР в условиях «перестройки» и последующего распада государства
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу изменений в государственно-политической системе периода «перестройки».
| Тема 10. Государство и право Российской Федерации
Создание Российской Федерации и основные тенденции развития государства и права в 1990-е гг.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу основных тенденций развития государства и права в 1990 – е г.г.
|
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
12.1 Формы текущего контроля
Формы текущего контроля составляют:
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.
12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица 9
Наименование темы дисциплины
| Работа на занятиях[1]
| Выполнение контрольных работ[2]
| Тема 1. Введение. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России
| 1,5
| 1,8
| Тема 2. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
| 1,5
| 1,8
| Тема 3. Раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.)
Государство и право Древней Руси (X – нач. XIII вв). Государственно-правовое развитие древнерусских земель (начало XIII – XV вв.)
| 1,5
| 1,8
| Тема 4. Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.)
| 1,5
| 1,8
| Тема 5. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья)
| 1,5
| 1,8
| Тема 6. Сословно-представительская монархия в России
Российское государство в XVI – XVII вв.
| 1,5
| 1,8
| Тема 7. Образование и развитие абсолютной монархии в России
Государство и право российской империи в
XVIII в.
| 1,5
| 1,8
| Тема 8. Государство и право России в период становления и развития капитализма
Государство и право Российской империи в XIX – нач. XX вв. Государство право в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.)
| 1,5
| 1,8
| Тема 9. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права
| -
| -
| Тема 9.1 Социалистическая революция в России и создание Советского государства (1917 – 1920)
| 1,5
| 1,8
| Тема 9.2 Государство и право в переходный период
(1921 – 1930)
| 1,5
| 1,8
| Тема 9.3 Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 – 1960 гг.)
| 1,5
| 1,8
| Тема 9.4 Государство и право в условиях кризиса социализма (1970-е – 1985 г.)
| 1,5
| 1,8
| Тема 9.5 СССР в условиях «перестройки» и последующего распада государства
| 1,5
| 1,8
| Тема 10. Государство и право Российской Федерации
Создание Российской Федерации и основные тенденции развития государства и права в 1990-е гг.
| 1,5
| 1,8
| Итого
|
|
| Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:
- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;
- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;
- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 25 баллов;
- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по дисциплине производится по следующей шкале:
- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы несформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в первой половине семестра (первая аттестация) и во второй половине семестра (вторая аттестация – по состоянию на последний день занятий семестра).
13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Основная литература
1) Чистяков О.И., Кутьина Г. А., Титов Ю.П. История отечественного государства и права В 2-х частях. Учебник для бакалавров. Изд-во Юрайт-Издат. 2012.
2) Смирнов С.Н. История отечественного государства и права. ЮНИТИ. 2013.
3) История отечественного государства и права [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. М. : Юрайт, 2011
2. Дополнительная литература
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|