I. Теоретические материалы по теме
Введение.
Масштабы развития промышленности предопределяет объем товарооборота и его структуру, торговля в свою очередь воздействует на развитие промышленности, формируя заказы на выпуск товаров народного потребления.
Своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с наименьшими затратами возможно при установлении оптимальных пропорций между развитием отдельных видов транспорта, обеспечении пропорциональности в развитии постоянных сооружений, связанных с обслуживанием подвижного состава, развитии дорожной сети.
Для выявления степени обеспеченности перевозок транспортными средствами разрабатываются балансы. На основе балансовых счетов разрабатываются меры по улучшению использования транспорта, и формируется государственный заказ на производство и поставки транспортных средств.
Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит в передаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеме необходимой потребителю информации.
1. Характеристика и задачи прогнозирования и планирования функционирования транспорта.
Транспорт (от лат. transport – переношу, перемещаю) – отрасль материального производства и обслуживания по перевозке грузов и пассажиров. Различают промышленный (внутрипроизводственный) транспорт, выполняющий перевозки внутри предприятий, и транспорт, обслуживающий сферу обращения.
Транспорт общего пользования перемещает труды одного предприятия на другое, из пунктов производства готовой продукции к ее потребителям, перевозит пассажиров и является продолжением производственного процесса в сфере общения.
Совокупность перевозочных средств, путей сообщения, средств управления и связи, а также различных технических и энергетических устройств, механизмов и сооружений, обеспечивающих их работу, составляет Единый транспортный комплекс (ЕТК), Единую транспортную систему (ЕТС).
В состав ЕТК входят все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, городской электротранспорт, магистральный нефте-, газо- и продуктопроводный, а также специализированные виды транспорта (конвейерный, гидравлический, пневматический, канатно-подвесной, монорельсовый).
Кроме грузовых и пассажирских перевозок ЕТК осуществляет и множество других функций нетранспортного характера, например, капитальный ремонт подвижного состава, остальных видов производственных фондов, внесение минеральных удобрений при помощи авиационных средств, строительство дорог.
Транспорт является одной из наиболее фондоемких отраслей. Основные производственные фонды транспорта составляют 15% от их величины по народному хозяйству. На его нужды расходуется существенная доля топливно-энергетических ресурсов страны.
Транспорт создает возможности широкого общественно-территориального разделения и кооперации производства, способствует сближению города и села, более использованию трудовых ресурсов. В этой связи практически все государства мира в качестве приоритетной задачи развития определяют создание и поддержание в постоянном работоспособном состоянии ЕТК, выделяют для этих целей большие капитальные вложения.
Продукция транспорта потребляется непосредственно в процессе производства.
Специфика потребления транспортной продукции по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности для удовлетворения потребности в транспортных средствах в моменты пиковых нагрузок.
Стоимость перемещения товаров добавляется к стоимости их производства, что порождает определенные противоречия между интересами транспортных предприятий и общества в целом.
Указанные особенности необходимо учитывать при прогнозировании и планировании развития транспорта.
Главной задачей планирования функционирования всех видов транспорта является обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Ее решение включает ряд локальных задач, среди которых обычно выделяют следующие:
1) обоснование приоритетов в развитии отдельных видов транспорта;
2) повышение эффективности работы транспорта на основе улучшения организации эксплуатационной деятельности, нормирования, повышения образовательного и квалификационного уровня кадров, социального развития коллективов;
3) постоянное обновление на основе новейших достижений научно-технического прогресса подвижного состава, транспортной инфраструктуры с целью повышения уровня конкурентоспособности транспортной системы государства на мировом рынке перевозок. [1 c.413]
Таким образом, каждый из видов транспорта имеет определенные преимущества и недостатки. С учетом запросов потребителей транспортной продукции определяются масштабы производственной деятельности отрасли в целом и каждой из ее подотраслей.
2. Прогнозирование и планирование объемов перевозок грузов и пассажиров.
Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее
деятельность. Основными из них являются:
1. Объем перевозок. Измеряется в тоннах применительно к грузам. Для более полной характеристики их состава обычно определяется величина перевозок в универсальных и специализированных контейнерах и пакетированном виде в зависимости от номенклатуры грузов. С учетом особенностей транспортного процесса используются такие измерители, как кубометры, штуки.
2. Грузо- и пассажирооборот. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр – это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке 1 т грузов на расстоянии 1 км, принятое обозначение – ткм. Пассажирооборот – это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро - километрах (ПКМ).
3. Общий грузооборот и общие перевозки. Определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов.
4. Средняя дальность перевозок грузов и пассажиров, технико – экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота грузового вагона в сутках, измеряемого средним затрачиваемым временем от одной погрузки вагона до другой, производительность транспортных средств, себестоимость одного тонно-километра, одного пассажиро - километра), пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей.
Кроме перечисленных используются и другие показатели, характеризующие различные стороны производственно-финансовой деятельности отрасли (доходы, прибыль, рентабельность, эффективность использования ресурсов).
Если рассматривать транспортный процесс на уровне соответствующего отраслевого министерства или органа управления транспортом в целом, то здесь нет необходимости определять весь комплекс показателей. Необходимо в первую очередь знать обобщающие, такие, как потребности народного хозяйства в перевозках, перевозочная мощность транспортной системы государства, ее конкурентоспособность.
Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов
1. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок.
2. Прогноз перевозок грузов, в том числе по номенклатуре, регионам, ведомствам.
3. Прогноз перевозок пассажиров, в том числе по регионам и назначению.
4. Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам.
Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок разрабатывается в масштабах народного хозяйства отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам в большинстве случаев по следующим показателям: отправка грузов, грузо - и пассажирооборот.
Широко распространены интуитивные, формализованные, комбинированные методы прогнозирования, позволяющие получить расчеты более высокой точности. В общем виде задача заключается в нахождении зависимости спроса на перевозки от факторов, оказывающих на него определяющее воздействие. Такими факторами являются макроэкономические показатели. Для грузовых перевозок – это валовой внутренний продукт, объемы производства продукции по отраслям экономики, объем ввозимых и вывозимых товаров. При прогнозировании пассажирских перевозок в качестве основных факторов учитываются численность, подвижность населения, доходы и тарифы на услуги транспорта. В качестве значимого выделяется фактор времени, в котором аккумулируются все происходящие экономические и социальные процессы и влияющие на них факторы.
По принятым параметрам производится соответствующая статистическая выборка за определенный период. если в предшествующих периодах происходили существенные изменения социально- экономической ситуации (резкое изменение уровня цен и тарифов, объемов производимой продукции, уровня жизни населения), то вводятся дополнительные факторы.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы укрупненных нормативов с использованием коэффициентов и перевозимости и балансовый метод.
Грузооборот определяется исходя из объема перевозок и расстояния, которое целесообразно определять путем решения транспортной задачи.
Количество перевозок грузов по номенклатуре, регионам, ведомствам предусматривает определение объемов отправления номенклатуры грузов на основе расчетов их производства и потребления, экспорта и импорта. Обычно прогнозирование производится по укрупненной номенклатуре продукции: каменному углю, коксу, нефти, газу, руде, черным металлам, лесу, строительным материалам, минеральным удобрениям, зерну, муке, крупе и по группе остальных грузов. Номенклатура не является строго фиксированной, она может уточняться при освоении производства новых изделий, перевозка которых требует выполнения особых условий.
Объемы перевозок рассчитываются в целом по стране, по регионам, министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствования и отдельным народнохозяйственным задачам. Для этих целей составляются балансы производства и потребления продукции, на основе которых разрабатываются сводные транспортные балансы, характеризующие общие объемы грузов, подлежащие ввозу и вывозу. На их основе разрабатываются мероприятия по обеспечению перевозок. [1 c.413]
Прогноз перевозок пассажиров разрабатывается отдельно для внегородских и внутригородских перемещений.
Пассажирооборот во внегородском сообщении на всех видах транспорта и по отдельным его видам определяется на основе данных о численности населения, его подвижности, уровне реальных доходов.
Транспортная подвижность населения измеряется количеством пассажиро-километров на одного жителя. Ее развитие зависит от множества факторов, прежде всего от величины реальных доходов населения, тарифов, степени развития транспортной системы, уровня «открытости» экономики. Обычно для этих целей на первом этапе находится корреляционная связь между реальными доходами и транспортной подвижностью населения, а на втором ее величина корректируется с учетом действия факторов в прогнозном периоде, отличным от базисного. Второй этап является наиболее сложным в процессе прогнозирования и планирования. Поскольку отличные от базисного периода факторы во многом носят вероятностный характер, корректировка осуществляется путем применения интуитивных методов прогнозирования. В качестве базовой информации для этих целей экспертами используются прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, внедрения достижений научно-технического прогресса, развития внешнеэкономических связей, туризма, ожидаемые отмены всевозможных ограничений и запретов на перемещение товаров и людей.[3 c.128]
Для достижения большей точности в расчетах величина пассажирооборота параллельно определяется при помощи других методов прогнозирования, наиболее распространенными из которых являются методы, построенные на основе корреляционной связи между пассажирооборотом и валовым внутренним продуктом, а также изучения степени воздействия научно-технического прогресса на изменение объема перевозок, состояние спроса на перевозки и возможности его более полного удовлетворения.
Прогнозируются и другие показатели, характеризующие пассажирские перевозки, в том числе отправки, дальность перемещения. Фактором, влияющим на объемы и расстояние перевозок кроме численности населения, уровня его реальных доходов, степени концентрации городского населения, пропускной способности зон массового отдыха, мощности транспортной системы, является их назначение, т.е. структура.
Объем внутригородских перевозок пассажиров определяется исходя из ожидаемой в рассматриваемом периоде численности городского населения и его транспортной подвижности – среднего числа поездок в год всеми видами транспорта, приходящегося на одного жителя. Транспортная подвижность населения определяется с учетом фактического числа поездок за предыдущие годы, намечаемых изменений в количестве и социальном составе населения, в размерах территории и прогнозируемой структуре городов, развития зон отдыха и культурно-бытовых центров, изменения благосостояния городского населения и уровня его транспортного обслуживания. Средняя дальность поездок на внутригородских сообщениях находится по результатам периодически проводимых обследований пассажиропотоков.
При расчете потребности в пассажирских перевозках на внутригородских сообщениях пассажирским автотранспортом городов отдельно выделяется потребность в автобусных и таксомоторных перевозках. В последнем случае учитывается зависимость спроса населения на платные услуги такси от уровня реальных доходов в расчете на одного жителя города. При определении потребного развития пассажироперевозочных мощностей общественного пассажирского транспорта городов учитываются также перевозочные возможности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании населения, и средств служебного и ведомственного автотранспорта.
Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам производится с учетом достигнутого уровня в базисном периоде и ожидаемых изменений в будущем. Учитываются технико-экономические и эксплуатационные особенности каждого вида транспорта, а также вид груза, дальность и скорость перевозки, издержки и тарифы перевозок, грузоподъемность транспортной единицы, непрерывность перевозок и маневренность транспорта. Производятся расчеты технико-экономических возможностей, т.е. производственной мощности транспортной инфраструктуры и подвижных транспортных средств, на основе чего находится предельный объем перевозок. Одновременно определяется и прогнозируемая величина перевозок, которая может быть предложена заказчиком на данном виде транспорта.
При прогнозировании грузовых и пассажирских перевозок учитываются сложившиеся сферы применения каждого из видов транспорта, например:
- в зоне коротких расстояний для массовых перевозок используется преимущественно железнодорожный транспорт, а при рассредоточенных пассажиропотоках – автомобильный;
- в зоне средних расстояний используется железнодорожный транспорт.
- в зоне дальних расстояний используется железнодорожный и воздушный транспорт, причем по мере увеличения дальности перевозок роль воздушного транспорта повышается.;
- речной и морской транспорт используется в основном для перевозки пассажиров в районах, где нет других видов сообщения, а также для отдыха и туризма.
Особенно важно выявить потребности в подвижном составе транспорта и возможности их удовлетворения.
Количество требуемого подвижного состава зависит от планируемых объемов перевозок грузов и пассажиров, технико-экономических показателей используемых транспортных средств и степени неравномерности перевозок в течение года. С учетом имеющихся различий в характере перевозок, условий эксплуатации и сложившихся исторических особенностей расчеты проводятся по каждому виду транспорта.
1. Железнодорожный транспорт. Потребность в тепловозах (электровозах) для перевозки грузов Nт.г определяется делением прогнозируемого годового объема грузооборота на 365 дней в году и на их среднесуточную производительность с последующим умножением на коэффициент резерва, т.е.
Qг
Nт.г. = ------------- * Kт.г.,
365 * qт.г.
где Qг - прогнозируемый объем грузооборота на тепловозах (электровозах), ткм;qт.г. - среднесуточная производительность тепловоза (электровоза), ткм/сут.;
Кт.г. - коэффициент резерва тепловозов (электровозов).
Количество тепловозов (электровозов) для пассажирского движения Nт.п. устанавливается делением прогнозируемого годового объема пассажирооборота на 365 и среднесуточную производительность с последующим умножением на коэффициент резерва:
Qп
Nт.п. =----------- Kт.п.
365 qт.п.
где Qп. - прогнозируемый объем пассажирооборота при перевозке на тепловозах (электровозах),пкм; qт.п.-среднесуточная производительность тепловоза (электровоза), пкм/сут.; Кт.п - коэффициент резерва парка тепловозов (электровозов).
Общая потребность в грузовых вагонах Nв.г. рассчитывается по формуле
Qг tв
Nв.г. = ---------- Kв.г.,
365 Hс
где Qг -объем отправления грузов в прогнозном году,т; tв -среднее время оборота вагона, сут.; Нс - статистическая нагрузка на вагон, т; Кв.г. - коэффициент резерва вагонов.
Необходимое количество пассажирских вагонов рассчитывается по формуле
Qп
Nв.п. = ----------- Kв.п.,
365 S Hв
гдеQп- прогнозируемый объем пассажирооборота на год, пкм; S -среднесуточный пробег пассажирского вагона, км; Hв - средняя заполняемость вагона, чел.; Кв.п. - коэффициент резерва вагонов.
2. Автомобильный транспорт. Для выявления потребности в автомобилях вначале уточняется возможная годовая производительность (qавт) одной автомобиле - тонны (автобусо - места) по формуле
qавт = 365 α Tн Yэ B ^ Hс, ткм/год (пкм/год),
где α –коэффициент выпуска автомобилей на линию; Тн–среднее время нахождения автомобиля в наряде на сутки, час; Yэ -средняя эксплуатационная скорость автомобилей, км/час; В – коэффициент использования пробега; ^ -коэффициент использования грузоподъемности; Нс–грузоподъемность автомобиля.
Исходными данными для обоснования перечисленных показателей служат отчетные данные работы за предшествующий период, результаты прогнозных расчетов и намечаемые к выполнению мероприятий по более эффективному использованию автомобильного парка.
Делением общего прогнозируемого объема грузооборота на уточненное значение возможной годовой производительности одной автомобиле - тонны находится потребное количество автомобиле - тонн, которые затем распределяются на автомобили различных назначений.[1 c. 423]
3. Прогнозирование и планирование развития связи и информатики.
Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит в передаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеме необходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны быть доступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер.
В современных условиях роль связи и информатики как важного звена в обеспечении успешного функционирования народного хозяйства и необходимого условия социально-экономического процесса постоянно возрастает.
Основной задачей прогнозирования и планирования функционирования и развития указанного звена производственной инфраструктуры является максимально полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых. Экологических и других издержках на осуществление. При решении указанной задачи учитывается специфика и уровень развития каждого вида услуг связи и информатики.
Основные показатели прогноза развития связи и информатики – объем продукции в стоимостном измерении, протяженность телефонных каналов на междугородних и международных линиях, емкость городских и сельских телефонных станций, узлов коммутации каналов передачи данных и телеграфной сети, количество телевизионных станций мощностью 1кВт и выше, комплексно-механизированных предприятий связи, телефонных аппаратов у абонентов, объем продукции связи и информатики включает сумму услуг народному хозяйству и населению по передаче сообщений, программ телевидения и радиовещания, а также по представлению в пользование потребителей действующих технологических средств. Он определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении и соответствующих им внутриотраслевых цен. В процессе прогнозных расчетов учитывается изменение численности, реальных доходов населения и влияние других факторов. [1 c.427]
Рассчитанные объемы услуг связи и информатики сопоставляются с возможностями развития отрасли и прежде всего с состоянием производственных мощностей по линиям связи всех видов, радиовещательным и телевизионным станциям, городским и сельским АТС, узловым предприятиям почтовой связи.
Таким образом, планирование структуры и объема промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию межотраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имеющимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции.
АПК представляет собой сложную биоэкономическую производственную систему. В связи с этим следует исходить из взаимодействия экономических и естественных – биологических процессов.
В состав строительного комплекса входит производство строительных материалов, конструкций и деталей и множество подотраслей, обеспечивающих процесс капитального строительства. Строительству отводится важная роль в решении экономических и социальных проблем.
Делением общего прогнозируемого объема грузооборота на уточненное значение возможной годовой производительности одной автомобиле - тонны находится потребное количество автомобиле - тонн, которые затем распределяются на автомобили различных назначений.
Основной задачей прогнозирования и планирования функционирования и развития производственной инфраструктуры является максимально полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых экологических и других издержках на осуществление.
II. Глоссарий
Транспорт — одна из важнейших отраслей производственной инфраструктуры и экономики страны, обеспечивает связь между отраслями народного хозяйства, регионами, странами мира, создает возможность в глубокой специализации производства.
Транспортный комплекс включает: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный транспорт.
Грузооборот определяется исходя из объема перевозимых грузов и расстояния перевозок.
Объем пассажирооборота определяется исходя из численности населения страны и его транспортной подвижности.
Транспортная подвижность характеризует количество пассажиро-километров в год на одного жителя.
Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|