Тема 3.1 Управление закупками (6 часов)
1. Цели логистического менеджмента в управлении закупками. 2. Управление закупками: функции, задачи. 3. Целевые функции закупочной деятельности: стоимость, качество, сроки. 4. Стратегия снабжения в рамках стратегии компании и цепи поставок. 5. Стратегия логистического управления закупками. 6. Стратегии управления закупками: форвардные закупки и закупки «точно-в-срок» 7. Задача «делать или покупать» (make or buy (МОВ)).
1. Как Вы помните, логистика снабжения включает два основных функционала: управление поставщиками и управление закупками.
Остановимся подробнее на управлении закупками. Управление закупками (УЗ) в значительной степени влияет на конкурентоспособность предприятия и должно вносить свой вклад в достижение корпоративных целей фирмы и в выполнение логистической стратегии. Если УЗ не выполняется в должном виде, то предприятие не получит сырья и готовой продукции к нужному сроку, нужного качества и по цене, которая сохранит стоимость конечной продукции конкурентоспособной и контролируемой. УЗ составляет основу операционной деятельности службы (отдела) закупок и должно обеспечивать:
- приобретение предметов снабжения по наиболее выгодным ценам;
- поддержание оптимального размера запасов закупаемой продукции;
- контроль качества закупаемых предметов снабжения в соответствии со стандартами;
- стабильное выполнение графиков доставки, сохранность груза в пути, точность оформления товарно-транспортных документов, выдерживаемая номенклатура и объем заказа;
- оптимизация трансакционных затрат на закупки и логистических издержек на доставку закупаемой продукции;
- эффективный автоматизированный учет предметов снабжения;
- развитие базы знаний персонала службы снабжения.
УЗ должно учитывать и координировать приоритеты и обеспечивать взаимодействие критериев эффективности финансового менеджмента (минимальные затраты на закупки МР, минимальная потребность в дополнительных инвестициях, минимальные финансовые риски (от возможного дефицита, кредитных отношений и т.п.), максимальная скорость оборота капитала, вложенного в МР, минимальный объем «замороженных» в запасах средств и т.п.), производственного менеджмента (полное удовлетворение плановых заявок в номенклатуре и объемах поставок, синхронизация сроков доставки с производственным расписанием, высокое качество МР, отсутствие сбоев в поставках и т.п.), маркетинговой стратегии (увязка требований маркетинговых стратегий и логистических возможностей предприятия).
2. В рамках рассмотренных целей формируются задачи УЗ. К основным задачам управления закупками относятся:
- сбор и обработка заявок подразделений компании на предметы снабжения и услуги;
- планирование потребности в предметах снабжения;
- определение и корректировка условий договоров на закупку;
- логистическая поддержка доставки закупаемой продукции;
- получение закупаемой продукции и входной контроль ее качества;
- хранение и грузопереработка предметов снабжения в складской системе («на входе») предприятия;
- управление запасами предметов снабжения в логистических каналах закупок;
- подготовка документов для оплаты предметов снабжения и услуг, расчеты с поставщиками.
В соответствии с рассмотренными задачами сформулируем основные функции УЗ:
- формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
- получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
- определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
- согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
- контроль сроков поставки материалов;
- входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
- доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
3. Исходя из задач управления закупками целевыми функциями управления закупками (то есть главными критериями определения эффективности логистики снабжения) являются три категории: стоимость, качество, сроки.
Сокращение затрат на закупки обеспечивается за счет следующих мероприятий:
- совершенствование планирования потребности и нормирования расхода МР;
- устранение потерь от брака в производстве и при доставке от поставщиков;
- максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных МР;
- максимальное сокращение промежуточного складирования МР;
- доставка МР от поставщиков с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
- минимизация уровней запасов МР на всех уровнях складской системы и т.п.
Для достижения необходимого уровня качества закупаемых МР на предприятиях реализуется входной контроль. Товары прошедшие этот контроль передаются на хранение, а относительно не прошедших контроль товаров следует провести следующие мероприятия:
- возврат поставщику за его счет;
- исправление недостатков товаров покупателем и взыскание связанных с этим затрат с поставщика;
- снижение цены на товары, ненадлежащего качества.
Недостатками входного контроля являются значительные затраты ресурсов, не добавляющие ценности для конечного потребителя, а также то, что некоторые поставщики начинают в основном полагаться на инспектирование своей продукции покупателями. В настоящее время в связи с развитием логистических концепций интегрированных взаимоотношений поставщиков и потребителей (JIT, ECR, VMI), основное внимание уделяется сокращению или вообще устранению всех контрольных операций, связанных с проверкой качества закупаемой продукции. Для этого полная ответственность за качество поставляемой продукции в соответствии с установленными спецификациями и сообщение покупателю о результатах проверки возлагается на поставщика.
Учитывая тенденции развития логистических технологий, минимизирующих уровни страховых запасов сроки поставок и их надежность имеют критическое значение. Относительно сроков главной целью логистики снабжения является максимальная синхронизация графиков и объемов поставок с производственным графиком. В противном случае возникает риск возникновения сбоев в производстве, связанных с отсутствием необходимых МР, либо излишние запасы, требующие затрат на хранение, иммобилизующие оборотные средства предприятия, а также провоцирующие в некоторых отраслях риск возникновения убытков от неликвидных запасов. Для минимизации риска подобных ситуаций многие предприятия устанавливают жесткие сроки поставок, штрафные санкции за их невыполнение.
4. Приоритетными задачами стратегии снабжения являются:
- анализ рынка новой продукции и потенциальных источников поставок в глобальном масштабе,
- процедура выбора поставщиков,
- формирование и ведение базы поставщиков,
- ценовые модели закупок,
- управление договорами и контрактами с поставщиками и др.
При формировании стратегии снабжения необходимо исходить из следующих приоритетов:
- конкурентоспособность поставщиков и ценовых скидок при многократных заказах одному поставщику;
- оборачиваемость запасов за счет сокращения длительности цикла поставки;
- оптимизация транспортных расходов;
- тесного взаимодействия с поставщиками.
Стратегия снабжения во многом зависит от общей стратегии бизнеса и тех требований, которые на нее накладываются. Очень важно помнить, что хотя организации всегда должны стремиться взять на вооружение лучшие приемы снабжения, им нужно сделать это в ходе эволюционного процесса развития своего бизнеса и управлять изменениями снабжения так, чтобы они соответствовали реалиям корпоративной стратегии.
Стратегия снабжения может быть определена как синергия закупочных, коммерческих, логистических и других видов деятельности, повышающих ценность для конечного потребителя и дающих чистый эффект. А больший синергетический успех, чем у других компаний отрасли позволяет получить конкурентное преимущество.
5. В разрезе разработки стратегии снабжения можно выделить пять базовых факторов:
- Стратегический сорсинг;
- Стратегическое планирование закупок;
- Управление рисками;
- Организационная структура;
- Информационная поддержка.
Стратегический сорсинг – это совокупность процессов, на основе которых принимаются решения о стратегических источниках поставок/закупок, в результате чего организация получает необходимые ей ценности. Есть несколько вариантов стратегического сорсинга: Single Sourcing – закупки из единственного источника и Multiple Sourcing – из нескольких источников. При Multiple Sourcing товарная сделка между предприятием-поставщиком и производителем имеет одноразовый характер, а принцип Single Sourcing стремится к долгосрочным отношениям. Этот вид стратегии снабжения особенно часто применяется в отношении высокотехнологичных, сложных, ориентированных на клиента продуктах. Предпосылкой для извлечения производственно-экономической выгоды из метода Single Sourcing является развитие вертикальной интеграции между поставщиком и производителем. По соображениям минимизации рисков Single Sourcing на практике встречается не очень часто. Большинство предприятий подстраховываются при помощи, по крайней мере, еще одного поставщика (Dual Sourcing) и размещают у него заказы на какую-то часть товаров в зависимости от периодически возникающих потребностей.
Стратегическое планирование закупок включает:
- дифференцированный анализ и планирование потребности в закупаемых предметах снабжения по номенклатурным группам;
- разработку планов снабжения и размещения заказов у поставщиков;
- оценку потребностей в логистических мощностях по доставке и хранению закупаемой продукции;
- разработку плановых значений (стандартов) KPI и т.д.
При этом необходимо определить узкие места, связанные с закупкой предметов снабжения. В стратегическом плане нужно оценить факторы, связанные с изменением качества закупаемой продукции, вероятности повышения или цен, целесообразность хеджирования и форвардных закупок. Стратегический план должен гарантировать, что логистические каналы закупок предметов снабжения будут действовать бесперебойно.
Оптимизационные решения по определению наиболее важных типов закупок и отдельных номенклатурных позиций обычно базируются на следующих критериях:
- процентная доля в себестоимости производства продукции;
- процентная доля в общих затратах на закупки (ТСО);
- применение в ГП компонентов, обеспечивающих высокую маржу прибыли.
Важную роль в стратегическом планировании играют современные инструменты информационной поддержки планирования: программный MRP-комплекс, модули «Закупка» КИС, пакеты типа «Open-to-Buy» и т.п.
Управление рисками призвано исключить негативные последствия внешних факторов макроэкономической среды, а также риски, возникающие при взаимодействии с поставщиками и посредниками в логистических каналах закупок. Эти риски сравнительно многочисленны и разнообразны (риски, связанные с повышением цен на энергоносители и другие биржевые товары, колебания курсов валют и биржевых индексов, логистические риски, связанные с доставкой, грузопереработкой, таможенными операциями, риски взаимодействия с поставщиками (нестабильность качества продукции, монополизм поставщика, нарушения договорных обязательств по поставкам) и пр.).
Методы, используемые для оценки и управления рисками в логистических каналах снабжения, должны обеспечивать:
- прогнозирование общеэкономических и финансовых последствий проявления рисков;
- учет и прогнозирование макроэкономических индикаторов;
- расчет потенциальных ущербов от разных типов рисков;
- минимизация рисков снабжения за счет страхования рисков;
- многокритериальная оценка поставщиков;
- разработка стратегий снабжения с учетом стохастических характеристик параметров закупок и адекватных прогнозов.
Организационная структура управления снабжением. Рамочными условиями, характерными для современных тенденций при создании эффективной структуры управления снабжением являются:
- процессный подход,
- растущее использование аутсорсинга,
- развитие информационных и коммуникационных технологий,
- повышающаяся скорость изменения рынков поставщиков,
- глобализация рынков.
Вопрос правильной структуры службы снабжения может быть решен только с учетом индивидуальных особенностей конкретной компании. Эффективность структуры организации снабжения измеряется ее гибкостью и тем, насколько она позволяет реализовывать поставленные стратегические цели.
Различают следующие организационные варианты:
- децентрализованная структура – децентрализованное деление на несколько функциональных подразделений со слабой концентрацией снабженческих задач;
- централизованная структура – объединение в одну центральную функциональную сферу снабжения с высокой концентрацией задач.
Информационная поддержка. Современные IT-приложения для автоматизации снабженческой деятельности включают: е-сорсинг, е-прокьюремент, е-аукционы, е-тендеры, снабженческие порталы, е-торговые площадки, электронная бизнес-разведка и интернет-аналитика, е-каталоги, программные модули «Закупка» КИС, ЕDI-технологии и интернет-коммуникации с поставщиками, информационно-программная реализация технологий SCM, SRM, VMI, ECR, ЛТ, имеющих отношение к снабжению, и многие другие.
6. Существует две основные закупочные стратегии: стратегия форвардных закупок и закупки «точно-в-срок».
Форвардные закупки– это приобретение материалов в количестве, превышающем текущие потребности, и с существенным опережением по времени их использования. Другими словами материалы, комплектующие и сборочные единицы закупаются заранее, до того времени, когда они непосредственно необходимы.
Преимущества:
1. Минимизируется влияние изменения цен на закупаемые ресурсы;
2. Обеспечивается защита от перебоев в поставках;
3. Экономия на затратах на грузопереработку, обработку заказа, транспортировку.
Недостатки:
1. Риск закупки ресурсов по завышенным ценам;
2. Рост затрат на содержание запасов;
3. Рост затрат, связанных с «замораживанием» капитала.
Ключом к успеху при управлении закупочной функцией является достижение разумного компромисса в отношении затрат, то есть минимизировать общие расходы, а не стремиться снизить отдельные стоимостные компоненты. Учитывая это, экономия, получаемая за счет форвардных закупок, должна превосходить дополнительные затраты на содержание запасов.
Закупки в режиме «точно в срок»– это стратегия снабжения, когда материальные ресурсы поступают на предприятие непосредственно перед моментом его использования.
Преимущества:
1. Существенное сокращение запасов и затрат на их хранение;
2. Значительное сокращение общей продолжительности производственного цикла;
3. Значительное снижение площадей, требуемых для производственного процесса;
4. Заметное улучшение качества своей продукции.
Необходимые условия внедрения стратегии закупок «точно в срок»:
1. Тесное взаимодействие поставщика и покупателя;
2. Качественная система коммуникаций между поставщиком и покупателем;
3. Близкое расположение поставщика;
4. Наличие соглашений о закупках в режиме JIT, обеспечивающих стабильность потребности и сроков доставки.
7. В процессе решения задачи «делать/или покупать» («make or buy» - MOB), для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие издержки и достижимый уровень качества продукции.
Общий алгоритм решения задачи МОВ состоит из двух этапов:
Этап 1. Рассчитать затраты на:
1. Собственное производство (стоимость сырья, рабочей силы, внутризаводские логистические издержки, накладные и прочие расходы);
2. Закупку (цена поставщика, затраты на размещение заказа, страховку, упаковку, складирование, грузопереработку, сортировку, входной контроль качества и другие затраты на закупку), а также связанные с управленческими расходами на снабжение.
Этап 2. Принять решение:
«делать самому» (затраты на производство меньше, чем затраты на закупку) или «купить» (затраты на закупку меньше затрат на производство).
Основные причины:
«делать»:
- поддержание имеющихся ключевых компетенций в производстве;
- снижение себестоимости производства;
- отсутствие подходящих поставщиков;
- страхование проблемных поставок (по количеству и параметрам доставки);
- использование собственных избыточных трудовых ресурсов или производственных мощностей;
- достижение желаемого уровня качества продукции;
- предотвращение сговора поставщиков;
- защита персонала от временного увольнения;
- защита патентованных продуктов или технологий;
- увеличение размера предприятия.
«покупать»:
- высвобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе;
- снижение затрат на приобретение продукции;
- сохранение обязательств перед поставщиками;
- получение технических или управленческих преимуществ;
- неадекватные мощности;
- уменьшение затрат на содержание запасов;
- подключение альтернативных источников;
- неудовлетворительные управленческие или технические ресурсы;
- налаживание сотрудничества с поставщиками;
- определенные позиции продукции защищены патентами.
Кроме затрат при принятии решения МОВ нужно учитывать воздействие этого решения на общую стратегию компании и общую удовлетворенность клиентов.
Дополнительная литература:
1. 7 с. 103-130
2. 5 с. 169-176
3. 11 с. 454-463
4. 12 с. 634-638
5. 12 с. 695-711
Тема 3.2 Планирование и прогнозирование потребности в ресурсах (4 часа)
1. Виды потребности в материальных ресурсах (МР) или готовой продукции (ГП). 2. Определение и планирование потребности в закупках. 3. Функциональный цикл определения потребности. 4. Особенности применения методов определения потребности на промышленных и торговых предприятиях. 5. Современные методы планирования потребности в продукции: нормативный подход, планирование на основе прогнозов спроса и расхода продукции, система MRP (Material Requirement Planning), система «точно-в-срок».
1. Потребность в материальных ресурсах – это количество МР и ГП, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.
Потребности каждого предприятия можно разделить на две большие группы:
Общая потребность включает валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования.
Валовая, или брутто-потребность – это потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции.
Чистая, или нетто-потребность – это потребность в сырье, материалах, комплектующих на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.
Первичная потребность – это потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет.
Вторичная потребность – это потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены.
Третичная потребность – это потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.
2. Определение потребности в закупках включает определение необходимого количества материальных ресурсов и готовой продукции, а также сопровождающих их услуг, которые затребуют внутренние или внешние потребители в определенное время в будущем.
Основными параметрами определения потребности являются:
– Объем продаж;
– Интервал времени между поставками.
Источником информации для планирования потребности в МР и ГП указанных направлений изначально является прогноз продаж (спроса) на производимую ГП или оказываемые услуги. На основе прогноза продаж составляются графики производства продукции, а уже на основании этих данных выбираются стратегии закупок, и принимаются решения в отношении объема запасов на предприятиях.
Прогнозы продаж позволяют установить, сколько каждого продукта, выпускаемого компанией, потребуется доставить на обслуживаемые ею различные рынки, а также принять решение о том доставлять или хранить нужное количество продукта для каждого рынка, то есть сформулировать стратегию снабжения. Поскольку оптимальное распределение ресурсов между отдельными рынками или подразделениями предприятия в условиях неопределенности невозможно, то организации неизбежно занимаются прогнозированием спроса и потребностей. Для более точного прогноза в настоящее время используются современные компьютерные модели, анализ трендов, оценки продавцов и другие методы, способные помочь в таком прогнозировании.
Планирование потребности в материалах представляет собой систему планирования закупки материалов с учетом тенденций сезонности и динамики первичного спроса, а также типа рынков, на которых компания представляет свою продукцию. При планировании потребности в материалах используют данные о количестве необходимых запасов и времени их получения в соответствии с планом производства. Система планирования потребности позволяет:
- обеспечить наличие сырья, материалов, комплектующих и узлов в необходимых количествах;
- сократить затраты, связанные с заказом и хранением запасов;
- повысить эффективность календарного планирования и работы в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.
План потребности в материалах – это график закупки компонентов и материалов, составленный с учетом их наличного количества и ожидаемого цикла заказов.
Компоненты этой системы включают:
- график основного производственного процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени;
- данные об удельных нормах расхода материалов, определяющие количество и состав сырья и компонентов, необходимых для производства каждого конкретного вида продукции;
- данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали (имеющееся количество, ожидаемые поступления, а также количество израсходованных деталей, еще не списанных с учета);
- данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием;
- прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производства;
- структурированный перечень сырья и материалов;
- данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объемов заказов материалов.
Основные принципы планирования потребности в материалах:
- согласование потребностей в материалах и плана производства готовой продукции;
- разбивка по времени.
3. Функциональный цикл снабжения начинается с определения потребности в МР, который в свою очередь строится на планах продаж или производства. Далее эта информация обрабатывается и формируется заказ на МР. После этого необходимо выбрать оптимальный источник ресурсов. Это может быть внутренний или внешний поставщик, в случае внешнего поставщика возникает необходимость поиска и выбора поставщика. По окончании данной процедуры производится размещение заказа у выбранного поставщика. На этапе поставки товара необходим постоянный контроль точности выполнения заказ по объему выполнения и срокам доставки. На этапе поступления товара необходимо осуществление процесса приема-передачи товара, проверки его качества и количества. В период осуществления цикла возникает новая потребность, которая также определяется и цикл снабжения повторяется снова. Качественное осуществление цикла снабжения является основой бесперебойного функционирования предприятия.
Функциональный цикл снабжения
4. Существуют принципиальные отличия при определении потребности для промышленных и торговых предприятий.
УЗ для производства направлено на повышение качества закупаемого сырья, материалов, комплектующих и надежности доставки заказов в соответствии с производственным планом и сроками оборачиваемости. Для торговых компаний основой планирования являются планы продаж и прогнозы спроса.
Планирование потребности в МР для промышленных предприятий чаще всего основано на нормативном подходе, то есть удельных норм расхода МР на единицу (продукции, веса, длинны и т.п.). Удельные нормы, в свою очередь формируются согласно техническим, технологическим и пр. данным. Для расчета норм в каждой отрасли существуют соответствующее нормативно - методическое обеспечение. Эффективным инструментом планирования потребности в МР и последующих закупок для промышленных предприятий является применение модуля MRP в интегрированных информационно - управляющих системах предприятий, основанных на идеологии MRP/ ERP.
MRP (Material Requirements Planning) – комплекс инструментов, которые используют данные спецификаций продукции, информацию о запасах и производственный график для вычисления потребности в материалах.
Однако и эта система имеет недостатки: необходимость учитывать относительно длительные периоды планирования потребности, необходимость уверенности в долгосрочных отношениях с поставщиками и надежной компьютерной системы учета и планирования.
Исходной информацией для планирования потребности в ГП для перепродажи является прогноз спроса конечных потребителей, который лежит в основе плана продаж. Чтобы ослабить конфликт между критериями высокой представленности товаров на полках и низкими логистическими издержками, многие розничные сети используют следующие передовые технологии закупок: программа постоянного пополнения (CRP - continuous replenishment programms), эффективная реакция на запросы потребителей (ECR - efficient consummer response), совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (CFR - colleborative planning, forecasting and replenishment).
5. Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществлять следующими методами:
Качественный – на основе оценок специалистов (экспертов);
Количественный – на основе количественных данных;
Комбинированный – на основе комбинации количественных и качественных методов.
Наивный прогноз – прогнозируемое потребление будущего периода равно потреблению предшествующего.
• детерминированный – для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода, т.е. когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам;
• стохастический – для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды, когда основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность;
• экспертный (эвристический) – для расчета потребности на основе опытно-статистической оценки экспертов.
Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.
Условия применения количественных методов прогнозирования потребности:
- Эволюционные (медленно изменяющиеся) события;
- Кратко и среднесрочные прогнозы.
Этапы прогнозирования:
1. Сглаживание и выравнивание ретроспективного ряда;
2. Выбор аппроксимирующих зависимостей для прогнозной экстраполяции;
3. Оценка параметров аппроксимирующих зависимостей и выбор наиболее подходящей;
4. «Прогон» модели по имеющимся данным и оценка результатов прогноза;
5. Расчет прогнозных значений исследуемого показателя на будущие периоды;
6. Оценка точности прогноза и расчет доверительных интервалов.
Рассмотрим детерминированный метод. Данный метод применяется, когда известны объемы продаж изделий. Основывается он на использовании определенных исходных данных и служит для определения вторичной и третичной потребности при известной первичной. Необходимая информация – первичная потребность, включающая данные об объемах и сроках изготовления, информация о структуре изделия в форме спецификации или указаний о применяемости тех или иных деталей; нормы расходов по материалам и видам продукции; располагаемое наличие.
Норма расхода – максимально допустимое плановое количество сырья и материалов на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства.
В составе норм расхода учитывается:
Полезный (чистый) расход материала; технологические отходы, обусловленные установленной технологией производства; Прочие потери материалов.
По назначению нормы расхода классифицируются на: нормы сырья и основных материалов; вспомогательных материалов; топливно-энергетических ресурсов.
Потребность материальных ресурсов для основного производства:
где Mi - потребность в материалах;
Нij - норма расхода материальных ресурсов i-го наименования на j-й вид изделия;
Nj - производственная программа j-го вида изделия;
n - ассортимент.
Наиболее распространенной методикой определения потребности в материальных ресурсах является календарный метод планирования MRP-систем.
MRP использует большой объем информации, которая поступает из следующих источников:
• основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливаемого в каждый период времени;
• ведомости спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого продукта;
• учетной документации по запасам, где показано наличие материалов. Ведомость / спецификация материалов – это упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. Здесь указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.
Процедура определения потребности в обобщенном виде представлена:
Основными этапами определения потребности являются:
• определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;
• определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;
• установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.
Дополнительная литература:
1. 6 С. 206-209
2. 9 С. 170-183
3. 5 с. 176-182
4. 2 с. 41-46
5. 10 с. 112-122
6. 12 с. 83-86
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|