Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4.3 Правовые основы закупок (4 часа)





1. Базисные условия поставки – ключевой элемент договора купли-продажи. 2. Обязательства продавца и покупателя. 3. Особенности применения правил INCOTERMS. 4. Коносамент. 5. Проблема унификации нормативных документов, регулирующих взаимоотношения между контрагентами. 6. Основные документы в РФ и за рубежом.

1. Грамотное ведение закупочных операций требует отдельных знаний основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты. Для эффективного управления закупками большое значение имеют составление договоров на закупку, определение и корректировка договорных условий с поставщиками. Для персонала службы закупок полезно достаточно хорошо разбираться в общих принципах интерпретации и правил оформления контракта.

Основные элементы контракта:

1. Предложение и принятие предложения. Контракт оформляется в случае, если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной ею цене и на определенных условиях поставки, а другая сторона принимает это предложение. В большинстве случаев контракты бывают письменными, но возможны и устные, которые часто исполняются, не менее тщательно, чем письменные. Редкое применение устных контрактов связано, прежде всего, с тем, что отсутствие документа затрудняет доказательство наличия контракта в судебных инстанциях.



2. Финансовые условия. Контракт должен иметь стоимость.

3. Право заключать контракты. Такое право имеют только определенные должностные лица (директор, исполнительный директор), уполномоченные фирмой и действующие от ее имени.

4. Законность. Контракт обязан быть законным, т.е. всецело отвечать юридическим нормам страны.

Таким образом, заключение контракта подразумевает согласование разных условий, как четко выраженных, так и подразумеваемых. Все они отражаются в документах, на основе которых оформляется контракт. Четко выраженные условия — те, которые фактически отражены в контракте. Подразумеваемые условия — те, которые либо вытекают из зафиксированных в контракте, либо являются сами собой разумеющимися, исходя из здравого смысла.

Структура контракта, отвечающая требованиям законодательства РФ, включает следующие базисные условия:



1. Предмет договора – это требуемый товар или услуга;

2. Количество товара;

3. Качество товара - соответствие ГОСТу, ТУ, наличие необходимых сертификатов и т.п.;

4. Сумма договора и порядок расчетов. По выполнении условия контракта поставщик выставляет счет на оплату, который оплачивается бухгалтерией, как правило, в форме безналичных расчетов, однако имеют место и наличные платежи. При осуществлении расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо и в др. формах, предусмотренных законом, установленными банковскими правилами и применяемые в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны могут избрать и установить любую из указанных форм расчетов. В рамках выбранной формы расчеты могут производиться с частичной предоплатой, и по факту получения товара, с предоплатой полностью за весь товар;

5. Упаковка и маркировка;

6. Условия поставки товара, которые закрепляют условия транспортировки, сроки и т.п.;

7. Условия приемки товара, характеризующие процедуру и длительность приемки товара, сроки и порядок предъявления претензий по количеству и качеству товара;

8. Форс-мажорные обстоятельства (действия непреодолимой силы) определяют поведения сторон в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (военные действия, революции, стихийные бедствия и т.п.);

9. Ответственность сторон закрепляет порядок и условия взыскания штрафов за нарушения условий контракта;

10. Порядок разрешения споров, как правило, определяет процедуру решения спорных вопросов в судебном порядке согласно действующему законодательству страны;



11. Прочие условия включают условия и сроки вступления в силу и расторжения договора;

12. Реквизиты сторон (фактические и юридические адреса, контактная информация, банковские реквизиты, уполномоченные лица и т.п.).

Все эти условия являются типовыми, однако в отличие от специфики деятельности их количество и содержание существенно отличается на различных предприятиях. Поэтому существуют различные приложения к договору. Приложением к договору может быть спецификация, в случае ее наличия она является обязательным приложением, в ней закрепляется особые условия договора (процедура поставки, ассортимент, количество, цена, особые требования оформления документов, приемки и отгрузки и т.п.). Так же, как правило, крупные поставщики заключают типовые договоры со своими клиентами, в случае достижения договоренности об изменении условий типового договора обязательным приложением к договору может быть протокол разногласий, фиксирующий подобные изменения без изменения текста типового договора, подписанный обеими сторонами.

2. Основные обязанности продавца включают:

- поставить товар в оговоренный пункт;

- уведомить покупателя об отгрузке товара;

- обеспечить упаковку товара;

- оплатить таможенные пошлины и налоги по экспорту;

- обеспечить получение экспортной лицензии или разрешения на вывоз товара, если таковые требуются;

- от российских экспортеров требуется предоставить для оформления в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет фирмы, Паспорт Экспортной Сделки, составленный на основе внешнеторгового контракта (Инструкция ЦБРФ N19 и ГТК РФ № 01-20/10283 от 12 октября 1993 г.);

- нести риск и расходы до момента предоставления товара в распоряжение покупателя в месте, установленном базисными условиями и в срок, обусловленный в контракте.

Основные обязанности покупателя:

- принять товар, предоставленный в его распоряжение в месте и в срок, обозначенные в договоре, и уплатить цену товара в соответствии с контрактом;

- нести все расходы и риски, которым может подвергаться товар с даты истечения срока поставки;

- оплатить таможенные пошлины и налоги по импорту;

- обеспечить получение импортной лицензии или разрешение на ввоз товара, если это необходимо;

- в России импортер предоставляет в уполномоченный банк, ведущий валютный счет фирмы, Паспорт Импортной Сделки, составленный на базе внешнеторгового контракта (Инструкция ЦБРФ N30 и ГТК РФ № 01-20/10538 от 26 июля 1995 г.).

3. Базисные условия ИНКОТЕРМС выработаны на основе международной торговой практики. Они упрощают операции, связанные с поставкой товара. Общий подход к базисным условиям был определен Международной Торговой Палатой (ICC International Chamber of Commerce) в справочнике толкования терминов Инкотермс (Incoterms). Этот справочник терминов используется в международной практике с июля 1990 года.

Рассмотрим некоторые основные варианты базисных условий.

EXW – «EX WORKS» (ex factory, ex plantation, ect.) «с завода» (с предприятия, с плантации и т.д.) означает, что единственной обязанностью продавца является предоставление товара на его предприятии, так как покупатель несет все расходы и ответственность по погрузке и доставке товара до пункта назначения.

FOB – «FREE ON BOARD» (name port of shipment) «франко-борт» (наименование порта назначения), где «франко» – пункт назначения, риск по доставке до которого покупатель не несет. Товар грузится продавцом. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца на покупателя в момент пересечения товаром поручней судна.

CIF – «COST, INSUARANCE AND FREIGHT» (named port of destination) «стоимость страхование и фрахт» (наименование места назначения). В данном случае продавец обязан оплатить фрахт и расходы, необходимые для доставки товара в поименованный порт назначения, плюс обеспечить страхование риска утраты при морской перевозке. Риск и любое увеличение расходов переходят к покупателю в момент пересечения товаром поручней судна в порту погрузки.

DAF – «DELIVERED AT FRONTIER» (named place of delivery at frontier) «поставка до границы» (название места поставки на границе). Эти условия означают, что обязательства продавца считаются выполненными, когда товар прибыл на пограничную станцию, но до пересечения им таможенной границы страны, указанной в договоре. Данному условию отдается предпочтение при поставках груза автотранспортом или по железной дороге.

DDP – «DELIVERED DUTY PAID» (named place of destination in the country of importation) «поставка с оплатой пошлины» (название места назначения в стране ввоза). Означает, что все расходы и риски по доставке товара до места назначения в стране покупателя несет продавец.

EXW и DDP предусматривают максимальную ответственность по поставке товара со стороны покупателя в одном случае, и продавца в другом. Это два как бы противоположных условия, которые не всегда удобны одной из сторон, поэтому в международной практике предпочтительно используются условия, разделяющие риск поставки, то есть промежуточные между EXW и DDP.

4. Коносамент – это документ стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение. Коносамент используется при перевозке грузов в международном сообщении и представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет право владения перевозимым грузом, товаром. По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и перевозчиком. Основные правила обращения коносамента, и его реквизиты закреплены ст. 123 - 126 Кодекса торгового мореплавания.

В коносаменте указываются:

- наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном);

- наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя;

- место назначения или направление судна, наименование получателя груза;

- наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза;

- количество мест и/или вес и/или объем груза;

- данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах;

- количество составленных экземпляров коносамента;

- подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Формы коносамента:

- на предъявителя, т.е. предъявитель коносамента является владельцем груза;

- именной, т.е. владельцем груза является лицо, поименованное в коносаменте; именной коносамент не подлежит передаче другому лицу;

- ордерный, т.е. передача индоссамента от одного лица к другому осуществляется с помощью передаточной надписи на нем – индоссамента; это самая распространенная форма коносамента;

- сквозной – коносамент, выдаваемый при мультимодальной перевозке, когда груз перегружается с одного средства на другое.

Коносамент называют «чистым», если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и «нечистым», если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

К коносаменту обязательно прилагается страховой полис на груз. Коносамент может сопровождаться различными дополнительными документами, необходимыми для перевозки груза, его хранения и сохранности, для оформления таможенных процедур и т.п. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу.

Порядок поставки по коносаменту следующий:

1) После загрузки и отправки контейнера из порта отправления, агент линии выпускает коносамент и передает 3 оригинала и несколько копий грузоотправителю.

2) Грузоотправитель как правило, ждет получения всей суммы за груз и после этого отправляет комплект оригиналов коносаментов клиенту.

3) Клиент определяется с экспедитором и таможенным брокером и передает им оригиналы коносаментов или самостоятельно сдает их в контейнерную линию или агенту линии, уполномоченному принимать оригиналы коносаментов.

4) В случае если коносамент ордерный, то для получения груза, необходимо ордерное письмо на компанию, которая будет являться грузополучателем груза.

5. Проблема унификации нормативно-правовой базы взаимодействия контрагентов заключается в неоднозначности регулирования этих отношений региональными и иностранными нормами. Различия между регулированием различных государств нередко создают для трансграничного снабжения неоправданные юридические препятствия. Проблемами устранения юридических барьеров при трансграничных перевозках занимаются Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Международный институт унификации частного права (УНИДРУА).

ЮНСИТРАЛ была образована в 1966 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

ЮНСИТРАЛ занимается унификацией в следующих областях:

- международная купля-продажа товаров и связанные с ней сделки;

- международные перевозки грузов;

- международный коммерческий арбитраж и примирительные процедуры;

- государственные закупки;

- договоры о капитальном строительстве;

- международные расчеты;

- электронная торговля;

- трансграничная несостоятельность.

Первоначально УНИДРУА был учрежден в 1926 г. как вспомогательный орган Лиги Наций, а после прекращения существования последней он был воссоздан в 1940 г. как самостоятельная межгосударственная организация. Из стран СНГ только РФ с 1988г. входит в данное объединение.

Основная цель УНИДРУА в современных условиях заключается в изучении путей гармонизации и координирования частного права отдельных государств или групп государств с целью подготовки единообразных правовых норм для постепенного их принятия государствами.

Основными взаимодополняющими методами унификации законодательства явились:

1) установление правил выбора между конкурирующими системами материального права и определения компетентности национальных судов (принятие коллизионных норм) и 2) прогрессивная унификация права (принятие единообразных материально-правовых норм).

6. Представим иерархию по юридической силе нормативных актов направленных на регулирование порядка заключения и исполнения договора поставки:

Нормы международного права:

- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.);

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 «Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию»;

- Правовое руководство ЮНСИТРАЛ «По международным встречным торговым сделкам» (подготовлено на двадцать пятой сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 4-22 мая 1992 г.);

- Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств (Киев, 20 марта 1992 г.);

- Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» Международной торговой палаты 1990 г. №460.

Далее по степени убывания юридической силы следуют нормы отечественного законодательства:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) §3 главы 30 (ст.ст.506-524);

- Кодексы о договоре, обязательствах и сделках;

- Федеральные законы, регулирующие договор поставки или транспортировки и прочие смежные взаимоотношения;

- подзаконные правовые акты – нормативные акты полномочных органов;

- Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ

- Постановления Правительства РФ, регулирующие особенности поставки специфичных видов товаров;

- ведомственные нормативные акты – акты, принимаемые отдельными министерствами и ведомствами. (Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары (утв. постановлением Госснаба СССР от 21 января 1991 г. №1); - Особые условия поставки виноматериалов, коньячных спиртов и коньяков (утв. Минпищепромом СССР 21 июня 1971 г.); Инструкция о порядке проведения экспертиз экспертами (утв. приказом Главного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР от 22 мая 1979 г. №20)).

- Судебная практика (обзоры судебной практики) (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»; Инструктивные указания Госарбитража СССР от 28 марта 1975 г. №И-1-12 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с возвратом тары»; Инструкция Госарбитража СССР от 15 октября 1990 г. «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов»; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11 апреля 1969 г. №2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа» (в ред. от 27 ноября 1981 г.); Инструктивные указания Госарбитража СССР от 14 сентября 1963 г. №И-1-47 «О разрешении споров, связанных с использованием тары».

- обычаи делового оборота или обычно предъявляемые требования.

 


Дополнительная литература:

1. 7 с. 133-141

2. 5 с. 189-191

3. 8 с. 110-112

4. 12 с. 414-452


Литература:

  1. Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика / Серия «Учебники, учебные пособия» ­- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 416с.
  2. Гайдаенко А.А. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 272с.
  3. Джонсон С. Джонсон, Дональд Ф. Вуд, Дэниел Л. Вордлоу, Поль Р. Мэрфи-мл. Современная логистика, 7-е издание: Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 624с.
  4. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика : учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944с.
  5. Канке А.А., Кошевая И.П, Логистика: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 352с.
  6. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. Ред. Проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА–М, 2006. – 976с.
  7. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА –М, 2008. – 368с.
  8. Савенкова Т.И. Логистика : учеб. пособие / Т.И. Савенкова. - 2-е изд., стере. - М.: Издательство «Омега-Л», 2007. - 256с.
  9. Сковронек Ч., Сариуш–Вольский З. Логистика на предприятии: Учеб.-метод. пособие: Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400с.
  10. Степанов В.И. Логистика: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 488с.
  11. Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – XXXII, 797с.
  12. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А.Флинн, Г.Фирон; пер. с англ. под ред. Ю.А. Щербанина. ­- 13-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 751с.

 

Периодические издания:

 

 

1. «Логинфо»

2. «Логистика и управление цепями поставок»

3. «Логистика и управление»

4. «Логистика сегодня»

5. «Логистика»

6. «Логистический менеджмент»

7. «Риск»

8. «Эксперт»

 

Интернет-ресурсы:

 

1. http://www.logistics.ru/21/5/1/i8_465.htm

2. http://www.startlogistic.ru/snab/

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.