МОУСКОШ VIIII вида г. Липецка
БЫХАНОВА Н.В.,
Учитель биологии
МОУСКОШ VIIII вида г. Липецка
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Специальная (коррекционная) школа VIII вида даёт учащимся элементарные знания о природе, растениях, животных, воде, воздухе, полезных ископаемых и почве.
Перед учителем естествознания специальной (коррекционной) школы VIII вида стоит задача дать своим воспитанникам элементарные, но прочные и научно правильные знания о предметах и явлениях природы.
Усвоение отвлечённых понятий, связанных с приобретением знаний, становится доступным ребёнку с нарушением интеллекта главным образом в процессе практической работы, а потому изучение природы необходимо связать с работой в уголке живой природы, на пришкольном участке. Ухаживая за растениями и животными в уголке живой природы, готовя почву к посеву, выращивая растения на пришкольном участке, ставя несложные опыты по изменению питания, водного и светового режима, учащиеся приходят к выводу, что урожай зависит от знаний и коллективного труда людей, что человек может преобразовать природу.
Одновременно школьники овладевают и практическими навыками и умениями по сельскому хозяйству. Таким образом, знания, полученные ребёнком в школе, готовят его к трудовой деятельности по выходе из школы.
Основными задачами преподавания естествознания являются:
1) сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание естествознания в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся.
В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.
Существует две программы обучения детей с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида: программа под редакцией Воронковой В.В. и программа под редакцией Бгажноковой И.М.
Программа Бгажноковой И.М. существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Программа предусматривает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено исходя из местных (региональных) условий.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по месту их произрастания. Апробация программы показала, что такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом.
В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.).
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию», «Уход за животными живого уголка» и др.).
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.
Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
ЕСТЕСТВО ср. — все, что есть; природа, натура и порядок или законы ее; существо, сущность по самому происхождению. Духовная жизнь чужда земного естества. Человек по естеству своему при-частен плоти и духу. Естественный — природный, натуральный, неискусственный, самородный; непротивный законам природы, согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда. Естественные явления, все перемены в видимой природе. Естественная история, описание трех царств природы. Естественный порядок вещей. Естественно нареч., по природе своей, по законам природы; просто, вольно, непринужденно; близко к природе, сходно с нею, о движениях и поступках человека; искусно подражая природе и действительности; верно ее изображая; само собою, легко. Понятно, разумеется, конечно; логически. Естествоиспытатель, -ница, естествослбв, естественник, изучающий природу, натуралист.
В.И. Даль
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕср. — естественные науки, науки о явлениях и закономерностях природы.
БИОЛОГИЯ ж. - комплекс наук о живой природе, о закономерностях органической жизни, прил. Биологический, -ая, -ое.
С.И.Ожегов
БЫХАНОВА Н.В.,
Учитель биологии
МОУСКОШ VIIII вида г. Липецка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|